Письмо-ответ

Арника Горная
ОТВЕТ ...
   
    на рецензию к публикации  http://www.proza.ru/2010/08/29/843  автору
 http://www.proza.ru/avtor/logosscriptora

    Здравствуйте ! Сергей Иванович!
    В ответ на вашу рецензию можно написать целый рассказ.
    Буквально недавно , в отпуске была в гостях  у учительницы (преподавателя ) по специальности ( класс фортепиано), которой  благодарна .
    В разговоре мы коснулись темы , как изменился обучающий процесс в школе искусств.В пору  моего обучения была просто Детская Музыкальная Школа.  Теперь это Школа Искусств.
    К моему великому удивлению я поняла , что много изменилось . Наметились как положительные , так несколько и отрицательные тенденции(в моем понимании и восприятии).
    Но  ничто не стоит на месте,  все изменяется и развивается.И это радует.
    При нас не было вокала, студийного аккомпонимента. Было хоровое пение, сольное исполнение. Признаться честно, я даже сама много забыла  из-того, что когда-то изучала.
      *
   Биографы пишут биографии под своим углом зрения и сквозь призму  своего  мировосприятия. Здесь я с вами полностью согласна. В пору моего обучения для нас композиторы были идеалом и совершенством. 

   ...ПОЭТЫ  И  КОМПОЗИТОРЫ НЕ  РОЖДАЮТСЯ  СЛУЧАЙНО...
    *
  НАУЧИТЬСЯ  СЛУШАТЬ  МУЗЫКУ  КАК МУЗЫКУ — Да! Это действительно великое искусство. Но если человек не знает нотной грамоты , то научиться слушать музыку — вдвойне превзойти самого себя. Человек же , постигший азы музыки — способен выразить ее и другим образом.
   Еще до рождения ребенок , находясь в утробе матери воспринимает звуки , окружающие его биологическую мать. Часто говорят, если во время вынашивания ребенка будущая мать слушает музыку , читает литературы (кроме соответствующего режима питания и отдыха ), то у ребенка больше шансов стать музыкантом. Так что на мой взгляд не все заложено в генах.Многое зависит и от окружающей среды и событий.
  Опять же , я возвращаюсь к истории развития как музыки, так и искусства в целом. Существует мнение, что музыка Моцарта способствует развитию математических способностей.
    *
    Теперь же об «иллюстрациях, убивающих непосредственное восприятие звуков »...
    Если музыка звучит в пустой зале, при свете свечей, и музыкант исполняет ее наедине с самим собой  — это монолог  музыканта. Если есть рядышком слушатель , то это уже диалог. И слушающий слышит не только монолог исполнителя , а исполняющий только себя ...идет обмен ...слушающий слышит то, что выражает музыкант, а музыкант исполняет уже не только для себя.
   ЭТО МОЕ ПОНИМАНИЕ - СЛУШАТЬ МУЗЫКУ.
   Потому что одно и то же музыкальное произведение в исполнение разных исполнителей может звучать по разному. У одного музыканта может присутствовать виртуозная техника, у другого — эмоциональная выразительность в ущерб технике. По другому музыка будет звучать и в исполнении самого композитора.
   Если я слушаю живую музыку в театре , где есть дирижер, есть оркестровая яма , акустика зала — это совершенно другое откровение. Другое откровение у органной музыки , камерной музыки.
   Картинки — пейзажи, бури, ветер...Как я  вас поняла...не возможна визуализация музыки....????
   Но если я еду в поезде , а рядом звучит музыка , или я вспоминаю музыку...
   Сначала  было «Слово...» ...«Бог...». И бог создал мужчину и женщину по образу и подобию...
  Думаю вы и сами все это знаете не хуже  меня. И сначала у ВЕЛИКОГО ТВОРЦА была...сложно ответить однозначно, но все-таки наверно ИДЕЯ. И это все было до рождения музыки в ее чисто классическом понимании.
   ОТВЕТИТЬ  Вам однозначно, что я понимаю под понятием –
   ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА -  НЕПРОСТО.
   СОЛЬФЕДЖИО И МУЗЫКА  ВЕДЬ ТОЖЕ  НЕРАЗДЕЛИМЫ.
   Обращусь лучше к истории искусства. Все мы хорошо помним Чарли Чаплина и немое кино.
   Но и оно озвучивалось извне. В театре и кино всегда присутствует музыка . Есть декорации. Есть звукорежиссеры, сценаристы, актеры ...И даже одну и ту же роль один и тот же артист в разное время может исполнить  совершенно по разному. И это буквально вскольз о программной музыке. Попробуйте обратиться к творчеству Анастасии Борискиной на стиху ру , к ее записям в дневнике. Ею затронута тема ,что к творчеству нужно относиться очень осторожно.
   Возможно в смерти Сергея Есенина и повинен  «черный человек», преследовавший его...
А смерть Виктора Цоя — следствие возникшей надменности в следствии  успеха и взлета...
  Я  НЕ  ОЧЕВИДЕЦ . НЕ  МНЕ  ДЕЛАТЬ  ВЫВОДЫ  И  СУДИТЬ.
  ЗДЕСЬ  Я  НЕ КОМПЕТЕНТА.
  Жизнь иногда очень сложна . И люди в какой то момент своего общения перестают друг друга понимать. Это не желательно. И не  всегда возможно преодолеть это непонимание.
  На мой взгляд , Бетховен, очень счастливый человек, гораздо более счастливый , чем я.
  Мне не подвластно то, что подвластно Бетховену до сих пор. Но я счастлива уже потому, что понимаю его музыку и имею возможность слушать его музыку ,  даже если  не в театре ,
то в  виде звукозаписи и получать от этого наслаждение , отдыхать.
   Живопись — совершенно другой вид искусства , тут нужен грамотный искусствовед.В картинах художников и живописцев много молчащих на первый взгляд «деталей и вещей».
  Подлинник всегда отличается от эстампа. В них могут быть различия.  «Живые глаза в портрете...жесты..расположение предметов  в натюрморте...» Это пожалуй еще одна тема для  беседы. Здесь я с большим рвением и удовольствием послушала бы компетентных экспертов.Но неужели вы не слышите в картинах Айвазовского музыку моря...НИЗАЧТО НЕ ПОВЕРЮ...
   
Программная музыка
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск
Программная музыка ; академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается. Возможны, однако, и более развёрнутые программы: в частности, каждому из четырёх концертов для скрипки с оркестром «Времена года» их автор Антонио Вивальди предпослал посвящённый этому же времени года сонет.
Программная музыка спорадически встречалась в творчестве композиторов XVI—XVIII веков. В инструментальной музыке барокко первым программным композитором был Карло Фарина, автор знаменитого ныне «Причудливого каприччио» (Дрезден, 1627). Особое пристрастие к программам питал Генрих Игнац Франц фон Бибер, которому принадлежат известная соната «Битва» (итал. Sonata la Battaglia, 1673), 16 мистерий-сонат, последовательно изображающий жизненный путь Девы Марии и др. Композиторы классического периода реже обращались к программным сочинениям, зато эпоха романтизма ознаменовалась их расцветом — прежде всего в творчестве Ференца Листа.
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
http://bse.sci-lib.com/article093086.html

Всего Вам доброго,
с наилучшими пожеланиями
Арника Горная.