Шах и мат

Дионис Соколов
     А как всё хорошо начиналось!.. Кто увлекается историей современной музыки, тот знает, о чём я говорю.  Давайте же вместе поднатужимся и вспомним начало двадцать первого, такое увлекательное и многообещающее в музыкальном плане. Оно нам подарило:
Стиль «эмо» - грустные задумчивые парни в белых рубашках и очках в толстой роговой оправе, так похожие на шугейзеров девяностых. «Эмо» в те славные времена не предполагал крашеных чёлок, чёрно-розовой атрибутики и My Chemical Romance в качестве флагмана стиля. «Эмо» тех времён не плакали по углам и не резали втихаря от мамы вены, а агрессивно и безапелляционно заявляли о своих правах испытывать сильные человеческие эмоции без оглядки на кого бы то ни было. Вспомните выступления …At The Drive-In: им некогда было плакать, они зарабатывали медали по лёгкой атлетике прямо на сцене. А парни из Alexisonfire или Every Time I Die выглядели так, будто могли и ножом пырнуть за упоминание о слезах.
«Инди» - это молодые ребята в футболках или кардиганах, от музыки которых в следующую минуту не знаешь чего ожидать. Чёрные костюмы – это не инди. The Hives и Interpol – не инди. Инди – это та музыка, которая обязательно тебя удивит. Она легко узнаваема, и именно в её стремлении быть непохожей и обязательно жизнеутверждающей и скрывается её основной штамп. Инди – это каскад эмоций, вот почему настоящее инди  «послевкусием» напоминает настоящее «эмо» - ноги  этих стилей растут из одной задницы.
Пост… - постпанком в то время никого удивить было невозможно, но вот построк, посткор и постметал привлекали внимание не по-детски. Слава Богу, восприятие постмузыки не подверглось ассимиляции танцевальным брит-попом (хотя, не подвергся ли сам брит-поп танцевальной обработке?), как это произошло с «эмо» и инди,  поэтому «посты» и по сей день воспринимаются более-менее адекватно тем музыкальным структурам, которые и получили название «пост». Постмузыка – это грандиозный эстетический аутизм, выраженный в предельной меланхолии, но не окрашенный в тона кафедральности (как готический рок или его симфо-разновидность), не обладающий мрачной агрессией (как разновидности дума), не пропагандирующий болезненное переживание собственной экзистенции (как шугейзинг). Постмузыка как бы растворяется внутри себя, сводя на нет собственные усилия, она апатична как сама по себе, так и по отношению к слушателю. Этакий отстранённый депрессняк. Тот же трип-хоп (именно ранний, времён Трики и Massive Attack) стоило бы рассматривать как пост-хип-хоп.
Невероятное количество разновидностей хард-кора, сеющего разумное, доброе, вечное в предельно агрессивной форме. Татуированные качки, лапая объектив камеры, признаются в любви к животным и призывают сплотиться ещё сильнее, нежели они сплачивались по сей день. Обязательная песня про предателей, которыми потихоньку становится метал-кор, как единственный подвид, обретший коммерческую популярность.
      Несомненно, все эти движения были известны и любимы ещё в девяностых, но именно в начале 21-го увлечение этими течениями в молодёжных субкультурах РФ достигло некоего пика. Ценность упомянутой «эпохи» состояла в адекватном восприятии того музыкального пространства, которое вовсю гремело за рубежом. К 2009-му некоторые разновидности этих направлений коммерционализировались и дискредитировали всё движение. Даже скорее так, некоторые команды, не являясь настоящими последователями определённого движения, взяв на вооружение некоторые внешние элементы стиля, прокатили под его представителей.
     Об этом можно было бы и дальше рассуждать, но цели я преследовал другие, в частности, мне хотелось прежде всего для себя определить, во что упёрлась музыка в своём развитии, как в идейном, так и в техническом плане.
     Не секрет, что десятки лет эволюции рок-музыки приводили к смене парадигм, простое заменялось сложным, а затем простое снова возвращалось, обогащённое предыдущими содержаниями, и всё шло, как по маслу, велосипед потихоньку изобретался, точнее к нему приделывались всё новые и новые детали, пока в конце прошлого века не появились те, кто разогнал этот велосипед до таких скоростей, что тот стал разваливаться на ходу…
     Последнее великое изобретение ушедшего столетия – лично для меня, это математическая музыка, которая нашла своё выражение в инди и хард-коре.  Проникнув в инди, мат-мышление раскрасило его изнутри невиданными красками, превратив каждую следующую секунду мелодии в ожидание чуда. Мат-рок, как часть инди-культуры, превратился в музыкальный кришнаизм, где каждая деталь гармонического пространства служит ради извлечения эстетической выгоды. Внутри 3-5 минутной композиции стало так много всего, что казалось, эта самая композиция не выдержит такого богатства и захлебнётся сама собой. Отсюда и ощущение некоторой неудовлетворённости, возникающей после прослушивания нескольких альбомов мат-роковых групп подряд: если внутри композиций не оставлять слабых мест, она сама превращается в сплошное слабое место, ибо красоту и совершенство не с чем больше сравнивать.
     Сдаётся мне, что подобная участь постигла в своё время и группы прогрессивного толка, когда жанр, в котором они играли, просто напросто перегорел. Сегодня, когда возрожается глэм, и хэви обретает своё второе дыхание, особенно обидно ощущать, что время арт- и краут-рока ушло безвозвратно, так как нет никаких видимых форм, в которых данные виды прогрессива мог бы воплотиться в настоящее время. Прог-метал, увы, отдельный жанр.
