183 письма с Севера. 1985 год. Главы 52-54

Леонид Николаевич Маслов
     На фото: Я (слева) и мой двоюродный дядя - писатель Илья Васильевич Маслов (1910-1992) http://www.proza.ru/avtor/ivmaslov . г. Владимир. 1985 год. (К главе 52).


Глава 52


     Вот и утопающий в зелени город Владимир. Над зеленью издалека просматривались позолоченные церковные купола. Российская идиллия...

     С перрона мы направились по адресу, где жили Филимоновы. Проезд, в котором расположился их дом, имел странное название — Электроприборовский. Красивее и благозвучнее названия этому закутку, похоже, не нашлось. Сам дом старый, двухэтажный, большая однокомнатная квартира — на втором этаже.

     Взрослые работали, дома находился только Дима. Меня он узнал (видел в прошлом году в Павлодаре),  но смутился такому неожиданному моему с Игорем  приезду.

     Вечером, когда вся семья Филимоновых собралась за ужином, мы долго говорили, припомнив наше детство, вспомнив многих родных в Ермаке и Павлодаре. Потом Валерий рассказал о своей семье. Сам он работал инженером на предприятии «Электроприбор», которое занималось контролем и проверкой всей измерительной аппаратуры в городе. Проверке подвергались всевозможные датчики, манометры, термометры, весы и т.д. По имени предприятия своё название получил и проезд. Я понял, что до работы Валерию рукой подать.

     А Лиля работала инженером в одном из отделов на Владимирском тракторном заводе. Я поинтересовался: «Не те ли это маленькие тракторишки с кузовком впереди, марка у которых, кажется, Т-16?» — «Те, те, — смеясь, ответила Лиля, — маленькие, но зато удаленькие». О своих детях Валерий отзывался очень хорошо — учились, практически, на «отлично», особенно Дима, который сильно любил математику и все точные науки.

      Насчёт родственников Валера сказал, что здесь они видятся между собой редко — у всех работа, и вот теперь есть хороший повод повстречаться. Решили, что он и Лиля на следующий день созвонятся с Ильёй Васильевичем насчёт того, что мы все к вечеру придём к ним в гости.   

     Илья Васильевич и Милица Васильевна Масловы жили в трёхкомнатной квартире на проспекте Ленина. Когда мы вошли, я увидел их, старичков. У порога нас тепло встретила хозяйка, ещё довольно симпатичная старушка интеллигентного вида. На голове — красивая стрижка  седых  волнистых волос. Взгляд внимательный, пытливый, оно и понятно — бывшая учительница. Илья Васильевич поджидал нас в зале. Мы обнялись. Илье Васильевичу исполнилось в то время 75 лет, ходил уже очень плохо, с тросточкой, прихрамывая, голос и все манеры старческие, вялые. Но блеск в глазах сохранился, особенно дядя оживал, когда речь заходила о книгах.

     Одна из боковых комнат являлась рабочим кабинетом Ильи Васильевича. Мы прошли туда. Комната — средней величины. Справа, на всю стену, книжный стеллаж, задёрнутый двумя большими шторами. Слева — диван, а дальше — писательский стол с пишущей, старого образца, машинкой и стопами бумаги. Пока собирались гости, мы сумели поговорить на разные темы. Илья Васильевич рассказал, что в настоящее время работает над двумя рукописями, продолжавшими тему «Дома на песке». Вторая книга получит название «Дом на колёсах» о жизни семьи Орловых (Масловых) в Сибири. В третьей книге речь пойдёт о третьем поколении Орловых, в частности, о писателе Викторе Орлове (кто должен стать прототипом писателя, догадаться нетрудно), и она будет называться «Сердце, тише!».

     В конце разговора дядя отдёрнул шторы со стеллажа, и я увидел массу прекрасной литературы. Здесь стояли собрания сочинений Пушкина, Льва Толстого, Тургенева, Горького, Лескова, Леонова, и ещё многих других, а также красивые одиночные экземпляры писателей классиков — одним словом, любому библиоману от созерцания этой красоты могло стать дурно. У меня тоже, как у зайчонка, заколотилось сердце. Я долго рассматривал книги, а дядя тем временем взял с полки томик в желтоватом коленкоровом переплёте, подписал его и подарил мне на память о днях пребывания во Владимире. Я взглянул на обложку: А. Н. Энгельгардт «12 писем из деревни». Что ж, почитаем...

