Маленькая принцесса или маленькая разбойница?

Александр Раков
Принято считать, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойней, да и матерям их понять проще — всё-таки женская психология… Но когда задумываешься о воспитании всерьёз, выясняется, что ещё неизвестно, чьим родителям легче. Ведь XX век открыл перед женщинами невиданные возможности: учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И всё бы шло отлично, да только семья затрещала по швам. Времени у женщин не стало хватать на детей и мужа. Начались разводы.

Бремя наследственности
Мне приходилось сталкиваться с фактом передачи психологии матери-одиночки в третьем-четвертом поколении: прабабушка развелась и воспитывала дочь одна. Та, в свою очередь, не смогла ужиться с мужем и передала сей горький опыт своей дочери. Дочь не извлекла из случившегося урока, в результате осталась одна с малышкой на руках, жалуясь на её поведение, но взращивая в ней черты характера, которые сделают её в будущем неспособной ужиться с мужем. Увы, отрицательные стереотипы поведения с противоположным полом укоренились в семье. Это как бремя наследственности: в каждом поколении оно становится всё тяжелее.
Кстати, большинство разводов совершается по инициативе женщин. Почему? Ведь женщины на протяжении тысячелетий выступали в роли хранительниц семейного очага! Произошли драматичные изменения в женской психологии и характере. Здание семьи рушится, погребая под руинами всех: мужчин, детей и самих женщин.
Вот и получается, что воспитать девочку в наше время — задача не из простых. На что её нацеливать: на семью или на карьеру? Одно дело — с детства внушать дочери, что главное — это активность и независимость. Совсем другое — воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность — качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с лидерством. Выбор за родителями.

Остальное приложится?
Взрослые, знающие, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать на создание крепкой семьи, а остальное приложится. «Ничто ни к чему не прикладывается, — возмущаются другие. — Если ставить семью во главу угла, о работе надо позабыть. Либо семья, либо карьера». Однако в данном вопросе эта железная логика даёт сбои. Ничего странного. Многие женщины с несложившейся личной судьбой озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это плохо сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Другая ситуация: у женщины скандалы в семье и дети отбились от рук. Сколько бы она ни гнала от себя тревожные мысли, они будут мешать ей сосредоточиться на работе. Да, подчас мы окунаемся в работу с головой, стремясь забыться. Работа становится своеобразным наркотиком. А любая наркомания до добра не доводит. Часто женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя, что приходится тратить время на воспитание ребёнка! Но случись с ним что — и матери ничто не мило. Было бы дитя живо-здорово.
«Всё Валино детство я разъезжала по командировкам. Мне так нравилась профессия геолога! Я мечтала стать доктором наук. Сын оставался с бабушкой, скучал, плакал: «Мама, не уезжай!» А в 13 лет вдруг стал чужим, замкнулся, начал ссориться с ребятами, с учителями. Я забеспокоилась, старалась побольше бывать дома, даже с работы ушла, чтобы заняться ребёнком. Но было поздно. Сын покончил с собой, и мне уже не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу…»
Сколько матерей узнают себя в этой печальной исповеди! Конечно, не всегда кончается так трагично, но, строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина проигрывает на обоих поприщах.


О минусах «безполой» педагогики
В последние годы всё чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек. В одном английском графстве поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе. Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек. Поэтому когда дети учатся вместе, у мальчиков развивается комплекс неуспешности. В начальной и средней школе они и ростом ниже девочек, и физически слабее, и неаккуратней — в тетрадках грязь, почерк плохой, оценки тоже. У мальчишек пропадает желание учиться… Когда же мальчиков не ставят в заведомо проигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают лучшие результаты. С другой стороны, девочки, раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола,  при раздельном обучении не отвлекаются на уроках, не строят глазки, не перебрасываются записками…
Я побывала в московском детском саду, где у мальчиков и девочек занятия и прогулки совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры — врозь. Я подумала: «Вот оно — нормальное воспитание, без непристойностей и рассекречивания недетских тем…» С детьми здесь не муссируют тему «откуда я взялся?», а просто каждый день преподносят образцы мужского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, галантными по отношению к девочкам, девочек — добрыми и нежными.


Маленькие принцессы
Когда попадаешь на девичью половину, изумлению нет конца: гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованным камином, мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, сделанного из белоснежной ваты, стол с блюдами, вылепленными из теста и раскрашенными красками, куклы с колясками и кучей нарядов. Настоящее женское царство, в котором каждая девочка — маленькая принцесса. Они и держатся соответственно. Такая непринужденная осанка и изящная пластика бывает разве что у балерин. Хотя впервые придя в садик, многие девочки ухватками напоминали мальчишек, ибо во многих семьях нынче грубость и агрессивность — норма жизни. Но девочки быстро меняются: в уютной и благородной обстановке вести себя по-хамски немыслимо.
Приходя на девичью половину в гости, мальчишки разевают рты от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно мужскому антуражу: саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но у них не возникает соблазна разрушить девчоночий рай. Хотя мальчишек хлебом не корми — дай поломать девчонкам игру, чтобы продемонстрировать своё превосходство над плаксами. И пока детсад был обычным, сорванцы не упускали возможности напакостить девчонкам. Теперь же они не только не обижают девочек, но с удовольствием уступают лучшие места.


