Диалоги. О графомании

Андрей Шестаков Наум
 - Графоманов развелось!

 - Графоманов нет.

 - Что ты сказал?!

 - Графомании не существует. Такая вот максима.

 - Как? Да вот же…

 - Ерунда. Подтверждается аксиомой: «На любую хрень всегда найдется свой потребитель».

 - Ну, ты как всегда… Имя им легион! Тут и спорить то…  сравни с профессионалом.

 - Профессионализм – миф.

 - Охренеть! Договорились. Профессионалов, стало быть, нет?!

 - Профессии есть, профессионалов нет. Тем более профессиональных писателей. А если нет профессиональных писателей, нет и графомании – как явления.

 - Уже можно смеяться?

 - А что тут смеяться? Ты можешь дать определение профессионального писателя?

 - Конечно! Как и любого профессионала. Вот:  - Профессионалом может считаться  тот, кто своей профессией зарабатывает себе на хлеб с маслом.

 - У меня есть знакомая. Музыкант. Закончила консерваторию. Преподавала. Потом забросила всю эту музыку и начала торговать импортными унитазами. Зашибает хорошую деньгу. Кто она?

 - М-м… продавец хороший. Стало быть, нашла свое призвание.

 - То есть, для определения профессионализма писателя, самое главное – его гонорар?

 - Ну… где то…

 - Возьмем, к примеру, Донцову. Ничего личного – как пример. Ты ее читаешь?

 - Нет. Но… да понятно в принципе, что…

 - Нет, послушай! Тиражи огромные?

 - Ну.

 - Гонорары большие?

 - Большие! Но то, что я ее не читаю, не значит что она не профессионал. О вкусах, как известно, либо хорошо, либо…

 - Согласен. А вот Вася Пупкин. Охрененный писатель! И стиль, и слог, и мысль, все! Я его обожаю, ты его обожаешь. Еще десятка два-три ценителей. Еще пара сотен - слышали о нем. И все. Ни тиражей, ни гонораров. Очевидно – графоман!

 - Нет, нет. Не путай! Нет гонораров, ну и… А качество текста?

 - А судьи кто?

 - Время рассудит.

 - А ты доживешь? Узнаешь – кто?

 - Значит ценители. Ты. Я. Интеллигентные люди.

 - Вот еще непонятное слово. Интеллигентные люди. Кто это? Тайное общество? Союз меча и орала? Судьи то кто?!

 - Ну, очевидно же.

 - Кому очевидно?! Что – очевидно?! Ремесленник, продающий дешевую макулатуру – профессионал, а мастер, пишущий так, что ах – графоман! Так?

 - Нет. Но зачем же в крайности…

 - Какие крайности! Что главное? В чем критерий? Образование?! Очевидно – нет. Членство в Союзе писателей? Бред. Рейтинг? Не смешите меня. Тиражи? Гонорары?! Опять не то.

 - Да качество текста! Ты же не будешь…

 - Буду! Буду. Опять – судьи кто? И что такое – качество текста? Критерий? Вот Достоевский. От его стиля у меня челюсть сводит. Но цепляет.

 - Вот! Цепляет!

 - А ты пробовал несколько его романов подряд прочитать? На третьем тебя стошнит. И уже не только от стиля.

 - Ну и что. Он классик.

 - Классик, классик. И Пушкин – классик.

 - И Пушкин.

 - И с качеством текстов порядок? И с тиражами?

 - Безусловно!

 - А когда ты читал его в последний раз?

 - Ну…

 - В школе ты его читал. Из под палки! И потом может пару раз. Из интереса. Потому что классик. Самое известное.

 - Нет, ну почему…

 - Да потому!

 - Надеюсь, ты не будешь спорить, что Пушкин – классик.

 - Что классик – нет. А вот была ли у него книжечка Союза писателей? Да Бог с ними, с классиками. Мы о профессионалах.

 - О графоманах.

 - И о них, родимых. Стало быть, если тексты фуфло, но гонорары огромные – вроде как профессионал. А если пишет как Бог, но никто его не печатает – графоман?

 - Нет. Не правильно как-то. Если пишет гениально, то и читать его будут все.

 - Да? Интересно. Пойду искать.