     Когда мы с дядей вышли из его кабинета, я увидел новых незнакомых гостей: двух полноватых женщин и мужчину, черты которого не оставляли сомнения в родстве с хозяевами квартиры. Милица Васильевна тут же меня со всеми познакомила. Одна из женщин — Светлана Ильинична Шульгач, дочь дяди и тёти. Работала врачом в городской больнице. Мужчина, Юрий Ильич Маслов, их сын. Вторая, с короткой кучерявой стрижкой, дама, которую звали Евгенией, оказалась женой Юрия.

     Вскоре на своей машине «Жигули» подъехали дочь Светланы Ильиничны, тоже Светлана, с мужем Сергеем Жуковым и маленькой, только научившейся ходить, дочуркой Анечкой. Следом с детьми Валерия пришла дочь Юрия и Жени — пятнадцатилетняя Ольга. В квартире стало довольно шумно. Дети, чувствуя, что в помещении им места не хватает, прихватили с собой Игоря и убежали гулять на улицу, а взрослые расположились за хлебосольным столом. Говорили о многом, сейчас и не припомню всех тем. Но помню, что всех заинтересовал разговор о народной медицине, на эту тему говорили дольше всего.

     Когда женщины прибрали стол, все приготовились к чаепитию. Я, как заправский гурман, сказал, что моя жена умеет делать прекрасный чай по-казахски, для этого достаточно в заварку добавить небольшую щепотку чёрного перца. Хозяйки  моим рецептом решили сразу воспользоваться. Вскоре на столе стояли пиалы с дымящимся горячим напитком. Чай подавали с молоком. Когда я попробовал содержимое, налитое в пиалу, то понял, что дамы с перцем явно переборщили. Поглядывая друг на друга, чай гости всё-таки выпили. Пил его и Илья Васильевич. В конце вечера договорились, что завтра все соберёмся на даче у Светланы Ильиничны.
 
     Двухэтажная дача, куда мы приехали утром 8 августа, находилась на склоне холма у берега небольшой речушки Нерль, которая где-то недалеко впадала в Клязьму. Кругом располагались другие, утопающие в зелени, дачные участки. Вид просто великолепен.

     Собрались все, кто находился вчера в гостях у Ильи Васильевича, кроме его самого. Милица Васильевна сказала, что ему вчера после чаепития стало плохо, сильно стучало сердце, поэтому он и остался дома. Я себя корил за то, что так глупо подсунулся с рецептом любимого напитка казахов. Хотел как лучше...

     Валерий с Юрой достали из кладовки мангал, и через какое-то время по даче разнёсся приятный запах жареных шашлыков. По дороге сюда я купил шампанского, водки и пива. Эти напитки тут же поместили в бак с холодной водой. Вскоре началось застолье с тостами сначала за здоровье «дорогих гостей с Севера», потом за здоровье старшего поколения, потом вообще за Масловых и т.д. Когда стало припекать солнышко, все, кроме бабушки Милицы, пошли купаться на речку, которая находилась метрах в двухстах.

     Мы с Игорем привезли с собой кинокамеру и фотоаппарат, и процесс купания засняли на плёнку. Здесь я обратил внимание на то, что тишину постоянно нарушало рокотание небольшого, похожего на стрекозу, высоко летающего самолёта, без конца делавшего в небе какие-то головокружительные кульбиты. Валерий объяснил, что это какой-то лётный клуб или авиашкола проводили в этом районе регулярные тренировочные полёты.

     Накупавшись, вернулись в расположение гостеприимной дачи, где на столе уже дымился самовар. Чай приготовили по понятным причинам без перца. Пили долго, рассказывали анекдоты и байки. Особенно все смеялись, когда Валера рассказал анекдот про смоленскую корову. Поехал мужик на базар в Смоленск, купил корову. Вернулся в родную деревню: корова доится прекрасно, ест всё подряд, но быков и на километр не подпускает. Как только бык подходит с определённой целью, она садится на задницу и всё. Мужик вызвал ветеринара. Тот: «Какие проблемы?» — «Да какие... Корова не хочет быка, как увидит, на задницу сразу садится». — «Ясно. Где корову покупал? В Смоленске?» — «А ты откуда узнал?» — «У меня жена оттуда...»

