Я любил летать этим рейсом.
Нашему экипажу он доставался за период летней навигации не часто.
Это было как свидание с чем-то необычным. И я ждал с нетерпением этот рейс.
Мы вылетали на исходе длинного летнего дня,
а впереди была очень короткая летняя ночь.
Но какая!
Маршрут проходил почти строго на Восток и за малым исключением,
это была почти прямая линия.. Короткая посадка на северном Кавказе.
Затем снова взлёт и мы набираем заданный эшелон.
Звучат короткие доклады по радио и....
Наступает долгожданная тишина,
очень редко нарушаемая каким-нибудь бортом.
По этой трассе, да ещё в ночное время, движение очень редкое.
А у нас впереди более трёх часов полёта.
Почти полторы сотни пасажиров находятся в полном распоряжении стюардесс,
которые без устали разносят им питание и напитки.
А у нас обычная рабочая обстановка.
Включён автопилот. Можно расслабиться.
Первый и второй пилоты лишь поглядывают на приборы,
а штурвал шевелится сам, выполняя электронные команды автопилота,
чуть подправляя курс и высоту.
Ровно гудят турбины двигателей.. Сзади за нашей спиной быстро умирает день,
а мы летим навстречу к совсем новому дню.
Задёргиваю шторки штурманской кабины отделяющих меня от пилотов,
бегло осматриваю приборную доску, выключаю освещение и уезжаю вместе
с креслом на салазках в стекляный нос.
И там погружаюсь в это самое состояние,
которое повторяется каждый раз в таком полёте.
Пока ещё где-то сзади гаснут отсветы старого дня,
цвет неба над головой медленно изменяется от тёмно-фиолетового до почти чёрного.
«Почти» потому что фиолетовый цвет всё равно как-то присутствует в этой
бездне над головой.
Звёзды выглядят не так как с земли. Они крупнее и их намного больше.
На высотах 12 - 13 тысяч метров атмосфера всегда чище чем у земли
и для наблюдений не мешает посторонний свет.
(Обсерватории ведь всегда строят на высоких горах).
Облачности летом здесь вообще не бывает..
А на необъятных просторах Казахстана светятся лишь
редкие населённые пункты. И создаётся впечатление, что звёзды везде:
вверху внизу и со всех сторон.
Скорость полёта почти не ощущается.
Я как бы присутствую в каком-то потустороннем мире и лишь тогда
когда под нами проносится редкий встречный борт, мигая своими
аэронавигационными огнями, портится всё впечатление.
По этой же причине я стараюсь не оглядываться на светящиеся зеленоватым светом
приборы и бегающую по экрану локатора радиальную развёртку.
В эти минуты и часы для меня время как бы останавливается
или вообще исчезает.
Стюардессы знали мою слабость и не беспокоили меня с ужином.
А я «висел» в своём носу сам один. Кругом только звёзды.
Я и звёзды.
Здорово!
Они все разные и свет излучают по-разному.
Голубоватые, жёлтоватые, красноватые,
а некоторые их них даже подмаргивают мне.
Иногда какая-то вдруг срывается со своего места и,
прочертив короткую дугу, исчезает.
Невольно голову наводняют мысли о мироздании.
Если появлялась луна, то небо сразу становилось плоским, а звёзды как бы
прибитыми к небосводу и весь полёт можно было считать испорченым.
Но сегодня всё как надо. Спать совершенно не хочется.
Я снимаю наушники и вообще отключаюсь от всяких звуков.
Безопасность полёта сохраняется, связь ведут пилоты, а я ....
Меня нет, я отсутствую, но всегда, в любую секунду, готов включиться в работу.
Вот где-то далеко справа, почти на горизонте, возникло пятно огней. Это Ташкент.
Но жизнь земли в это время меня как-то не интересует, хотя знаю,
что как раз сейчас, чуть в стороне, под нами Байконур,
откуда уходят в космос корабли. Может и там не спят.
И знаю совершенно точно, что вот-вот произойдёт то, что доложно было произойти.
и я ожидал этот момент, всматриваясь вперёд, то-есть на Восток.
И вот оно!
На востоке, где ещё минуту назад невозможно было предположить линию горизонта,
вдруг пропали сразу несколько звёзд. Они были самыми маленькими
и поэтому их свет исчез раньше.
Вот так и в жизни, слабый погибнет раньше если ему некому помочь.
А в этой бездне разве может кто-то помочь?
Здесь нет бестолковых докторов и бесполезных лекарств с «противопоказаниями»,
здесь некому судить и миловать здесь властвует один, Его Величество:
Закон, неподкупный и неумолимый, неподвластный никому и настоящего имени
его на земле никто не знает.
Хотелось затормозить, остановить всё происходящее, но нет это было невозможно.
Светлая полоска беспощадно отделила земную твердь от небес и вдруг,
без всяких объяснений и доказательств, стало отчётливо видно,
что земля-то круглая!
Горбатый горизонт становился всё шире, а небосвод с остатками звёзд
стал приобретать свой обычный тёмно-фиолетовый цвет.
Как при ускоренном показе фильма потому, что мы неслись навстрчу солнцу
со скоростью 900 километров в час, а оно навстречу к нам со скоростью около 2000.
Белел Восток.
Именно белел.
На земле восходам и заходам всегда сопутствует темно-красный цвет.
Это результат запылённости и влажности нижних слоёв атмосферы.
А здесь всё совсем по-другому.
И вот появился раскалённый добела краешек огромного шара.
На моих глазах происходило волшебство – рождение нового дня !
А там внизу на земле люди ещё не знали об этом.
Внизу была тёмнота, там была ещё ночь.
К моему великому сожалению я знал совершенно точно, что и этот,
только что рождённый на наших глазах день, умрёт.
Было немножко грустно, но ведь к нему на смену прийдёт новый день!
Мне сразу захотелось спать, а в глаза как-будто кто-то песок насыпал.
Я «уехал» из носа, раздвинул шторки и снова надел наушники.
Вся ночь продолжалась около трёх часов.
А ведь перед нами промчалась ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ!
Одесса - Алма-Ата.