Турецкий гамбит

Дионис Соколов
     С некоторой грустью приходиться констатировать, что самая первая статья рубрики «Вынос мозга» станет гарантированно непревзойденной, ибо ни одна штуковина не выносит мозг так далеко и надёжно, как некий фильм турецкого производства, созданный в 1982 году.
     Никто в то далёкое время и представить не мог, что этот феномен станет звездой  «You tube», снискав славу непревзойдённого шедевра мирового кинематографа.  А секрет успеха оказался прост: проникнутая энтузиазмом турецкая массовка, «умелая» работа монтажёров-операторов и хорошая кинематографическая осведомлённость создателей (помноженная на плохую киноосведомлённость турецкого зрителя).
     Фильм с невыговариваемым названием в списке российского киногурмана проходит под ником «Турецкие Звёздные Войны». К сожалению, картину я смотрел без перевода и даже без английских субтитров, но даже при таком раскладе фильм исключает неоднозначное толкование, так как оказывается под завязку набитым видео-нарезкой из оригинальных «Звёздных войн». Чтобы вы почувствовали весь эпический размах создателей ленты, отмечу, что саундтреком к ТЗВ послужили заглавные темы из «Индианы Джонса», «Планеты обезьян» и  бондианы.
     Уже с самого начала понятно, что продукт равнодушным к себе не оставит: жёлтые титры на чёрном фоне пролистываются неплавными рывками диафильмного проектора. После пятиминутного ползания по экрану буквы резко сменяются тревожной тарабарщиной диктора турецкого телевидения. Его голос гармонично вплетается в кадры хроники войны кого-то с кем-то. Всё это время по экрану летают космические истребители, взрываются Звёзды Смерти, мечутся лазерные лучи, короче, для тех, кто видел оригинальные «Звёздные войны», происходящее покажется до боли знакомым, так как это всё оттуда. Пару раз, правда, для разнообразия мелькнут кадры взлетающей с Байконура ракеты и пара вырезанных из картона планет.
     На фоне всего этого ада происходит первое знакомство с героями: архетипичным турком, похожим на злодея-засранца из индийских фильмов и мужиком неопределённого возраста, внешностью напоминающего одновременно  Константина Эрнста и  Брэда Питта. Они бомбят базу турецкого аналога Дарта Вэйдера, который никак не может помешать разрухе, в честь чего и скалится сквозь фараонову маску из цветной бумаги. Наконец, он ухитряется подбить наших героев, которые падают на планету, судя по местности, носящую название Афганистан.
     Выбравшись из-под обломков пенопласта, неразлучная парочка совершает небольшое турне по близлежащим окрестностям, с изумлением осматривая встречающиеся на пути египетские пирамиды, софийские православные храмы и израильские пещеры. После пары минут знакомства с общеизвестными памятниками мировой культуры, идиллия нарушается горсткой невнятных персонажей, одетых по моде статистов из любой сказки Александра Роу. Проявив немотивированную агрессию, они пытаются заколоть героев пластмассовыми копьями, но неожиданно получают мощный отпор. Вероятно, силы в турецких джедаев вливаются посредством закадровой музыки из «Индианы Джонса»: при первых нотах бодрой мелодии герои сразу начинают побеждать.
     Завладев конями мерзавцев, эти Бэтмен и Робин национального проката скачут по выжженной степи дальше, навстречу приключениям, пока не получают их в должном количестве в виде роботов с бластерами, которые сбивают их смертоносными лучами с лошадей и берут в плен (сразу стоит отметить, что всё огнестрельное оружие в фильме выполняет сугубо ослепляющую и сбивающую-с-ног функцию). Скрутив пришельцев, нелюди отводят их в тренировочных лагерь, полный переодетых турков.  По одежде, в принципе, понятно, к какому этическому страту каждый из них себя относит: те, что одеты в лохмотья и тюрбаны – угнетаемые хорошие, те, что одеты в лохмотья и кастрюли – зверствующие плохие. На площадке перед скалами устроено нечто вроде гладиаторских боёв.
     Не вытерпев издевательств над мирным населением, герои демонстративно сбрасывают верёвки и буквально голыми руками угондошивают толпу человек из шестидесяти, после чего уводят освобождённый люд в пещеры.
     Здесь происходит знакомство с «девушкой Бонда»: обесцвеченной турчанкой с густо подведёнными, на манер современных эмо, глазами. Исламская обусловленность турецкой культуры берёт вверх над европейским закосом – героиня не произносит ни слова, но зато обаятельно улыбается во всех сценах.