     Под вечер я почувствовал, что голос мой стал каким-то сиплым, севшим. То ли от смеха, то ли от холодного пива. Наконец, я вообще стал разговаривать шёпотом. Не мог припомнить случая, чтобы со мной приключалась такая неприятность. Должен сказать, что горло моё имело слабость — я с давнего времени страдал фарингитом. Малейшая простуда, и у меня сразу начинался ринит (насморк), я начинал похмыкивать. Но вот чтобы так, с потерей голоса, — даже и не припомню.

     Светлана Ильинична, как добрый доктор Айболит, вскипятила молока и дала мне его выпить с мёдом. Помогло плохо. Тогда она предложила мне назавтра прийти в поликлинику, чтобы выписать недавно появившееся лекарство «Фалиминт». Но на следующий день в поликлинику я не попал: Валера на работе договорился с легковой машиной УАЗ, чтобы меня с Игорем и своих детей свозить на экскурсию в Суздаль, а 10-го августа —  в Гусь-Хрустальный.


Глава 53


     В Суздаль выехали с утра, погода стояла как по заказу — тёплая, солнечная. Вот они, владимирские просторы! Русь! Россия! Даже трудно представить: много веков назад Владимиро-Суздальское княжество являлось центром русского государства. В 1108 году Владимир Мономах основал на крутом берегу Клязьмы город, назвав его Владимиром. Затем самостоятельным князем Залесской Руси стал его сын — Юрий Долгорукий. На этих землях пытался княжить сын Юрия Долгорукого — Андрей Боголюбский, но, в конце концов, к власти пришёл младший сын Юрия — Всеволод Большое Гнездо...

     Вскоре мы проехали мимо Храма Покрова на Нерли, основанного в ХII веке, и ныне одиноко стоявшего на владимирских просторах у деревушки Боголюбово. Ещё через пару часов прибыли в Суздаль. Когда мы выехали на какой-то вал, перед нами открылась панорама Суздальского кремля, созданного ещё в XIII веке. Действительно, такого количества церквей я никогда не видел. На общем фоне выделялся Рождественский собор. Но особый интерес у нас вызвали Никольская и Преображенская деревянные церкви, построенные без единого гвоздя. Мы оставили свою машину на дороге, и пешком прошли к одной из этих церквей. Не передать словами ощущение того чувства, когда понимаешь, что стоишь рядом с Историей, с Русской Историей.

     Потом Валерий повел нас к Покровскому монастырю. В одной из стен я увидел дверь и надпись над ней церковно-славянскими буквами: «Трапезная» — здесь находилась столовая на церковный манер. Так как все уже сильно проголодались, решили здесь перекусить. Блюда подавал мужчина обликом и манерами — типичный монах. На первое, помню, подали красноватый борщ-свекольник, а на второе гуляш с гречкой. Детям и водителю мы взяли компот, ну а сами с Валерой пригубили по стакану напитка, который я пил впервые: русская медовуха. Я знал про медовуху такую историю, что если её выпить достаточно много, то голова ещё соображает, а ноги не идут. Когда мы выпили, я некоторое время потрагивал свои ноги, но потом понял, что от того количества, что мы выпили, у меня, как говорится, не могло быть и не в глазу, и не в ногах.

     После Суздаля Валера решил показать нам места, где находилась его дача. От Владимира далековато, километров за пятьдесят, в каком-то лесу. Дача, похоже, посещалась нечасто, не ухожена, грядки с помидорами увяли, ботва моркови и свёклы сильно пожухла. Уставшие и запылённые, под вечер мы вернулись домой. Завтра поедем в другой русский город, расположенный в южную сторону от Владимира — Гусь-Хрустальный.   

     *****

     Расстояние от Владимира до Гусь-Хрустального — шестьдесят километров. Ехали асфальтовой дорогой, по пути никаких достопримечательностей не видели, только лес вокруг. Сам городок небольшой, пустынный. Проезжая по городу, я видел названия некоторых учреждений, которые меня удивляли своим стеклянным однообразием: турбаза «Хрустальная», ресторан «Хрустальный», дом культуры Хрустального завода, кинотеатр «Алмаз», и ещё что-то подобное.

