Из пункта А в пункт Б

Владимир Соколов 4
  Помните, в школе в младших классах мы решали задачи: из пункта «А» в пункт «Б» вышел…

В следственной практике решать проблемы намного сложнее, чем школьные задачки. Но однажды к раскрытию тяжкого преступления была привлечена наука, которая на первый взгляд далека от криминалистики. Изобличить преступника помогла… математика.

На грунтовой дороге, ведущей из села Добринка в районный центр Суровикино Волгоградской области, 16 мая 1965 года был обнаружен труп мальчика, о чём в милицию по телефону сообщил шофёр Тарасов.
Звонок поступил в 9 часов утра, а в 9 часов 10 минут я с инспектором ГАИ Пересыпкиным, оперативником Суханкиным и медицинским экспертом Ревенковым выехали на место происшествия. Ехать нужно было всего пятнадцать километров, и через десять минут мы прибыли на место.

На проезжей части дороги лежал труп подростка лет одиннадцати, а рядом валялся портфель с учебниками для четвёртого класса, из чего мы сделали выводы, что мальчик шёл в школу. В 2-х километрах от дороги находилось небольшое село Ясное, в котором школы не было, и дети ходили учиться за пять километров  в соседнее село Дивное, где находилась семилетка. Чтобы попасть в школу, детям нужно было переходить дорогу, ведущую в районный центр.

Рядом с телом подростка на пыльной дороге отчётливо были видны следы протекторов колёсного трактора, по которым определили направление движение транспорта – в сторону Суровикино. Мы предположили, что этот трактор сбил мальчика, после наезда на него не остановился и с места происшествия скрылся.

Ревенков на попутной машине повёз трупик в морг для производства экспертизы, а мы поехали в Ясное, где нам не составило большого труда установить личность погибшего. Им оказался Петя Павлов, который проживал в селе с матерью Павловой Марией Яковлевной и семилетней сестрёнкой Валей, которая осенью собиралась идти в первый класс. Узнав о гибели сына, Павлова упала в обморок, и её отправили в больницу.

Нам же необходимо было найти трактор и водителя. Соседи подсказали, что Петя из дома выходил всегда в одно и то же время в 8 часов утра. Посмотрев по таблице среднюю скорость пешехода-подростка, мы вычислили, что дорогу Павлов пересекал в 8 часов 24 минуты. Так было установлено время, когда произошло дорожно-транспортное происшествие.

Стало очевидным, что трактор мог двигаться со стороны села Добринка, куда вся опергруппа незамедлительно выехала. Там мы установили, что утром трактор «Беларусь» под управлением тракториста Белкина Матвея Ивановича уехал в совхоз «Красная Поляна», расположенный на окраине посёлка Суровикино.

 После Белкина в том же направлении ушла грузовая машина, под управлением водителя Тарасова Сергея. Именно он обнаружил тело Пети Павлова на дороге и позвонил в милицию из сельского совета села Дивное. Больше этим утром ни из села Добринка, ни из других сёл, никакой транспорт не выходил.

Круг замыкался на трактористе Белкине. Мы вернулись в Суровикино и в совхозе «Красная Поляна» нашли подозреваемого, однако мы немного опоздали. Белкин уже загнал трактор в пруд и тщательно его вымыл. С одной стороны это усиливало подозрения и косвенно подтверждало причастность Белкина к дорожному происшествию, а с другой стороны все следы были уничтожены. При осмотре сияющего чистотой транспортного средства ни следов крови, ни других следов нам обнаружить не удалось.

Я спросил тракториста:

- Матвей Иванович, когда Вы ехали в Суровикино, на дороге что-нибудь случилось?

- Ничего не случилось, - ответил угрюмый, небритый, с опухшим лицом тракторист. На вид ему было лет сорок.

- А зачем Вам по приезде в совхоз вдруг приспичило срочно мыть машину?

Белкин слегка смутился, занервничал, но потом собрался с мыслями и ответил:

- Так я всегда мою…

- Нет не всегда! Раньше Вы никогда в совхозе трактор не мыли, это мы уже точно установили. Так почему?

- Ну не знаю почему. Пришла в голову мысль, что надо помыть, я и помыл!

- Вы, Матвей Иванович, недавно у села Ясное наехали на мальчика, который умер…

- Что Вы говорите, какое Ясное, какой мальчик? Я ни на кого не наезжал!
Пробы крови, взятые у Белкина на содержание алкоголя, дали положительный результат.