Воспитание женственности
Основная проблема воспитания девочек — воспитание женственности. Ибо в борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, утратили женскую мягкость, чистоту и наивность, которая так трогает сильных мужчин. Современный стиль — агрессивный, дерзкий. Девочки не отстают от парней: матерятся, занимаются карате, курят, пьют, «меняют партнеров», вступают в банды. Женственность непрестижна, воспринимается как проявление слабости. В почёте девочки, способные уложить противника на лопатки. Их, правда, трудно представить нежными, заботливыми матерями. Но оно им и не нужно.
А игрушки? Разве раньше девочкам предлагали играть в культуристок, обвешанных оружием? Конечно, очаровательные куклы с фарфоровыми личиками тоже есть в продаже. Но они не всем по карману, к тому же это вчерашний день. Я уж не говорю про книги. И двадцать-то лет назад у нас было маловато девичьей литературы: зачитанная до дыр «Динка» Асеевой, некоторые повести Кассиля, новеллы Грина, популярная в 70—80-е годы прошлого века «Девочки, книга для вас»… Ныне книг для девочек вовсе нет. Детективы и приключения — для мальчишек и про мальчишек.
Теперь о популярных среди подростков бульварных книжонках, переведённых с английского или наспех состряпанных отечественными авторами. Мало того, что они портят литературный вкус, но, поглощая подобную литературную стряпню, девочки напитываются ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству совращения». В этих книгах, пользуясь тем, что подростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, совершается подмена: вместо любви платонической, возвышенной юных читательниц нацеливают на то, что с предельной откровенностью выражается в подростковых журналах заголовками типа «Неужели ты в тринадцать лет всё ещё девственница?» Бульварная литература внушает мысль о допустимости постельных отношений в подростковом возрасте и преподносит как эталон образ напористой героини, которая не стесняется навязываться парням, превыше всего ставя удовольствия, а потому нарушает моральные нормы, считая их дремучими предрассудками. Родители её, конечно, «не понимают», «давят». Описано всё так, чтобы девочки сочувствовали героине и восхищались ею.
Отказываясь от скромности, мягкости, умения терпеть и сострадать, девушки отрекаются от своей природы и переходят в другую категорию. Нет, не в категорию мужчин. Это невозможно. Сколько бы антилопа ни малевала полосы на спине, она в тигра не превратится. А вот посмешищем в зверином царстве стать может. Так и «продвинутым» девочкам кажется, что они обрели свободу и независимость, что весь мир лежит у их ног, все готовы за ними ухаживать. Но быстро выясняется, что парни смотрят на них как на объект потребления. А вещь в потребительском обществе ценится, пока она новая. Зачем беречь, когда можно взять другую? Как только девичья свежесть проходит, «объект» становится не интересен. А чувства, переживания… Смешно, — какие чувства у вещи?
Поэтому родителям необходимо уделять повышенное внимание романтическому воспитанию девочек. Не бойтесь, что оно вступит в противоречие с жизнью, которая, конечно, жёстче, чем в романах Ш.Бронте, но не столь цинична, как внушают «жёлтые» СМИ. Не ограничивайтесь классической литературой, — рассказывайте дочкам про родственниц и знакомых, которых считаете образцом для подражания. Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней немало примеров женской чистоты, самоотверженности, милосердия. Чаще ставьте дочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то заботиться. И отмечайте это как большое достоинство!
Не поощряйте интерес дочерей к косметике. Иные мамы, наслушавшись советов о том, как важно сызмальства приучать девочек ухаживать за собой, накупают 10-летним девочкам «детской» губной помады и теней для век. Почему это настойчиво пропагандируют производители косметики, понятно: чем больше покупателей, тем лучше. Но почему родители покупаются на эти дешёвые уловки? В восприятии девочек косметика — важный шаг на пути во взрослую жизнь. Поощряя эти шаги, мамы подталкивают дочек ко всему остальному, что сопряжено с подростковыми понятиями о взрослости. Это в пять лет девочка попросит покрасить себе ноготки, «как у мамы», и пойдёт играть в «дочки-матери». А в двенадцать накрашенные девочки играют уже не в столь невинные игры.


Мягкое побеждает твёрдое
И всё-таки почему одни девочки — маленькие принцессы, а другие — маленькие разбойницы? Неужели дело только в воспитании? Нет, конечно. Многое зависит от характерологических особенностей ребёнка, от его темперамента. Маленькими разбойницами часто бывают гиперактивные дети или девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть и отрицательное. Бывает и просто авантюрный склад характера. Девочки, имеющие старших братьев, часто подражают мальчишкам. Надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и настроить её на что-то положительное. Согласитесь, между бандиткой и заядлой любительницей походов большая разница. В детсаду, о котором я рассказывала, где к мальчикам свой подход, а к девочкам — свой, даже маленькие разбойницы становятся ласковей и послушней. «Мягкое побеждает твёрдое» — гласит старинная китайская пословица.
Татьяна ШИШОВА, православный детский психолог