     Не успев отсидеться и отдышаться, герои подвергаются новому нападению – на этот раз плюшевых мишек. Вообще, меховые монстры чёрных, белых и ядовито-малиновых цветов не раз ещё мелькнут в бестиарии этого фильма. Чтобы полнее представить стандартного турецко-фантастического монстра, вообразите себе человека в костюме белого медведя, порезанного бритвой или расстрелянного из пулемёта.
     Тщетно пытаясь остановить нашествие людей в промо-костюмах, джедаи позорно сбегают с крашеной турчанкой и её сыном, оставив беззащитный народ на растерзание и последующее превращение в турецких зомби.
     Уяснив, что Зло жестоко и могуче, герои уединяются в каменистой местности для тренировок. Здесь можно кадр за кадром видеть нелёгкий путь научно-фантастического ап-грейта, выраженного в прыжках с привязанными к ногам валунами, лупцевании скалы окровавленными кулаками и использовании базальтового обломка на манер штанги. В конце сцены нам показан поистине олимпийский результат этих тренировок, нашедший своё воплощение в пинании центнерных булыжников на десятиметровые расстояния и разрубании скалы ладонью.
     Заслуживает особого внимания также и сцена в инопланетном трактире, где парочка вступается за парня, избиваемого монстрами в масках дьявола, гориллы и кубанского казака с усами и оселедцем. В этом же баре произошло инфернальное похищение эмо-турчанки силами зла.
     До конца фильма происходит ещё несколько крупных стычек, которые в памяти решительно сливаются в одну, наверное, благодаря особому размаху постановщика, бросающего на джедаев такие несметные рати, что становиться непостижимым, как это непобедимые герои не умирают от физического истощения, тем более, что месить всю эту кучу плюшевых медведей, картонных роботов из фольги и «гвардейцев кардинала» в тренировочных штанах с лампасами им приходится голыми руками.
     Стоит отметить, что злодеи также брезгуют огнестрельным оружием, предпочитая ему мечи, копья, булавы и кинжалы. Это кажется особенно странным, если учесть, что планета густо заселена механическими роботами, которые, к тому же, постоянно телепортируются с планеты на базу главного злодея и обратно, а в начале фильма был показан нешуточный бэттл с применением последних достижений космонавтики. 
     И хотя боёв в фильме очень много, финальный поединок затмил все бои вместе взятые. Перед его началом Эрнст-Питт (архетипичный турок к тому моменту подорвался на мине), предчувствуя решающую битву, окунает ладони в кипящий метал, чтобы сделать и без того крепкие руки ещё крепче. Совершив эту нехитрую процедуру, он под звуки  всё той же темы из «Индианы Джонс», прыгая с места на место на непопадающем в камеру батуте, вступает в бой, судя по количеству статистов, со всем населением Турции. Тут достаётся даже злодеям, павшим от рук героя в предыдущих эпизодах. В драках турецкий джедай использует лучшую технику индийских мастеров, привнося в неё особенный национальный колорит  (это выражалось, в частности, в отрывании голов плюшевым мишкам). Но особенно ужасной стала гибель «босса уровня»: сколько бы там фараоноподобный Дарт Вэйдер ни телепортировался со скалы на скалу в надежде вымотать героя, сколько бы он ни ослеплял его солнечным зайчиком, сколько бы картонных сюрикенов не швырнул в непобедимое туловище, конец был суров, но справедлив – смерть через разрубание ладонью на две равные половины.
     Особый динамизм зрелищу придавали вставки из финальных кадров лукасовских «Звёздных войн», в частности, бомбёжки первой Звезды Смерти и перестрелки с имперскими штурмовиками в тесных коридорах мусорного коллектора и нарезка из пеплумов – итальянских фильмов 70-х годов на библейскую и древнеримскую тематику.
     Как вы понимаете, Добро в этом фильме победило окончательно и бесповоротно, как, наверное, не побеждало ни одно добро на свете. Остаётся только недоумевать, как Империя зла вообще смогла возникнуть, если одному человеку, пускай и натренированному булыжниками, удалось практически в одиночку разрушить её до самого основания. А от себя замечу, что этот фильм крепко засел в подсознании – без слёз не могу смотреть на меховые изделия, сразу вспоминаются мишки с оторванными головами.

     З. Ы. В фильме как артефакт фигурировали некие лакированные мозги, которые свободно помещались в закрытой ладони. Создаётся впечатление, что они-то и руководили съёмочным процессом.

     З. З. Ы. Судя по костюмам для массовки и работе монтажёра, в фильм вложили примерно столько же денег, сколько и в шедевр Сэма Рейми «Зловещие мертвецы». Неудивительно, что оба фильма стали легендами, заняв, правда, диаметральные точки на линии зрительского вкуса.