     Основная достопримечательность в этом городке, конечно, музей хрусталя, расположенный в здании какой-то небольшой бывшей церкви. Экспонатов здесь оказалось много, среди которых находились реликвии, имеющие большую ценность, и, в частности, кубки, на которых когда-то выгравировали портреты многих деятелей коммунистического движения — Ленина, Сталина, Калинина.

     После обеда мы вернулись во Владимир, и тут нашими экскурсоводами стали Юра с Женей и дети Валерия — Дима с Таней: они повели меня с Игорем по городу и показали самые интересные места. У города, как я уже упоминал, богатая история. Весь город в древности окружала мощная стена с прекрасными главными воротами, у которых створы были позолоченными, поэтому они назывались Золотыми. Под сводами Золотых ворот владимирцы в 1242 году встречали героев Ледового побоища, в 1380 — победителей битвы на поле Куликовом, через них проходили ополченцы Дмитрия Пожарского и воины Александра Суворова.

     Юра обо всём этом рассказывал как хороший экскурсовод, я даже немного удивился такой его осведомлённости. Для начала мы прошли через эти знаменитые ворота. Справа и слева от них той старинной стены уже не оказалось — снесли из-за ненадобности, и городская автомагистраль теперь пролегала рядом, а не через ворота, которые для современной техники стали слишком узкими. Не увидел я и позолоченных створ.


     Затем наши родственники показали нам самые знаменитые соборы, памятники XII века — Успенский и Рождественский. Особенно меня впечатлили позолоченные купола Успенского собора. И как только в древности создавалась такая красота?!

     *****

     Насладившись красотами владимирской земли, я решил, что пора и честь знать, и на 11 августа наметил отъезд в Москву — решил показать Игорьку столицу. Тут, к счастью, выяснилось, что в Москву как раз собирались на своей машине ехать Света с Серёжей и согласились взять нас с Игорьком. Мы вечером сходили в гости к Илье Васильевичу и попрощались с ним. А наутро, тепло распрощавшись с остальными гостеприимными родными, покинули город Владимир.

     Ехали по хорошей асфальтовой дороге, которую в народе прозвали «владимиркой». Называлась она в старину и ямской (почтовой), и кандальной, по которой проходили и осуждённые на каторжные работы, и политические ссыльные... Теперь здесь неслись тысячи разных современных машин. Сергей и Света здешние места немного знали, и кое-что рассказывали нам.

     Примерно в часе езды от Владимира я увидел на придорожном столбе надпись со стрелкой: «Петушки». Название городка мне понравилось. Несколько лет спустя этот городок прославился повестью Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». Вскоре оказались в районе города Покрова. Серёжа сказал, что недалеко отсюда, в Киржачском районе, находится место гибели космонавта Юрия Гагарина. Я страшно заинтересовался. Мы решили съездить к этому месту: когда ещё выдастся случай посмотреть?

     С автострады свернули направо, ехали недолго — километров через пятнадцать свернули налево, в лес. Неожиданно увидели, что дорога оказалась преграждённой шлагбаумом, закрытым на замок. На столбе висела табличка с надписью о том, что до мемориала нужно идти пешком, расстояние — 100 метров.

     И вот мы у мемориала. Он — на небольшой поляне среди высоких деревьев. Из-за них солнце сюда почти не пробивалось. С восточной стороны макушки нескольких деревьев были повреждены упавшим самолётом. Памятный мемориал представлял собой круглую бетонную розетку, диаметром метров шесть, посередине которой была установлена высокая стела. На ней бронзовыми буквами выбиты две фамилии: Юрий Гагарин и Владимир Серёгин. Значит, космонавт погиб не один. Об этом я не знал. Но знал, что трагедия произошла 27 марта 1968 года. И лишь много лет спустя мне довелось узнать, что Юрий Алексеевич Гагарин летел на военном истребителе МИГ-15 в тренировочном полёте вдвоём с Героем Советского Союза полковником Владимиром Сергеевичем Серёгиным, и неожиданно их самолёт вошёл в пике и рухнул в Киржачском районе недалеко от села (или деревушки) Новосёлово. Причина гибели так до сих пор и остаётся невыясненной.

