Тысячу раз жить

Арника Горная
http://www.youtube.com/watch?v=Fd7fDbmNK8A

Из архива журнала КРУГОЗОР №12  1979 год.

"Я очень люблю классическую музыку. Мне хотелось бы , чтобы
в "Кругозоре" прозвучала "Лунная соната Бетховена".\Ольга Быстрова г. Киров

ПОЧЕМУ ЭТО ПРЕКРАСНО

   Впервые известие о выходе в свет сонаты Бетховена опус 27№2 появилось в одной из венских газет 3 марта 1802года. Но прошло чуть ли не полвека, прежде чем она получила название "Лунной". Бетховен, умерший в 1827 году , и не подозревал о "небесном" подзаголовке, с которым его сочинение уйдет в будущее.Подзаголовок был придуман немецким поэтом Людвигом Релльштабом.Релльштаб сравнивал впечатление от первой части сонаты с движением лодки, плывущей в лунном свете по спокойным водам Фирвальдштетского озера в Швейцарии.
 Оброненное Релльштабом словечко - "Лунная" - оказалось поразительно емким и долговечным. Хотя было бы неверно и нелепо обозначить  им поистине море мыслей и чувств, которыми наделили сонату бетховенский гений. И уж, конечно,менее всего этот эпитет можно соотнести с состоянием мятежного духа Бетховена.В момент, когда сочитнялась "Лунная" - на исходе 1801 года - жизнь Бетховена никак не напоминала мерцание волн в серебрянном свете.
  О внешнем облике композитора в ту пору принято судить по известному портрету кисти Штейнхаузера.Молодой, гордый , полный сил Бетховен - артист-виртуоз , кумир публики...Бетховен, у которого , по словам Ромена Роллана , "хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность, скрыта грация и элегантность ...отраженные в обворожительной музыке..."
  И в это же время , в пору "благополучного" штейнхаузеровского портрета, каким-то зловещим контрапунктом идут к друзьям депеши Бетховена, словно исторгнутые из самых сокровенных уголков его души."Вот уже  три года , как все хуже и хуже я слышу...в ушах все шумит и гудит день и ночь...В течение двух лет избегаю всякого общества, потому что не в силах признаться людям : я глух."
 Счастиливой одержимости творца угрожала беда, и это рождало в душе Бетховена поистине вулканические потрясения. Как нужны ему были поддержка, участие, помощь. Судьба послала ему любовь.В том же 1801 году шестнадцатилетняя Джульетта Гвиччарди , приехавшая с родителями в Вену , становится ученицей Бетховена.16 ноября 1801 года композитор пишет свое , ставшее знаменитым письмо Вегелеру:"...Словно призрак , преследовал меня по всюду мой слабый слух, и я бежал от людей...Перемена , происшедшая во мне теперь , вызвана милой, чудесной девушкой , котороя любит меня и любима мною..."Но дальше в письме идут горькие слова :"К сожалению, она не моего сословия , и сейчас во всяком случае , жениться мне никак невозможно..."
  Правда , если у Бетховена эта строчка окрашена цветом слабой надежды, то сама Джульетта не питала на сей счет никаких заблуждений. Разрыв наступил скоро. Для композитора это было трагедией;он бежал из города в поисках одиночества , его одолевала жизнь о самоубийстве. И плодом отчаяния и тоски, гроздью гнева его стала соната до диез минор, опус 27 №2, посвященная Джульетте Гвиччарди. Позже Гвиччарди, вышедшая замуж за бездарного композитора князя Галленберга,будет стыдится этого посвящения, его "компрометирующего"подтекста.Уже в нашем веке внучка Джульетты  поведала в одном из своих писем о том, что у них в доме было запрещено "каким бы то было образом намекать на дружбу между Гвиччарди и Бетховеным, которого...считали лишь учителем музыки".
  Но с той , с другой стороны , рана была глубокая :портрет Джульетты Бетховен хранил в тайнике до конца своих дней."Вечность есть в дождливом адажио Бетховена ,- писал критик и музыковед Беллег.-Колокол в траурных нотах . Ничто тут не бежит, не дрожит, не скачет.Все связано.Медлительно.Глубоко.Кажется , что в немногих страницах вся печаль , вся человеческая нежность выложена сердцем..."
  После первой части Бетховен помечает, что вторая - алегретто - идет без перерыва. Несравненное алегретто уместилось на одном листе. Крохотная интермедия. Лист сказал о ней "ц в е т ок    м е ж д у   д в у м я    б е з д н а м и."
  В высшей  степени важно то , что бездной здесь назван не только финал, но и "лунное" адажио.И думается, что Лист в данном случае подразумевал никак не бездну счастья, а бездну бездонного горя, на краю которой стоял Бетховен. Алегоретто - простая и возвышенная , чуть отрешенная улыбка перед вулканическим взрывом в финале, перед яркостью,силой, борьбой.Эта яркость бушует в "Лунной"  вплодь до самого конца.И все-таки перед последней строкой буря на секунду смолкает.Окно в урагане.Когда вы будете слушать сонату, обратите внимание на последнюю минуту"Лунной". Вы услышите там после восходящего движения и затем нисходящего пассажа два "тихих аккорда".Бетховен поставил здесь знак - ПИАНО-ПИАНИССИМО.Две октавы в левой руке - точно вздох, но не отчаяния, а , пожалуй , молчаливой , скрытой веры в то, ЧТО РОК ПРЕОДОЛЕН.И эти две тихие октавы вдруг , внезапно срываются  в лавину звуков, в ТОРЖЕСТВО утверждающей силы. Здесь в музыке сказано то, что стояло в строках упоминавшегося письма Вегелеру:"Вы должны видеть меня счастливым , насколько суждено мне это здесь, на земле , а не несчастным - нет, этого я бы не мог перенести - я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся.
О КАК ПРЕКРАСНО ЖИТЬ,ТЫСЯЧУ РАЗ ЖИТЬ!"

                Артем ГАЛЬПЕРИН

  На пятой звуковой странице вы услышиите адажио СОСТЕНУТО из сонаты Бетховена
оп.27 №2 -"Лунной" - в исполнении Вальтера Гизекинга.
  На фоне автографа финала "Лунной сонаты"
портреты Бетховена (работы Штейнхаузера)и Джульетты Гавиччарди.