      Если говорить о зачинателях мат-рока, то пальму первенства я отдаю King Crimson и плевать, что мне на это скажут. Просто прослушайте альбомы этой группы второго и третьего периода и вы, может, поймёте, что я имею в виду. В «Заливном из язычков жаворонка» я услышал всё, что инди-музыка скажет потом в более развёрнутом виде.
     Не менее интересен и другой вид мат-музыки – мат-кор. В отличие от мат-рока, упомянутый стиль берёт за правило не просто сложно играть, но ещё и играть быстро. Смотря на ребят из Norma Jean, теребящих свои «файербёрды» в такт кивания собственным головам, создаётся ощущение, что они в этих головах на время извлекают корни многозначных чисел. Быстрота и сложность, помноженная на природную хард-кор-агрессию и сдобренная рвущим ухо скримингом или харшем даёт в итоге зубодробительную смесь, по тяжести восприятия оной оставляющую далеко позади все известные жанры металлической музыки. Удивительно, насколько хард-кор оказался продуктивен в плане неслушабельности своих производных! По неистовству с мат-кором может сравниться, разве что, выползший с ним из одной берлоги грайнд-кор, при прослушивании которого сложно поверить, что своё начало он берёт не от тёмного крыла металлической музыки, представленной блэком и дэтом, а от социально-ориентированного панк-рока, который, в свою очередь, своими корнями уходит в протопанк, представленный стариной Игги, Third World War и Velvet Underground. Если провести аналогии (лучше не надо!) и протянуть мостик из шестидесятых в девяностые, то что общего можно найти в трогательном козлином блеянии Лу Рида и странным гроулом вокалиста, скажем, Bowel Stew, напоминающем полоскание горла раствором ромашки? А ведь одно взялось из другого! Но вернёмся к мат-кору.
     Есть мнение, что родоначальниками сего славного стиля являлись Converge. И если прослушивание их дискографии убеждает нас в этом (видно, как от альбома к альбому ребята продирались через сомнительные дебри какого-то дэта, полуинди-полунепоймичто, чуть ли не грайнда, в общем, смешивали музыкальные коктейли по принципу наибольшей взрывоопасности), то внешний вид – в обратном, уж больно молоды для родоночальников стиля. Хотя, если принять во внимание закон ускорения истории и вспомнить, что тот же краут-рок просуществовал в чистой форме лет пять, а печально известный ню-метал сумел за одно лишь десятилетие родиться, расцвести и загнуться, то в этом нет ничего удивительного. В любом случае, спасибо зализанному молодому человеку с орлом на кадыке и его банде за первопроходство.
     А вообще, мат-корщики народ довольно смелый. Чего стоит команда Кримсон Кьёрс, трясущая гениталиями перед зрительским носом! Хотя, стоит сказать и об отважности самих зрителей, согласитесь, небольшое удовольствие получить по губам вялым творческим членом в процессе исполнения моша. Или The Locust, которые играют так быстро, что нарушают все законы физики, нанося, тем самым несмываемое пятно позора на всё меломанское сообщество, ибо играть быстрее чем Роберт Фрипп в этой части Вселенной не позволяется никому.
     Осталось сказать немного о мат-метале. Нежное ухо вряд ли почувствует разницу между этим стилем и мат-кором, но разница всё же есть. Мат-метал иногда сбавляет темп, в отдельно взятой песенной структуре проскакивают привычные мелодические ходы, а гитарные рифы, несмотря на всю их диссонативность довольно хорошо воспринимаются и считываются. Часто к этому стилю относят творчество Meshuggah, которые, на мой взгляд, вообще сложно куда бы то ни было отнести; Mudvyne – очень слушабельный и талантливый коллектив, который часто обзывают обидным словом «ню-метал» из-за элементов, позаимствованных из этого стиля (которые, впрочем, и делают этот коллектив слушабельным)  и The Dillinger Escape Plan – убивающих двух зайцев сразу и разделяющие их на две неодинаковые кучки: ту, которую можно потреблять без предварительной подготовки и ту, которую принимают после консультации с врачом.
     В заключении следует оговориться: я сознательно не упоминал о джазе, в котором встречается всё то, что есть в вышеуказанных стилях, а именно: диссонативность, невероятная техника исполнения, так как джаз является принципиально иной музыкальной плоскостью. В нём уже давно всё есть, он не эволюционирует, а если и эволюционирует, то непременно выбрасывается за рамки самого себя в смежные или вовсе иные жанры, переставая быть тем, что он есть – джазом. Джаз непрерывно распускается, словно цветок, каждую секунду даря весь свой потенциал без остатка, в нём нечему становиться, он уже давно стал собой, но каждый раз он приоткрывает свои, давно уже открытые грани, заставляя искушённого слушателя переживать подлинное наслаждение.
         Рок-музыка – это непрерывное становление, отражающее все социальные нюансы и чутко реагирующее на них. По року можно судить об истории человечества последних шестидесяти лет. И мат-музыка доказывает это, становясь пределом и одновременно новым горизонтом современной тенденции в искусстве. Мат-музыка – это количество, упёршееся в само себя, количество, готовое перейти в иное качество, но не находящее пока для себя новой ниши, которое оно могло бы занять, став иным по отношению к самому себе.
     И что самое приятное, потенциал у этого «количества» велик! В нём действительно открыты многие приёмы, бывшие доселе недосягаемыми, причём открыты буквально за десятилетие, теперь осталось ждать, куда всё это многообразие конденсируется.