     Когда погиб Гагарин, я в этот период служил в армии. Тогда по поводу трагедии, случившейся с космонавтом, среди офицеров ходила молва, что, мол, Гагарин на каком-то банкете повздорил с Брежневым* и плеснул в него шампанским. Брежнев затаил злобу, и вскоре произошла страшная трагедия. Это была, скорее всего, байка.

     Итак, после осмотра мемориала мы двинулись дальше — в Москву. В город въехали в первой половине дня. Ещё перед выездом из Владимира Сергей мне сказал, что они со Светой запланировали заехать за какой-то покупкой в московский валютный магазин «Берёзка». Я об этом магазине слышал, знал, что там продавались товары для иностранцев и тех жителей страны, кто работал за границей и получал зарплату в американских долларах или немецких марках. Купля и продажа валюты другими лицами в те времена пресекалась и строго каралась советскими законами. Что там собирался покупать Серёжа Жуков, я не интересовался, но посмотреть магазин мне очень захотелось.

     Когда вошли внутрь, я поразился обилию и разнообразию товаров, которых никогда в жизни воочию почти не видел, разве что в зарубежных кинофильмах. Тут находились огромные двухкамерные, салатного цвета, импортные холодильники, а на полках стояло несколько телевизоров с серыми и чёрными корпусами. На одном я прочитал название «SONY». Он работал. Такого изумительного качество изображения я никогда до этого не видел.

      Дальше на полках стояли транзисторные стереомагнитофоны, которые мне приходилось видеть у некоторых надымских меломанов. На всех предметах висели ценники со странными надписями, которые я тоже видел впервые. На телевизоре, к примеру, висело «$ 1200», а на холодильнике — «$ 1900». Мне Сергей подсказал, что так обозначают цену в долларах. Всё выглядело довольно таинственно.

     Поглазев ещё немного на прилавки, я взял Игорька за руку, мы попрощались с Жуковыми и пошли искать метро, на котором можно доехать до станции «Каховской»: там, в Чертаново, жили родители Володи Синявского, механика автоколонны, где я работал в Надыме.

     С Володей я познакомился, когда перешёл работать сварщиком в автоколонну. Он любил музыку, в Москве у него имелась неплохая коллекция грампластинок. Нередко он заглядывал в красный уголок, где я занимался с оркестром, и подолгу слушал наше бренчание. Когда при разговоре я однажды заикнулся, что хочу поехать летом в Москву, Володя сразу дал мне московский адрес и телефон своих родителей, сказал, что они «пролетарского происхождения», сейчас уже на пенсии, и гостям всегда рады. Возможно, и он там окажется летом. Теперь я решил воспользоваться этой любезностью.

     Игорька всё интересовало, он своими голубыми глазками с любопытством рассматривал широкие проспекты, стоящие кругом высотные здания, с трепетом опускался в метро. Я в метро раньше ездил, а у Игорька это произошло впервые. От метро до дома, где на Чертановской улице жили Синявские, мы несколько остановок ехали на трамвае. Я Игорю обо всём рассказывал, объяснял, чем усатый трамвай отличается от усатого троллейбуса, а усатый троллейбус — от обычного автобуса.

     Володины родители, Зинаида Дмитриевна и Анатолий Иванович, находились дома. Их трёхкомнатная квартира располагалась на четвёртом этаже девятиэтажного дома. Когда мы вошли, они некоторое время внимательно нас рассматривали, мол, что вдруг понадобилось двум молодым незнакомым людям в их доме? Когда я объяснил, кто мы и откуда, они разволновались, засуетились, не зная, куда нас усадить. Володи, к сожалению, в это время дома не оказалось. Старички тут же усадили нас пить чай. Зинаида Дмитриевна поинтересовалась:
     — Лёнечка, что вы хотите посмотреть в Москве? Достопримечательностей в Москве много, мы, к сожалению, давно никуда не ходим.
     — Есть желание свозить сына на Красную площадь, на ВДНХ**, и просто посмотреть город, может, успеем Останкино глянуть.
     — Хочу вам порекомендовать: обязательно посмотрите могилу Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Там от станции метро «1905 года» до кладбища совсем недалеко.
     Решили так: сегодня едем с Игорюхой на выставку, завтра с утра пойдём смотреть  Высоцкого, а с обеда — мавзолей Ленина и Останкинскую башню. Ну, а 13 августа поедем назад, в Казахстан. Хватит, устали.

