Диалог в закрытом кафе

Роман Новиков
 
Ни что не делает нас такими молодыми и окрыленными, как любовь
и ни что не делает любовь такой зрелой и мудрой, как опыт.


Я посмотрел в окно.  Дождь уже закончился и лишь медленно стекающие по стеклу струи воды напоминали о его недавнем визите. Она закурила новую сигарету и табачный дым, как бесформенный призрак наступившего вечера, витиевато плавно наполнял воздух.
Посетители разошлись, официанты протирали столы, складывали зубочистки и пепельницы,  приглушенно о чем-то переговариваясь друг с другом.
Мы не спешили уходить. В этом местечке нас хорошо знали и никогда не тревожили, если мы позволяли себе задержаться немного после закрытия.
Она отрешенно улыбнулась и взяла мою руку. Сегодня ей было больно и тоскливо как случалось уже ни раз. 
- Ну почему ты молчишь? Неужели тебе нечего мне сказать?
- Думаю, что чтобы я сейчас ни сказал, это тебя не утешит.
- Но ведь ты же всегда знал, что сказать,  как поступить дальше, где искать корень происходящего!
- Я и сейчас знаю. Только вот, боюсь, что теперь дело не в «корнях»  и причинах. Нет. Дело в тебе. И ты сама все знаешь лучше меня, но все равно продолжаешь жить и поступать вопреки этому знанию.
- Но почему?
- Просто ты – это ты. И тебя нельзя уже изменить. А может и не надо…
Она опустила глаза и на несколько минут погрузилась в задумчивое молчание.  А потом вдруг неожиданно резко, с каким-то звериным рвением и яростью жестко процедила сквозь зубы:
- Значит, я была неправа и все то добро, что я сделала, всю ту душу, что растратила на это сотворение – все это зря, все это лишь для собственного самоуничижения и самоказни?! Так что ли по-твоему?!
- Может быть. А может и нет… Вспомни, сколько раз мы уже с тобой говорили об этом, сколько советов я тебе давал, сколько предостерегал тебя и старался не допустить всего этого снова. Но ты же сама меня не слушаешь и кидаешься в эти омуты, надежды,  ожидания, самоуверения,  фантомы и несбыточности. Как же тут тебя спасти?
- Но ведь я же не умею иначе! Я не могу быть расчетливой и эгоистичной. Получается, что вся моя жизнь – неправда. Выходит, что сама по себя я никому не нужна. Но это же безумно и ужасно…
- Может, ты просто не в ту сторону двигаешься и не тем людям хочешь быть нужной?
- Что значит не в ту сторону и не тем людям?! Я что же, по-твоему, должна составлять  бизнес-планы, высчитывать ликвидности рисков, продумывать стратегию антикризисного управления и что там еще?! Это, скорее, твой удел, а я этому чужда.
- Но в результате то все равно приходишь ко мне за советом!
- К тебе… Но каждый раз хочу тебе не верить и каждый раз ты,  как на зло, оказываешься прав, черт бы тебя побрал!
Она перевела дыхание и сделала глоток давно остывшего кофе. Сердцем мне было искренне жаль ее. Но, с какой-то стороны,  я даже завидовал ей – ее бесстрашию, ее вере, ее самоотрешению, ее силе. Но она действует бескорыстно и непродуманно, а я все всегда взвешиваю и долго все обдумываю, чтобы не попасть впросак. И в итоге – выигрываю. А вот она – как повезет. Но, в любом случае, она всегда приходит ко мне и, либо стиснув зубы от горя и разочарования, буквально выплескивает на меня всю ту желчь, что накопилась в ее сердце, либо с сияющими от счастья глазами беспрерывно рассказывает мне обо всех подробностях ее новой удачи. Но последнее бывает куда реже.
- Знаешь, а я бы хотел, чтобы всегда была права ты. Правда, очень бы хотел….Но для этого тебе все же придется хоть иногда ко мне прислушиваться. Хоть изредка, хоть самую малость, но прислушиваться. Понимаешь о чем я?
