Хутор Бароновка
Мне было лет шесть, когда я впервые увидела свою бабушку по материнской линии. Она приехала к нам в Узбекистан из далёкого Северного Кавказа. Ей было лет 60.
Мария Андриановна Джегупова- Бедросова, мама моей мамы.
Окружающие звали её почему-то Шурой.
Это была крупная женщина с проседью в густых, коротко остриженных волосах, с неизменной расчёской, тонкой и вогнутой формы на затылке.
В бане я незаметно рассматривала её очень белую и нежную кожу,узкую талию, большие груди и отёчные ноги. Бабушка улыбалась и рассказывала мне тихим приятным голосом, напоминающий воркование голубей про мою двоюродную сестру и брата, проживающих с ней на Кавказе.
С её приездом, я впервые попробовала чашечку горячего шоколада и черкесские блюда, вкус которых, помню до сих пор.
Бабуля оказалась азартной. Играла в лото и карты на деньги, пила вино, разбавленное водой, съедала огромное колличество мороженного и не спускала никому сплетен..
Мне она понравилась и мы стали дружить, ходили в кино, в гости к армянской родне, много говорили, спорили, но мнения друг друга уважали.
А потом я с бабушкой уехала к ней, в Краснодарский край.
На хуторе Бароновка мне предстояло прожить несколько месяцев, чтлбы укрепить моё слабое здоровье перед предстоящим поступлением в школу.
Первое моё впечатление от дома, где проживала семья бабушки-это огромный огород, плавно переходящий в поле, охраняет крупная кавказская овчарка с бородой и у неё такие добрые, умные глаза.
Я сразу подошла к ней и обняла за шею, на что мой дед- Георгий Яковлевич Петросян-Бедросов, он же Егор, крякнул и подкрутил свои длиннющие усы.
-Ну, если Палкан признал её, значит она действительно, наша!
Дед невысокого роста, с крупным, но ровным носом, красив.
Красивым его делают серые глаза с особым блеском, с хитринкой и спрятанной в них смешинкой. Густые волосы он зачёсывает на боковой пробор, курит табак и весело подтрунивает над своими женщинами.
Его дочь Нина- моя тетя, живёт вместе с родителями.
У неё сын- Миша, ему уже исполнилось десять лет, и дочь-Светлана, младше меня на два года.
Светочка очень хорошенькая, голубоглазая девочка, с губками бантиком.
Личная жизнь у тёти Нины не сложилась, хотя характер у неё мягкий. Она светлая шатенка, симпатичная ,и с отличным чувством юмора.
Тётя Нина, после обучения на курсах в Майкопе, работала начальником почтового отделения на хуторе.
Дом деда совсем небольшой, состоит из двух комнат. Полы землянные.
Время от времени их подмазывала тетя Нина кизяком, который в большом колличестве лежит на просёлочной дороге.
В прихожей на керогазе бабушка колдовала над своими великолепными обедами.
По утрам все пили калмыцкий чай с сыром, вкуса необыкновенного, который бабушка делала сама по старинным рецептам.
В обед неизменно подавалась сначала вишнёвая наливка, которую пили и взрослые, и дети.
Затем ставилась глубокая миска с рассыпчатым, отварным картофелем, выращенный на своём огороде. Мы ели его со сметаной,такой густоты, что в ней стояла ложка, и какой-нибудь суп.
Больше всего мне нравились бабушкины «долма»- фаршированные мясом виноградные листья, проложенные зеленью и алычой.
По вечерам мы "гоняли" чаи.
Наш дед пил так:
Из большой кружки наливал чёрный душистый чай в глубокое блюдце, дул на него, сложенными в хоботок губами, затем откалывал щипцами от кускового сахара кусочек, надкусывал его и шумно, с удовольствием втягивал ароматный напиток. При этом он кряхтел и подкручивал усы.
Глядя на него, мы со Светой тоже, стоная от удовольствия, пили чай.
Позже, когда я вернусь к маме с папой в свой родной Шахрисабз и мы сядем пить чай, я их удивлю процессом чаепития - я пила чай и стонала от удовольствия, как привыкла пить его с дедом.
После еды, мы со Светой должны были мыть посуду, но эта работа доставалась всегда мне одной.
Света вставала из-за стола и уходила в туалет, а возвращалась, когда посуда была уже помыта.
Бабушка сердилась на неё, а меня похваливала, за что моя двоюродная сестрёнка возненавидела меня.
