З Н О

Сергей Даниэлс
            З. Н. О.

В военкомате.
Майор:
-Ты где работаешь?
Я:
- З.Н.О.
Майор:
- Ты знаешь что такое Вэ Хэ Оу Дэ?
Я:
-Нет.
Майор: Вэ Хэ Оу Дэ  -  это ВХОД, а вот что такое  ЗНО   я не знаю.
Я:
- ЗНО- это Завод  Нестандартного Оборудования.
Майор:
- Вот так сразу и надо говорить, а не алфавит называть.Я не компьютер.Понял?
Я:
-  ПОНЯЛ!  Извините, сразу не догадался.







                ЗНО

                (  завод  нестандартного  оборудования   80-е годы  )

               

         На  заводе  в  9-м   цехе,  всегда   было очень  шумно .  С правой  стороны  большого  цеха, одна  бригада  заклёпывала  гофрированные  алюминиевые  плиты, делая  заготовки  для  нашей  бригады. С  левой  стороны   цеха ,  работала   наша  бригада- используя  эти  заготовки  для  сборки   строительных  бытовок.
Бытовки  были  очень  мощные  и  смотрелись  очень  красиво.
Внутри  было  электрическое  отопление ,  умывальник,  воздушная  сушилка  для  рук  ,  стол  и   скамейки .  Вообще  всё ,  кроме  туалета.Как  говорил  великий сатирик  Аркадий   Райкин, “Пусть   все  будет,   но  пусть  чего-то  не  хватает”
В  цеху  кипела   работа.   Сборщики   собирали   стены ,  потолки.  Плотники   ставили  двери ,  электрики  проводили  электричество.   Всё  это  потом, я  красил. Всё  шло  своим  чередом. Где-то    часам   к  десяти   утра,  начиналось  волнения   в  цеху.  Кто-то  начинал  собирать  деньги  на  спиртное.
Ближе  к  обеду,  а  некоторые  с  утра,  выглядели  розовыми-слегка  захмелевшими.  Отказываться  пить  водку,  выглядело  странно.Считалось  что  непьющий  человек  - или  заболел,  или  дружит  с  начальством.
Пили  все ,  не  пили  только  те,  кто  не  приходил  на  работу.
Пить  много  я  не  мог,  потому-что   пили  без  закуски.  Закусывали  конфетами  или  занюхивали  рукавом. Ребятам  нравилось   брать  меня  в  долю,  так-как  я  платил  деньги    как  все -  за  стакан  водки  ,  а  выпивал  половину.  А  иногда  просто  делал  глоток. К  вечеру  некоторые  находили  ещё  водку,  выискивая  деньги   в  долг  до  получки ,  чтобы  продлить  хмельное  состояние.
Так   практически   продолжалось  каждый  день,  кроме  выходных.
Как  в  анекдоте   того  времени  шутили.  Начальство  спрашивает  у  рабочего : 
-  Петров  скажи  ,  ты  после  первого  стакана  работать  сможешь ?
 -   Смогу!
 -А  после   второго  сможешь?
-   Смогу!
 -  А  после  третьего?
-Работаю-же!
Все  шло  своим  чередом. Мы  работали   не  подозревая,  что  через   каких-то   два  года  наша  страна   развалиться.
В  течении  дня,  я  выходил  за  ворота цеха  -  покурить.На  территории  завода   работали  строительные  подрядчики.  Я, как  человек   общительный ,  познакомился  с  их  бригадиром- Федей  Б.   В  один  из  очередных  перекуров, он  мне  предложил  работу  в  их  кооперативе.
На  заводе  я  получал  350- 370 рублей  в  месяц .Это  была  неплохая  зарплата  в  те  Советские  времена. Фёдор  приглашая  к  себе  на  работу,  обещал  платить   600  рублей  в  месяц .  Я  сказал , что  завтра  дам  ответ . Конечно  зарплата  была  очень  заманчивая.  Почти  в  два  раза  больше,  чем  на  заводе. В  те  времена,  многим  казалось  что  кооперативное  движение-это  временное  явление,  потому-что   руководство  страны ,  в  то  время  было  не   предсказуемо. Многие  законы  работали  не   для  благо   людей,  а  против  и  часто  менялись. Посоветовавшись   с  женой ,   я   на  следующий  день   дал  согласие  перейти  в  строительный  кооператив  « Проект-ремонт”, где  председателем -  боссом,  был  Егор  Николаевич  Сим.
Теперь  мне  нужно  было , как  можно   быстрей  уволиться  с  завода. Я  знал ,   что  меня  быстро  не  уволят.   По  закону  я  должен  был  отработать   две  недели ,  перед  тем  как  уволиться. Я  придумал,  что  у  меня  проблемы  с  семьей, жить  мне  негде  и  я  хочу  уехать  обратно  в  Андижан .
Хотя,  те  кто  попадали   в  Москву,  редко  уезжали  обратно.
Первым  делом,  я  пошел  к  начальнику  нашего  9-го  цеха, Демченко  Александру  Николаевичу. Спокойный , уравновешенный  ,  с  розовым  лицом  был  в  своем  кабинете. Я  знал,  что  с  ним  можно  было  договориться.
Предварительно  заготовив  бутылку  водки, я  вошел   в  кабинет  Александру  Николаевичу.
- У меня к Вам  Мужской разговор,-  сказал я.
После  разговора, он  сочувственно  подписал  моё  заявление.  Я  довольный  вышел  из  кабинета предварительно оставив ему бутылку водки.
Спрятал  заявление  и  пошел  в  отдел  кадров  к  Ремизову. Ремизов  был  не  простым  и  очень  деловым  кадровиком. Он  ответственно  относился  к  работникам  завода  и  следил  за  утечкой  кадров.
Уволиться  у  него  хорошему  работнику  без  серьёзной  причины  было  практически  невозможно.
Кабинет   Ремизова был  серым ,  и  не  уютным с  множественною  сложенных  бухгалтерских  книг.
Я  вошел  и  рассказал  свою  причину  увольнения.
Внимательно  меня  выслушав, и  осмотрев  взглядом  из  под  очков , Ремизов  сказал:
-Хорошо!  Сходи  к  начальнику  цеха  Демченко,  подпиши  заявление  и  принеси  ко  мне.
Конечно  я  знал,  что  пока    пойду  к  Демченко,  Ремизов  позвонит  к  нему  и  никакого   увольнения    не  получу   и  заранее  всё  подготовил. Все эти уловки  я знал.
-Я  сказал :
-Если  я  принесу  сегодня  заявление,  то  вы  сразу  оформите  документы  и  уволите  меня?  Только  честно.
Ремизов  прищурив  глаза,   сказал :
-Конечно  никаких  вопросов.
Тут-же  вынул с  внутреннего  кармана  уже  готовое  заявление  и  протянул  ему.  Он  опешил,снял  очки, и   стОя  спросил :
-Уже  подписал?
Я  сказал :
-Да  подписал.
-Ну  ты  орёл Исхаков.
-  Со мной  не  пропадешь,  но  горя  нахватаешься , -   сказал   я   и   довольный  ушел.
Со  следующего  дня  я  уже  оформлял  документы  в  кооператив  «Проект-  ремонт”.

Моя  перестройка   началась.



                ноябрь 1995 год  Нью Йорк