- Понимаю.
- Вот и умница.
Официанты уже закончили свои вечерние приготовления и незаметно исчезли. В зале горела всего несколько ламп и общий полумрак атмосферы создавал ощущение некой мистической таинственности и неподвижности.  Из боковой двери вышел уставший хозяин и подошел к нам.
- Ну что, полуночники, все беседуете?! – добродушно поинтересовался он.
- Да, заговорились мы что-то. Ты прости, мы понимаем, что ты уже закрылся и сейчас уйдем.
- Да не торопитесь. Мне еще нужно поработать с финансовой отчетностью. Дома этого сделать не получится – там и других забот хватает, а дело срочное. Так что я пока здесь. И если вы еще не окончили разговора, то я вас не гоню. Ладно, беседуйте, а я пошел. Если что, позовите меня.
- Спасибо тебе за гостеприимство. 
- Да брось ты. Это все пустяки.  Мы же друзья.
Он неторопливой походкой направился все к той же боковой двери. Она посмотрела ему в след и снова взяла меня за руку.
- Что же мне теперь делать?
- Послушай, я тебе попытаюсь кое-что разъяснить. Готова?
- Давай.
- Так вот.  Ты напоминаешь мне Прометея, которого боги наказали за то, что он подарил людям огонь. Так же и ты. Сколько раз, стараясь подарить счастье, ты наталкиваешься на непонимание и холодность, враждебность и одиночество. Все это вместе – твое проклятье, твой орел, прилетающий ежедневно клевать твою печень. А все почему? Потому что ты всегда ждешь ответной реакции, жаждешь соразмерных действий в ответ. Более того, ты их требуешь. Может, не всегда в слух, но про себя ты буквально срываешься на тиранический крик требования – я сделала, дайте мне в ответ. Тебя не устраивает такое положение вещей, при котором нужно терпеливо ждать. Сколько? Да сколько на то потребуется. Ты не бросаешь добро в воду, ты сама хочешь стать этой водой.
- По твоему получается, что я должна продолжать быть собой, все делать по- прежнему и молчать себе в тряпочку, когда об меня вытирают ночи?  - в ее взгляде промелькнуло что-то зловещее и животное.
- Успокойся, не передергивай, пожалуйста. Если ты помнишь, я всегда призывал тебя к тому, чтобы, сохраняя все свои лучшие порывы и делая самые чистые поступки, ты не забывала о том, что безоглядность и бурность иногда бывают только во вред тебе же самой. Будь более чутка, умей слушать в душах других людей их самые сокровенные струны. Тогда ты поймешь, чего им на самом деле не достает и это понимание и будет твоим орудием на пути к успеху. Стань тем человеком, для которого ты стараешься. Не поддавайся этой трясине «благородного» эгоизма.
- То есть, я должна отречься от себя самой и жить только в интересах другого человека?
- Тут ты от части права. Действительно, в твоем случае, стоит проявить некоторую долю самоотречения и в последствии выиграть большее, а вернее все. Но я имел ввиду немного другое.
- Что именно?
- Я говорю о том, что не следует быть назойливой и бестактной. Ты должна быть не просто нужной, а незаменимой. Для этого нужно проявлять смекалку. Где-то сдержаться, где-то промолчать, где-то поступиться своими сиюминутными интересами. Понимаешь? Ключевое  слово здесь – «сиюминутность»! Да, с какой-то стороны, это будет твоим Аустерлицем, но не Ватерлоо. Ты улавливаешь мою мысль?!
- Другими словами, я должна отсиживаться в засаде и совершать точечные вылазки к редутам «противника» до тех пор, пока линия его обороны не покажет свое слабое место. А когда это произойдет, направить всю мощь своих орудий на это  самое незащищенное место. Я правильно тебя поняла?
- Ну, скажем так, основную мысль ты уловила.