История с мытьём посуды всегда забавляла деда.
Он очень любил Свету и разрешал ей всё. Прощались все её шалости.
Дед, по выходе на пенсию, продолжал работать на общеколхозной базе в проходной вахтером.
На базе располагались лесопилка, гараж, склады и молочный завод
Я и Света носили ему обед.
От дома, через переулок мы шли через посадку, так назывались огороды соседей, живших напротив бабушкиного дома, мимо бани, магазина, по проложенной тропинке выбирались к небольшой рощице-школьному саду и далее через гараж, распевая песни подходили к проходной завода, где сбоку в выротой яме плескались остатки молочной сыворотки с червями и роящими над ямой мухами.
Запах перестоявшей и гниющей сыворотки распространялся далеко, за пределы завода. Здесь же у проходной паслись кони, выпряженные из брички, фыркая и отбиваясь хвостами от слепней.
А по воскресеньям мы с сестрой носили узелок с обедом тёте Нине в поле, где она подрабатывала на сборе сахарной свеклы.
Вот и вся это наша со Светой работа.
Однажды вечером я услышала разговор между взрослыми- нас со Светой собирались отвезти в армавирскую церковь-крестить, после крещения нам предстояло заехать к многочисленной родне.
Рано утром, я услышала, как во двор въехал дед на бричке.
Бабушка суетилась в комнате, что-то укладывая в сумки.
Тётя Нина объявила нам с сестрой, чтобы мы не мешкая, собирались в дорогу:
- Мыться, завтракать, в туалет и на бричку!-
На вопрос куда мы едем, она ответила: -В церковь- крестится!
- Я никуда не поеду! Я не хочу креститься! Мама моя знает, что вы придумали?-закричала я.
Крещение я представляла, как нечто страшное.
До отъезда к бабушке я смотрела фильм про баптистов, которые не пускали своих детей в школу, а один мальчик ослушался и его забили насмерть.
Я не хотела быть баптисткой!
- Мама твоя знает и она сама нас просила при первой возможности тебя покрестить.-
- Я убегу, если вы меня заставите поехать!-сказала я испуганно.
- Не выдумывай! Лезь в бричку!-приказала тётя.
Подошла бабушка и стала меня уговаривать.
- А-а-а-! Нет, нет, не хочу...!- истерично визжала я.
В результате-никто- никуда не поехал.
Что за страх я испытывала?! Возможно неправильно объяснили процедуру крещения-мол, вас до гола разденут и окунут в бочку с водой!
Сама мысль остаться голой, да ещё нахлебаться холодной воды, приводила меня в неистовство.
Или виной был тому фильм про баптистов?
Через несколоко лет, когда мне исполнилось 16, у меня вдруг появилась тяга молиться Богу. Вдруг спонтанно! Когда я в очередной раз не пошла в школу из-за ангин. Я, сидя в кровати, стала неистово молиться и креститься.
Не помню, что я говорила, о чём молилась, что просила, только это было как наваждение.
За этим занятием меня застала мама.
- Анечка, ты что, молишься? Мы же с папой-атеисты! Если в школе узнают, что ты верующая?!-испугалась мать.- Я, прошу тебя, больше этого не делать.-
Опять меня уличили в чём-то нехорошем! Ущербная какая-то!
Бабушка считала, что все мои болезни от порчи или сглаза, и лечила меня очень своеобразно, выполняя ритуал, кстати, точно такой же, как описано в книге «Откровения ангелов-хранителей, которую я прочла уже будучи взрослой.
Выздоравливала я после таких сеансов лечения, действительно очень быстро.
Бабушкины молитвы, заговоры, мама записывала в блокнотик, который я храню у себя. Написаны они кириллицей, но текст-армянский, а может быть черкесский.
В период врачевания своих пацинтов, мне всегда хотелось исцелять их Словом.
Ведь словом можно ранить, а можно и вылечить.
Есть такое понятие как ятрогенная болезнь, т.е.болезни,полученное через слово.
Я старалась внедрять что-то новое в лечении, так, например, я использовала лечение магнитом больных с болезнями печени, но ничего особенного честно говоря, не заметила, контактируя с металлом.
Теперь я знаю почему.
Был контакт, но не было Слова.
Я была не приобщена Исцелять Души.
Крещения-вот, чего, мне не хватало!
© Copyright:
Анна Бедросова, 2010
Свидетельство о публикации №210082901169