069 трое ушедших, трое пришедших

Артём Киракосов
Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ


ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ







069               
ТРОЕ УШЕДШИХ, ТРОЕ ПРИШЕДШИХ


Педагогика дело такое… И всё же фактор денег был и стал решающим (в разговоре, по крайней мере) при увольнении трех наших коллег Мастерской реставрации живописи МГАХИ имени В.И. Сурикова. Я благодарен им. Они сделали много! Каждый – вносит своё. Кто-то меньше, кто-то больше, но для Руководителя – важно ВСЁ – ценное! для дела, за которое он взялся. И – становятся неинтересными те отношения, при которых работник ведёт себя исключительно эгоистично. Чтобы сдвинуть какое-то дело, нужны ПОдвижники. И у меня меняется `голова`, меняется `характер` – как мне говорят! Может быть… но я не жалею. Неинтересные для дела люди не интересны. Работающие `под себя` и `на себя` скучны. Коллектив может больше, может много. Каков бы ни был твой талант, привлеки партнёров, друзей, одержимых, способных. Бойся ‘кровососов’ и ‘вампиров’ – паразитирующих на ‘месте’, ‘людях’, ‘положении’, ‘профессии’.

Трое ушедших: художники-реставраторы высшей категории: КУЗНЕЦОВ Юра и ГАВРИЛИН Андрей, преподававшие предмет/дисциплину «реставрация станковой масляной живописи», ЛУКЬЯНОВ Борис Борисович – эксперт, технолог, искусствовед, фотограф, директор фирмы, преподававший предметы/дисциплины: «технико-технические исследования живописи» и «специальное фотографирование».

Как-то всё мне с женщинами проще! Или, действительно, как шутят, “велика их роль в советской реставрации”, впрочем, как и не в реставрации, и не в советской, да во всём! – вот на них всё и стоит/держится.

Трое пришедших – яркие, самобытные, оригинальные – ЖЕНЩИНЫ. Красивые, молодые ДУШОЮ. Подтянутые и бодрые, настроенные на ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, ОБЩЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. Такою может быть только ПЕДАГОГИКА. Контакт ДУШИ. Знание – только ЛИЧНОЕ! Некий разговор ЗА и ПОСЛЕ… Занятия – фон для передачи ГЛАВНОГО – напутствие. Дети наши не должны видеть взрослых опущенными, в отчаянии, в раздражении, немощными, запутавшимися.

ПРОВОРОВА Ирина Николаева – преподаёт предмет/дисциплину «специальная биология: энтомология». Это наука о насекомых – вредителях музейных ценностей, живописи (на ней – акцент), человек увлечённый, автор статей и книг, кандидат наук, социолог, психолог, организатор, двадцать лет педагогического стажа… Я наблюдал её (и снимал) на лекциях: как точно стоит акцент каждого слова! как выверено дозирование количества информации, которое студент может воспринять, чисто актёрский жест и поза (включая застывание в паузу!), да и сам темп… Какой подвижный внутренний темперамент! её… Нутро человека – всегда располагает, просматривается. И всё же – ранимая, гонимая (на других работах). Ира.

ДМИТРИЕВА Мария Борисовна – преподаёт предмет/дисциплину «специальная биология: микология». Это наука о плесени, грибах, микрофлоре – опасных для музейных собраний.  Реставратор графики, статная, высокая, учёный и подвижник, часто ездит с докладами по миру, практикующий специалист. Много работает руками. Много идей. Танцует фламенко. Рассказывает – лирично! музыкально! нежно! Показывает свои удивительные фотоработы – макросъёмка. Студенты – зачарованы... Тонкая и изящная в речи и, вообще, обращении. Маша.

КИРЕЕВА Вилена Николаевна – преподаёт предмет/дисциплину «специальная химия». Это наука о составе художественных и реставрационных материалов, правилах их применения, сочетания, разумного и рационального использования. В этом году, надеюсь, нам удастся ввести и новый курс «атрибуция и экспертиза произведений живописи». Говорит стоя всегда, словно пытаясь вместить в нас то, что переполняет её саму `до краёв`, – легко! воздушно! Всегда в ослепительно выглаженном белом! Наслаждение! Настоящий ЭКСПЕРТ! – практик и исследователь, автор уникальных открытий, методик, технологий… Кандидат наук! Настоящий НАСТАВНИК и ДРУГ! Сочетает в себе – человека различных направлений образованности, сфер занятий и интересов (таким и должен быть эксперт). Человек – с даром ДАРИТЬ! разделять! делиться… Педагог по СУТИ. Как рассказывала она мне позже: “Как только я впервые услышала Ваше Отчество! Артём Вильевич, вопрос о моём преподавании у Вас решился почти сразу!..” Вилена.

Ушедшие – тоже люди способные!

Андрей ГАВРИЛИН – пишет, рисует, сочиняет, декламирует, поёт, выступает со сцены и в клубах, ведёт свободный артистически-художественный образ жизни (что меня сильно привлекает), сильный мастер! Мы дружили и общались разносторонне… Андрей.

Юра КУЗНЕЦОВ – акварелист ‘волошинского’ типа, поэт со вкусом! издавший ни одну книжечку стихов и репродукций, человек, вообще, олицетворяющий для меня некий стиль жизни современного ‘художника-реставратора’, тонкач! эстет! ценитель красот и изысков, изнежен… Мы дружили, и всегда беседы и встречи с ним были милыми! Юра.

Борис Борисович ЛУКЬЯНОВ – уникальный самородок! уважаемый и почитаемый! основательный и неспешный, мягкий и твёрдый одновременно, сложный… Безусловно – специалист редкого дара сочетания совершенно разноплановых знаний в области атрибуции и экспертизы, с огромным опытом работы практика и преподавателя. Мы только стали ближе общаться… Он старше нас, значительней, важнее. Всегда в костюме. А у нас их – нету! Боря.

Жизнь разводит и сводит. Научись не жалеть. Привыкни. Я уже почти!.. И идти вперёд. Так уж складывается. Что ты предпочёл интересы дела, за которое взялся, которому служишь. Интересам выглядеть в чьих-то глазах лучше, чем есть. Да мне и наплевать! – слишком серьёзно то, что затеяно: новый тип образования нового поколения – это наша смена, дети. Они придут на наши места и будут жить вместо нас. Что дадим мы им? что оставим в наследство? – вот эти разоры, раздоры и пожары? Спалённую честь и похеренную церковь? «Культуру», которой будет называться еле живой телеканал? А характер и взгляд? – да, наверное… в чём-то очень сильно изменились. Нет, не жалею. Совсем. Нет другого пути. Да и деньги – не объясненье ничему: разве из-за них, – этого, –  расстаются?   


23 август 2010 ~ лето ** ** лето ~ 2010 август 23