Вискис

Сев Евгений Семёнов
- Не зачастил Степан с картофаном-то? Здоровенько!
- Здорово Егор! Чё это зачастил?
- Ну, дык, кажен день свежую копаешь! Как, кстати, урожай нонче у тебя?
- Вашими молитвами у нас урожай! И не кажен день! Позапозавчера токо маненько копнул! Треть ведра! Так ить съел давно!
- Ты глянь, клубни ноне-то у тебя уродились! С бычью голову! Чё с наговором сажал чёли?
- С ним самым! Который навозом называется! В кажну лунку добавлял по весне!
- И не лень было.
- Не полопашь, коль не топашь! Усёк!
- Усёк-усёк! Мне и так хватат! Без наговору! Смотри Клавдии не проболтайся! А то на следующий год и ей приспичит по твоей технологии сажать!
- Скажу, коль не забуду!
- Ага! Давай!
- Не боись солдат дитятку не обидит!
- Соо-о-олдат…ети-ё мать! Иди на перекур! Служивый!
- Чичас! Коль угощаш!

Дед Степан перешагивает межу отделяющие огороды и присаживается на жердь рядом с дедом Егором. Оба в рубахах навыпуск, и штанах заправленных в кирзачи. Лица загорелые под щедрым Сибирским солнцем контрастируют с сединой волос на голове, взлохмаченной небольшим ветерком. Узловатые кисти рук покоятся на коленях, удерживая папироски.

- Спички-то есть Степан?
- Неа!
- О! У тебя как всегда! Окромя лёгких на покурить нету ничё!
- Чё брешешь-то! Не всегда!
- Тады давай спички!
- Нету.
- Вот я и говорю, что никогда нету!
- Тфу ты!
- Да ладно, у меня жижигалка! На! Подкуривай!
Пенсионеры дружно затягиваются. Дым из четырёх ноздрей клубами разлетается по сторонам. Молча думают каждый о своём. От сарая отделяется чёрная тень кота и направляется к сидящим соседям. В пасти мышь. Хвост волочится по земле. Кот выпускает добычу перед Степаном. Бездыханный грызун лежит кверху пузом.
- О! Степан! Глянь! Чё это кот твой удумал-то? А? Выслуживается чёли?
- Выслуживается-выслуживается! Ешь сам её Стахановец! Мне-то она нахрена!
- Молодца кот всё-таки у тебя Степан!
- Да кто супротив-то? Хороший котяра! Тока непонятливый!
- Это почему?
- Да потому! С тебя чекен Егор! А с меня картошка жарена! Приходи через полчаса! Там и расскажу почему он непонятливый! Или Клавдия не отпустит?
- Я чё ей докладать буду? Щас нацежу медовухи с фляги токо! Жди!
Деды расходятся по дворам, каждый со своей заботой.

Запахи ароматно парят над сковородой, со стола стоящего под берёзкой в углу ограды. Тут же эмалированная чашка с малосольными огурцами и миска с мясом. Скрипит калитка. Появляется дед Егор, придерживающий оттопыренный карман штанов.

- Во время Егор! Так бы сам усё схряпал!
- Ну, так ить! Самый раз!
- Клавдия-то не усекла?
- Куды ей супротив меня-то? Старый разведчик ишо!
- Ну, сидай тады! Вот стаканы!
- Вижу!
- Да я понимаю, што умного учить – токо портить! Насыпай!
- Энто завсегда! И без промаху!

Деды поднимают стаканы.

- Степан давай по-танкистски! Знаешь же какой слух у моей бабки! У-у-у!
- Ну, давай!

Степан с Егором ладонями прикрывают, сжимая стаканы сверху, и чокаются. Глухой звук еле слышен.

- Удивляюсь Егор! От скоко пью – стоко удивляюсь! Хороша получается у тебя медовуха! Держишь марку! И запах, и цвет, и градус!
- Ну, так ить! Талант не пропьёшь!
- Это верно! Да ты закусывай-то! Закусывай!
- Щас! О! Хороши огурчики! Хороши! Могёшь Степан кошеварить-то!
- Ну, а чё? Жисть заставит! Бабка померла – кто меня кормить-то будет окромя меня? Вот и научился премудростям кухонным!
- Это верно! Да и мясцо нежное получилось!
- Ишо бы! Нежнее не бывает! Старался!
- Токо надо было его подогреть! Хотя, и так самый смак! Ну, подставляй тару!
- Вот она!
- Давай за твои кулинарные способности Степан! А потом про своего Стахановца расскажешь, чё хотел! Про его непонятки!
- Ага! Будь!

Деды выпивают, крякают, вздрагивая под действием крепости медовухи.

- Е-е-э-х!
-У-у-ух! Ну, гутарь Степан!
- Ага. Вот значица. Прибавили нам пенсию значица. Знаешь же. Мне аж на четыреста рублёв с хвостиком. Вот получил я значица прибавку! Праздник же! Праздник?
- Ну, а чё! Праздник!
- Наливай Егор для связки слов!
- Ага! От!
- Вот получил я значица прибавку! Сгребаюсь в райцентр за подарками в честь ентой прибавки! Себе значица! Волкодаву свому Лохмачу! И коту свому Стахановцу! Себе понятно дело чё! Лекарство от паразитов разных! Штобы организьм не тревожили! Поллитру! Лохмачу пакет собачьего корму! Стахановцу банку тушёнки кошачьей! Пущай порадуются, думаю животинки мои!
- Ишь ты! Молодца!
- Ага! Приезжаю до хаты! Лохмач рад до усери! Ластица! Морду мне лижет! Ну, пакет сразу весь и оприходовал!
- Ишо бы! Эти супостаты заокеанские для животины вкусно готовят! Слыхал про то по брехунцу!
- О! И я Стахановцу говорю, што это вкусно, када банку консервов кошачьих ему открыл!
- А он чё?
- Чё-чё! Сучёнок! Лапой загребает! Мол хреновую пишшу я ему привёз!
- Да-а-а…тупой!
- О! И я ему так же гутарю! А он нихрена и ни в какую! Не жрёт и всё тут! Общем, как я тебе и говорил! Непонятливый!
- Это точно!
- О! Давай ишо по маленькой! Есть там?
- Есть! Как раз по одной осталось!
- Будем!
- Будем!

Пустые стаканы опускаются на стол.

- А мясцо и взаправду Степан получилось у тебя! Токо не пойму! Говядина али свинина!
- Щас скажу чё там!
 
Степан нагибается под стол и достаёт банку с довольной мордой кошки на этикетке.

- Телятина с индейкой!

Глаза Егора округляются.

- Ты чё Егор? Чё замер-то? Да всё нормально будет! Не пропадать же консервам, ежели этот не жрёт! Всё таки шисят восемь рублёв и писят копеек плочено! И марка хорошая говорят! Вискис называется!