____________
* Брежнев Леонид Ильич (1906-1982) — генеральный секретарь ЦК КПСС с 1964 по 1982 год.

** ВДНХ — с 1959 по 1991 год Выставка Достижений Народного Хозяйства СССР. С 1991 года — ВВЦ (Всероссийский Выставочный Центр).


Глава 54


     К ВДНХ мы доехали в метро, купили входные билеты и вошли на легендарную территорию. Припекало солнышко. Вдалеке от входа виднелся огромный памятник «Рабочий и колхозница» скульптора Веры Мухиной. Мы сразу обратили внимание на толпящийся народ возле огромного каскадного фонтана с бассейном. Когда подошли, поняли, почему толпились люди: в бассейне плавало много декоративных разноцветных рыб — не то карасей, не то сазанов. Тут же плавали какие-то нахальные утки, которые выхватывали хлеб чуть не с рук. Пытался подкормить их и Игорь, но утки уже насытились, и где-то в сторонке стали чистить свои крылышки.

     На территории ВДНХ — мы это узнали из путеводителя — располагалось 82 павильона, входивших в семь комплексов. Их площадь — 200 тысяч квадратных метров и 50 гектаров открытых площадей для демонстрации крупногабаритной техники. Меня эти размеры поразили, и вместе с тем озадачили — что же посмотреть? С чего начать? Немного поразмышляв, решили, что самый эффектный и интересный, это павильон авиации и космонавтики. Направились туда. Найти этот павильон не составило труда: недалеко от его входа на постаменте стояла в вертикальном положении большая космическая ракета.

     До самого вечера бродили мы внутри павильона, рассматривая разные модели самолётов, которые отображали путь развития авиационной промышленности. Тут же находились и модели разных космических аппаратов, начиная с того, который полетел в космос в октябре 1957 года. На одном из стендов лежал большой шар — модуль, в каком космонавты обычно спускались на землю после завершения космических полётов. Игорюшка, увидев очередную диковинку, непременно восклицал: «Ух, ты-ы-ы!!!»

     К концу экскурсии мне показалось, что у моего сынка от обилия впечатлений и информации распухла голова. Добирались мы на улицу Чертановскую уже затемно, от усталости не чуя ног. По пути я купил пива, молочной колбасы (в те времена это считалось дефицитом, только в Москве и можно поесть) и хорошего винца. С Анатолием Ивановичем за ужином немного «расслабились».

     На следующий день с утра, как и намечали, отправились на Ваганьковское кладбище. Могила Высоцкого находилась почти у входа, немного правее. Казалось, что все люди шли на это кладбище, чтобы посмотреть только эту могилу. Все несли цветы. У нас тоже имелся букет гладиолусов. Посередине могилы среди горы цветов виднелась небольшая мраморная доска* с короткой надписью: «Владимир Высоцкий  1938-1980».
 
     Ваганьковское кладбище считается одним из престижных в столице. Мы с Игорем решили пройтись и посмотреть на другие захоронения. Запомнились два. Недалеко от входа, только левее, стоял памятник Сергею Есенину. Цветов на нём тоже лежало очень много. А дальше, в тени деревьев, стоял памятник Всеволоду Мейерхольду, тому знаменитому режиссёру, который родом из Пензы. В одной с ним могиле похоронили и его жену, актрису Зинаида Райх, об этом свидетельствовала надпись на памятнике более мелким шрифтом. К тому времени я знал о переплетении некоторых судеб, знал, что Райх являлась в своё время женой Сергея Есенина. Но вот волею судеб похоронена на одном с ним кладбище, только в другой могиле. Встретились здесь памятники и с другими известными фамилиями, но сейчас уже позабыл с какими.

