Пистолеты

Виктор Светозарский
В конце июля командование отряда решило провести проверку палаток и подсобных помещений на наличие запрещённых предметов. Все прекрасно понимали, что при специфике данной работы может возникнуть непреодолимое желание оставить себе что-нибудь в виде сувенира. Эта мера имела и упреждающее значение, так как в любой момент с проверкой могли нагрянуть представители Особого отдела или "ребята" из КГБ. И, найди они что-нибудь, раздули бы это событие до небесных высот с самыми неприятно-вытекающими последствиями, а самих виновников "торжества" вполне могли ожидать конкретные статьи УПК СССР.

После завтрака личный состав убыл на участки. В отряде остались офицеры управления, старшины подразделений и личный состав, занятый в несение службы. Командир отряда построил офицеров и старшин, и довёл до них порядок осмотра. Мне это мероприятие было неинтересно, поэтому с Акст Валерой отправился на пруд. Наплававшись и назагоравшись, побежал к "строевому плацу", где к этому времени собрались все, кто принимал участие в проверке палаток и помещений. Увидев, что лежало на земле, я остановился и долго не мог прийти в себя: на земле были аккуратно разложены приведённые в порядок штыки от трёхлинеек, немецкие палаши, кортики, всевозможные ножи, далее - кучка ржавых затворов, пистолетов, отдельно на тряпочке были разложены советские и немецкие награды, не обошлось и без боеприпасов в виде малокалиберных снарядов и всевозможных гранат, но более всего мои глаза загорелись на три пистолета, лежащие отдельно. Это были два Вальтера и наш ТТ приведённые в полную боевую готовность; вставляй магазины и стреляй! Над ухом услышал голос отца: "Даже не думай!!!"

Командир отряда, тем временем, подвёл итог и распределил обязанности по ликвидации обнаруженного и передаче наград в Кировский РВК. Отцу выпала миссия по уничтожению боеспособных пистолетов. В самом конце командир добавил, чтобы не делались никакие оргвыводы и без привлечений к дисциплинарной ответственности, сделав упор на проведение разъяснительной работы со всеми категориями военнослужащих.

После построения командир подошёл к отцу:
- " Миша, ты эти пистолеты под пресс, чтоб надёжно. У тебя же есть знакомые в мастерских?"
- " Есть, Володя. Не переживай всё в лучшем виде будет. Возьму ещё шашку 400-граммовую.  После пресса для успокоения подорву!"
- " Тогда, давай, действуй! А я тут займусь!"

После небольшой суматохи по команде "Разойдись!", я улучил момент и спёр-таки ржавый затвор от винтовки. Зачем? Сам не знаю, наверное, чтобы был. Позднее старший брат привёл его в рабочее состояние, но так как приладить его было не к чему, по прошествии нескольких лет, он был выброшен мной в Неву...

- " Витя, ты едешь со мной?!" - окликнул отец.
- " А пистолет дашь подержать?!"
- " Даже все!"
- " Ура! Поехали!"

Запихав два пистолета за шорты, в руках с ТТ, направился к ГАЗ-69, где нас уже ждал Валера. Хвастаясь, немедленно протянул ему пистолеты:
- " Во, смотри какие!!!"

Пока ехали до Кировска, меня не покидала мысль: как бы один пистолет спереть! Но как это сделать? Их не 33, а всего три... Остановившись у механического участка батя сказал:
- " Бери пистолеты и пошли в цех. Сейчас их под пресс положим."
Как мне их было жалко, и я прибег к последнему средству:
- " Пап, ну, давай, оставим один себе, а? Скажешь, что все сломались... Пап, давай, а?"...
- " Виктор, - в его голосе почувствовал холодок, - когда я тебя сюда брал, помнишь, что ты мне обещал?!"
- " Помню." - еле слышно выдавил из себя ответ.
- " Тогда, чтобы подобного я от тебя больше не слышал! Понял?! В противном случае отправлю домой! Уяснил?!"
- " Больше не буду." - и предательски шмыгнул носом. Перспектива быть отправленным домой меня явно не устраивала.

Рабочий прессового станка, принявший у отца пистолеты, спросил:
- " И не жалко, Василич?!"
- " Нет, Андрей. За свою службу столько на них насмотрелся, столько натаскался и настрелялся, что видеть их не хочется."

Вниз Андрей положил ТТ, а сверху два Вальтера. Нажал на кнопку и пресс медленно пошёл вниз. Я видел, как не выдержав давления, пополам согнулись Вальтеры, пройдя вниз ещё пару сантиметров, пресс замер.
- " Всё, Василич, больше у него мощи не хватает!"

То, что Вальтеры пришли в негодность было понятнее понятного. А что с ТТ? На внешней стороне по стволу была лишь небольшая вмятинка и всё. Батя послал меня с пистолетами в машину, а сам остался перекурить со своим знакомым. Я же за это время успел найти подходящий по диаметру железный прут и убедиться, что канал ствола не деформирован! Вернувшись, отец распорядился ехать на Зольную сопку.

И тут я снова не выдержал:
- " Папа, с немецкими всё понятно, что сломались, но играть с ними нельзя. У ТТ внутри ствол деформирован, - не моргнув глазом, соврал я. - Можно я с ним поиграю, а потом и взорвём."
Отец уловил хитрость и произнёс всего одно слово, но с нажимом: " Виктор!"
- " Да я ничего! Взрывать, так взрывать! Можно я это сделаю?!"
- " Хорошо." - согласился батя.

Прибыв на Зольную сопку, думал, что подрывать будем в воронке, образовавшейся за несколько месяцев подрывов, но отец показал место в молодом подлеске.
- " Здесь!" - коротко бросил он.
Последняя моя надежда на то, что при подрыве в воронке, я бы смог быстро отыскать пистолет, растворилась, как туман. Сделав небольшое углубление, хотел положить шашку сверху, но батя отрицательно покачал головой, пришлось шашку подкладывать под пистолеты. Поджог бикфордов шнур и бросился бежать за бугор, который служил нам укрытием и находился от взрыва метрах в тридцати. Секунд через 20 тишину и пение птиц нарушил прогремевший взрыв. Подойдя к месту подрыва, нашему взору открылась свежая воронка, а пистолетов и след простыл...

Несколько дней кряду приходил на это место в надежде найти так полюбившийся мне ТТ, но всё было тщетно...

Перед ужином, когда все вернулись с участков, командир отряда на построении личного состава сообщил о прведённом сегодня мероприятии, предупредив, что в случае повторного обнаружения запрещённых предметов, виновные будут отчислены из отряда. Он знал, что говорил, так как быть отчисленным из отряда приравнивалось к трусости с соответствующим отношением со стороны сослуживцев. Из отряда, по мнению солдат и сержантов, можно было выбыть по причине смерти, ранения или заболевания, требующего госпитализации.

Проверки, с которыми прибывали из штаба округа особисты не выявили ничего крамольного. Многие сержанты и солдаты были представлены к правительственным наградам. Эти ребята сделали всё, чтобы война как можно меньше напоминала о себе взрывами, унося человеческие жизни, калеча судьбы людей.

Я с величайшим уважением вспоминаю их всех, тогда молодых, в чём-то беспечных, но всем сердцем любящих свою огромную Родину с Великим названием Союз Советских Социалистических Республик (СССР)! В этом отряде были воины разных национальностей, объединённые одной целью.