Она потянулась за очередной сигаретой. Мне показалось, что последняя мысль была ей не слишком приятна. Табачный дым вновь начал свою извилистую пляску, в которой тонуло наше короткое молчание.
- Хорошо, а как же тогда спонтанность, чувственность, стремительность, непобедимое желание перевернуть весь мир вверх  тормашками, страсть, в конце концов?  Как быть со всем этим? Ведь без всего этого  все, что я делаю, окажется просто точно спланированной операцией, продуманной до мелочей программой, отточенными механическими действиями. А где же душа, где вселенская мощь иррационального и интуитивного? Где вулканические извержения сердца и неостановимые потоки магмы внезапных порывов и неожиданных поступков?! Где все это?!
- Твои вопросы более чем справедливы! Но, послушай, я же не говорю тебе, что нужно совершать только чисто механические, продуманные до последней детали действия. Напротив! Они всего лишь каркас, на который ты наматываешь всю свою вселенность и чувственность. При этом сохраняется баланс самобезопасности и самоокрыленности. Понимаешь о чем я?
Она молчала. Сделав глубокую затяжку, она мельком взглянула в окно, а потом медленно перевела свой задумчивый взгляд на меня. В эту минуту она была особенно красива и пленительна.   Странно, подумалось мне, вот она сидит напротив меня вся такая очаровательная и неповторимая, да она же должна спасать мир, а вместо того не может спасти даже себя. А всему виной ее порывистость и беззаветность, слепая вера и бессистемность поступков. Без меня она точно пропадет. Получается, чтобы ей спасти мир, я должен быть всегда рядом с ней и направлять ее в нужную сторону. Да, это  было бы неплохо. Но когда она меня слушала до конца и поступала сообразно моим советам. Она слишком самобытна и самоуверенна, чтобы глубиннее проникать в смысл моих поучений.
- А знаешь что – резко оборвала она поток моих мыслей – вот в этом  и вся наша разница.
- В чем?
- В том самом каркасе, о котором  ты мне говорил. Он у меня тоже есть, но только вот обратный твоему. Для меня каркас – это тот волшебный воздух, который наполняет все мое существо, это неудержимое биение взволнованного сердца, это нелогичность, но искренность поступков, это безотчетность всеобжигающей страсти, а уже потом на них наматываются все твои механические дополнения. И может это и неправильно, в чем я совсем не уверена, но по-другому я не умею. Вернее так, если я это и сделаю, то я буду уже не я, а ты. Понимаешь? А тогда все теряет свой смысл и свою природу.
- Возможно. Даже очень возможно, что ты и права. Но тогда все остается на своих местах, и ты снова будешь приходить ко мне с заплаканными глазами, и с червем разочарования в сердце и все повториться вновь.
- Пусть так. Но зато я останусь собой и буду честна как перед собственной совестью, так и перед всем окружающим миров. И кто знает, может за ту самую честность я и буду вознаграждена тем самым дорогим и сокровенным, чего мне так не хватает и ради чего я и живу на том свете.
- Ну что же, это  достойные слова. Правда, боюсь, что они опять причинят тебе страдания и горести, но такова эта  жизнь, ничего не поделаешь.
Темноту улицы прорезал мутный свет редких фонарей и горевших вдалеке окон. Воздух был наполнен прохладой, еда уловимый ветерок приятно обдувал лицо.
- Давай я тебя провожу, а то уже совсем поздно.
- Спасибо тебе, но я бы хотела пройтись немного одна. Есть о чем подумать, ну и помечтать, конечно же.
На ее лице появилась легкая и загадочная улыбка. Да, это действительно была она во всем своем воплощении – легкости и загадочности. Наверное, в этом  то и сокрыта вся суть мироздания.
- Ну что же, береги себя и будь умницей. И помни, я всегда готов прийти на помощь.
- Договорились! Я буду стараться. До встречи.
- До скорой встречи!
И мы разошлись в разные стороны, как испокон веков тысячу раз расходились любовь и опыт, чтобы неизменно  тысячу раз встретиться вновь на этой земле.