Хотя мы были уверены, что именно Белкин совершил наезд на пешехода, но прямых улик против него у нас не было. Нужно было доказывать вину подозреваемого. Без этого дело в суд не пошлёшь, а лишь повесишь себе на шею «дохлого глухаря» - нераскрытое преступление.

Первым делом я провёл следственный эксперимент. Через неделю после упомянутого случая, утром точно в такое же время, в какое Белкин выехал из села в день происшествия, на его тракторе мы двинулись из Добринки  в направлении Суровикино. За рулём находился Белкин, которому я предложил ехать с такой скоростью, с какой он ехал в злополучный день. Сзади в тележке болтались двое понятых. У них с похмелья болела голова, и они перед выездом потребовали с меня за услугу бутылку водки. Я им показал уголовно-процессуальный кодекс и разъяснил ответственность за отказ в помощи следователю, после чего они успокоились и больше не возникали.
По договорённости ровно в 8 часов из села Ясное к дороге в направлении школы пошел одиннадцатилетний мальчик Зимин Коля с портфелем в руке. Коля учился в одном классе с погибшим и по комплекции был такого же роста и телосложения. Подростка сопровождали его мама, учительница, оперативник Суханкин и двое понятых. В отличие от моих помощников эти понятые вели себя прилично и водки не просили, так как  были женщинами.

Ровно в 8 часов 24 минуты мы с Белкиным и понятыми подъехали к месту, где был обнаружено тело погибшего мальчика Пети Павлова. На месте наезда заблаговременно был поставлен красный флажок.  С разницей в полминуты к этому месту вышел Зимин Коля в сопровождении целой делегации. З0 секунд роли не играли, к тому же мне стало известно, что в пути ребёнок захотел по маленькому, чего ни в каких экспериментах не предусмотришь. В связи с этим и произошла задержка на полминуты.
Следственный эксперимент доказывал, что тракторист Белкин и Петя Павлов были в 8 часов 24 минуты на дороге именно в том месте, где произошёл наезд на потерпевшего и где он погиб. Кроме того, напрашивался вывод, что Белкин не мог не заметить мальчика.

Матвей Иванович заметно нервничал, курил папиросы «Беломор-Канал» одну за другой, но в школе села Дивное, куда в тракторной тележке приехали все участники событий, вместе с другими подписал составленный мной протокол следственного эксперимента.
По состоянию подозреваемого было видно, что он находится на грани признания своей вины, но для этого ему нужно было предъявить последнюю неопровержимую улику. Но где её взять? Вот вопрос!

Когда я привёз Белкина в милицию, понимая, что надо срочно найти ещё какой-то аргумент, я вдруг вспомнил про школьную задачу.
Я взял большой лист чертёжной бумаги (ватман), карандаш, линейку и нарисовал схему движения трактора и мальчика, с учётом момента начала движения и скорости.

Математический расчёт дал ошеломляющий результат. Трактор Белкина должен был встретиться с Петей Павловым в 8 часов 24 минуты на дороге в месте гибели подростка.

       Я предъявил Белкину обвинение и нарисованную мной схему, ознакомившись с которой обвиняемый понял, что отпираться бесполезно – его припёрли к стенке, и признал вину полностью:

      - Вечером со свояком уговорили два пузыря, засиделись за полночь. Утром выехал в совхоз с больной головой. В дороге задремал. В районе Ясного ощутил толчок, как будто трактор на что-то наехал. Я оглянулся и увидел на дороге лежащего пацана. Он не шевелился. Я испугался, понял, что мне тюрьма, поэтому не остановился и поехал дальше. В совхозе осмотрел трактор и увидел на правом колесе кровь. Загнал трактор в пруд и стал мыть колёса, а заодно и всю машину.

Я с отвращением и неприязнью посмотрел в угрюмое, небритое лицо тракториста:

- Как же Вы могли так поступить? Почему не остановились? Ведь ребёнок мог быть ещё жив, и ему можно было помочь! Хотя бы попытаться. Отвезти в больницу, например. Какая чёрствость и бессердечность с Вашей стороны!

В ответ лишь молчание и сопение личности без стыда и совести.
При повторном осмотре колеса трактора с применением ультрафиолетовой лампы в пазах между шиной и ободом мне удалось найти пятна крови. Биологическая экспертиза дала заключение, что это кровь человека, и её группа совпадает с группой крови погибшего мальчика.

Народный суд осудил Белкина Матвея Ивановича к семи годам лишения свободы.

Судья Парфёнов принял во внимание следственный эксперимент, а также неопровержимые улики -  математический расчёт, а также схему движения трактора и человека из пункта «А» в пункт «Б».