     С кладбища мы с Игорюшкой рванули на Красную площадь. Основная цель — это, конечно, пройти в мавзолей Ленина. Очередь оказалась очень длинной, и шла, как это ни странно, из Александровского сада, а допуск желающих пройти туда, прекратили. Кое-как мне удалось в каком-то месте просунуть в сад Игоря, он пристроился к незнакомой женщине, и ему вскоре удалось посмотреть мёртвого дедушку Ленина**. Потом мы посмотрели смену караула. Увидеть это красивое зрелище собралась огромная толпа. Всё это мне удалось заснять на кинокамеру***.

     Во второй половине дня мы с сыном направились в Останкино, чтобы посмотреть телебашню. Высота её — 540 метров. Полкилометра. Как можно такое построить? Просто уму непостижимо... Сотни антенн и всякой телеаппаратуры. А на высоте более двухсот метров расположена круговая обзорная площадка и вращающийся, делающий один оборот вокруг оси за час, ресторан, который имеет название «7-е небо». Ресторан в трёх уровнях. Верхний зал «Золотой», там вся мебель жёлто-лимонного цвета, средний зал — «Серебряный», там всё имеет серо-стальной цвет, и, наконец, нижний ярус «Бронзовый», там вся мебель и стены имеют тёмно-вишнёвый цвет. Это самый дешёвый зал. Но вид красивый, что там говорить...

     Помню, в 1972 году, будучи студентом культпросвета, я находился в составе группы студентов, которых за примерную учёбу наградили поездкой в Москву, и там нас водили на экскурсию на телебашню в этот ресторан, правда, сидели мы там в бронзовом зале, но всё-таки... Теперь мне хотелось эту красоту показать и Игорю. В ресторанах мест не оказалось, но считаю, что нам всё равно повезло — удалось попасть наверх, на круговую обзорную площадку.  Игорь носился от одного окна к другому, в лёгкой дымке виднелась летняя Москва. Я Игорьку подсказал, где находятся панорамные рестораны, и он, как челнок, по винтовой лестнице проскочил вверх-вниз и посмотрел на залы из дверных проёмов. Возвращаясь, по пути мы зашли в книжный магазин, там я купил десятка два интересных книг, и чтобы их с собой не везти, посылкой отправил в Надым.

     Володя Синявский перед нашим отъездом из Москвы подарил Игорю новый кубик Рубика. Немного расскажу об этой головоломке. Кубик, мы впервые увидели у какого-то мальчика в Надыме в 1984 году. Эта игрушка нас заинтересовала, шутка ли — вращая во всех проекциях три плоскости кубика, можно одноцветные стороны сделать разноцветными, а чтобы это устройство собрать обратно, требовалось умение. Изобретённый венгерским преподавателем Эрнё Рубиком, кубик в эти годы имел в СССР невероятный успех. У Игоря имелся такой кубик, ему нравилось его крутить. И вот теперь у него появился новый.

     На следующий день, поблагодарив добрых, приютивших нас, московских пенсионеров и их сына Володю, мы с Игорюшкой поездом двинулись назад, домой. Там нас, наверно, потеряли... До конца отпуска оставалось чуть больше полмесяца.

     17 августа мы вернулись в Ермак. Мама вовсю мариновала огурцы и помидоры. Рассветы стали холодными, постель свою мы с Любой из яблоневых и грушевых кустов перенесли в мамину летнюю кухню и спали там на полу.

     Как-то вечером после ужина Люба мне сказала, что чувствует себя неважно и её часто поташнивает. И на ушко сообщила, что второй месяц у неё нет месячных. Ну, что ж, можно не гадать — моя Любовь Петровна беременна. Никому из родных об этом не сказали, а сами не знали — радоваться случившемуся факту или нет? Хотя, если говорить откровенно, о втором ребёнке мы втайне мечтали.

_________________
*Оригинальный памятник В. Высоцкому установили на этом месте  к ноябрю 1985 года.

**Мавзолей В. И. Ленина я посещал в январе 1972 года, поэтому не сильно сожалел, что не удалось посмотреть его в этот раз.

***В 1995 году я собрал все киноплёнки и переснял их на видеокамеру, а в 2009 году весь свой семейный видеоархив (40 трёхчасовых видеокассет) с помощью приставки «Pinnacle» отцифровал на лазерные диски. Теперь смотрим часто, и потомкам надолго хватит.
 
     *****

     Продолжение воспоминаний здесь: http://www.proza.ru/2010/08/31/1407