А. В. Щукин. Письма молодого лётчика

Галина Щукина
Вот уже десять лет, как нет Саши. Только лежит дома стопка его писем, присланных мне когда-то из лётного училища.
В последнее время я всё чаще стала обращаться к ним. Молодой, весёлый, полный жизненной силы – таким он предстаёт в своих письмах. В них грусть и переживания молодого человека, ступившего на нелёгкий путь преодолений, и огромный оптимизм, и такой понятный мне юмор.
Саша поступил в Качинское лётное училище, когда ему было 20 лет.
 Это было..., как обретение себя, он шёл к этому с трудом, и наконец...


29.09.66 г.
«Я уже курсант четыре дня, но написать смог только сегодня. Чёрт-те что, ничего не могу осмыслить, упорядочить. Впрочем, нам не дают времени на посторонние размышления, сейчас самая горячая пора, и так ещё месяца полтора.
…До меня ещё не дошло, что я курсант. Всё кажется ещё не настоящим, а так, вроде бы игрушки. Поиграем – и всё…Только разумом заставляешь ставить себя на место.
На нас, конечно же, роба, конечно же, подстрижены; в общем, «видуха» как в «кине». Когда переодели - друг друга не узнать. Все одинаковые.
…Завтра смотр. Надо блестеть. А как будешь блестеть, если вода холодная, а попробуй в ней выстирать подворотничок. Надо отутюжиться, а попробуй выутюжиться, когда на двести человек четыре утюга, а личного времени – минуты.»

26.10.66 г.
«Интересно получается – все знаем, что в 68 г. полетим, а сегодня на политинформации сказали: «Вам ведь через год лететь…» Не верится, хоть убей. Ведь год – это так мало. Раз-раз и ба-бах, и 68 г.»

Потом был первый самостоятельный полёт на самолёте Л-29, а перед этим…

8.05.68 г.
«Сегодня восьмое – вчера был ознакомительный полёт по кругу, а сегодня уже зоны.»

15.05.68 г.
«…У меня пока всё хорошо. Даже боюсь, что уж гладко всё получается. Послезавтра начинаю полёты по кругу. Это значит, что досрочно переведён на третье упражнение. Программу мне сократили…»

2.06.68 г.
«…У нас сейчас цветёт ковыль. Я даже не знаю, правильно ли это «цветёт», может, он просто такой и есть, но я-то вижу его в первый раз.
Ну так вот,- стоит только пройтись даже самому незначительному ветерку – и теперь это уже не степь, а целый океан-море…
А сверху интересно выглядит, особенно когда летишь низко и смотришь далеко вперёд. Дух захватывает.»

7.06.68 г.
«Ну вот. Сегодня 7.06.68 г., Саня твой полетел сам!!! Первый самостоятельный полёт! Понимаешь?! И, кажется, первый из всех ребяток, которые раньше не летали…
Сколько радости! Если бы ты знала. Все ребятки на старте глазами провожали весь мой полёт от взлёта до посадки. А я хоть бы что. Как будто и не в первый раз. «Кинуха»! Сел что надо.Нормально.
Инструктор доволен((Капитан Новиков). Ну, а я…
Контрольные полёты летал с зам. Командира полка. Боялся одного: как бы не подвести своего инструктора.
Ну а потом ребята и качали, и кричали, и молнию для меня сочинили и т.д.
…Душно. Даже ночью очень трудно уснуть. Только под утро, пока не встало солнце, можно немного прийти в себя…
А вокруг такие страсти! Народы «хочут» мира. «Хто-то» им мешает.
((«Пражская весна» 1968 г.?).

У нас под окном отцвела ромашка. Одна - одинёшенька была.
 А до отпуска четыре месяца...

Галь, это был я. Ты поняла?
                Саня".
                «Как это всё случилось» - пластинка играет.
 Сейчас отбой.»

19.06.68г.
"...Галь, я, конечно, понимаю, что трудно тебе + времени нет, но эгоист я, понимаешь? Только о себе и забочусь, жду от тебя писем каждый день, да в два листа, и "прям" кошмары снятся, если они не приходят, и всё тут..."

25.06.68 г.
«Весь день солнце - жарко и так, а в кабине…
 Но это, конечно, пустяки. Зато мы летаем!!!
И теперь не мы, задрав головы, провожаем глазами что угодно – лишь бы оно держалось в воздухе, а сами начинаем потихоньку подпрыгивать вверх.
 Если бы это можно было видеть!
 Особенно лицо человека, впервые отрывающего самолёт от земли! Улыбка – во-о! (рис.)
И ничем её не сдержишь».

5.07.68 г.
«…Хочешь увидеть мою фирменную улыбочку – это я в день первого самостоятельного вылета.
…Во! Давай изобретём свой семейный альбом, а? Давай! Интересно, наверно, получится?
 Особенно, когда старичками станем, вот где вспомнить-то чего будет, да?»


Поженились мы после окончания училища. А до этого летели и летели письма. Их много, они интересны ещё и как Свидетельство нашего времени, нашего поколения.
                Галина Щукина.

18.08.1998 г.