Проблемы инвалидов в россии

Артем Курултай Громов
Пришло время, для того чтобы показать, что инвалидность это не проблема некоего круга лиц, а проблема всего общества.
В самом деле, ведь когда болит у нас орган — мы не отмахиваемся от него, а рассматриваем это, как заболевание всего организма.
Основная проблема состоит в отчужденности этой социальной группы от остального социума.
И тут мы можем выявить некую схему по которой проблема инвалидов развилась. Выявить причины и следствия, чтобы, воздействуя на причины,
решить проблему в целом.
Рассмотрим схему.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы:
– общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и
– особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:
в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
в передвижении;
в общении;
в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сфер;
в возможности получать знания;
в трудоустройстве;
в комфортных бытовых условиях;
в социально-психологической адаптации;
в материальной поддержке.

Так-же, можно условно разделить эти «особые» потребности на несколько подгрупп проблем:

Объективные:
- связанные с недостаточным техническим развитием и/или отсутствием:
протезирования, медикаментозной помощи (лечения), технического оснащения (коляски, специальные приспособления, предметы быта).
- связанные с недостаточным развитием инфраструктуры:
отсутствие пандусов, низких поручней, недостаточная ширина дверных проёмов, высоко расположенные окна и т.д.
- связанные с плохим материальным положением (государственные дотации), и, как следствие:
недостаточность питания, медицинской помощи инвалидам, технического оснащения.

Субъективные:
- связанные с отсутствием развитой системы социального вспоможения инвалидам:
отсутствие волонтеров на безфинансовой основе, на основе государственного и/или меценатского финансирования.
отсутствие развитой системы «удаленной» медицинской помощи (на дому), в т.ч. социально-психилогической.
отсутствие помощи в решении правовых вопросов инвалидов — разъезды и представительство в судах, нотариатах, прочих государственных бюрократических системах, требующих личного присутствия, выдержки и железного здоровья.

- связанные с трудностями в получении образования:
в целом, существует лишь школьная (невысокого качества) подготовка в интернатах, дальнейшее обучение лежит целиком на плечах инвалида, ввиду абсолютной неготовности и нежелания ВУЗов принимать на себя ответственность за обучение инвалидов, из чего вытекают проблемы —
- связанные с трудоустройством:
недостаточное образование, практически оставляет инвалидов на обочине, т.к. професии не требующие профильного образования связаны, как правило, либо с тяжелым физическим трудом, что вычеркивает отсюда инвалидов, либо настолько низкооплачиваемы, что не решают финансовые проблемы. Добавим к этому, еще и ярковыраженное нежелание работодателей брать на работу инвалида, пусть даже и способного выполнять необходимые функции, связанное со сложностями «белого» оформления, «белой» заработной платы, и регистрации в налоговых органах; а так-же в связи с нежеланием усложнять обстановку в коллективе, суть которой складывается из трех проблем:

- техническая неготовность обустройства рабочего места инвалида:
пандусы, перила, дверные проемы и оснащение (в т.ч. в санузлах), специальная мебель, доставка на рабочее место и с него, лифты и проч.

- отношение коллектива к инвалиду:
Неготовность здоровых работников к постоянной помощи инвалиду, ведь он нуждается в ней не раз от разу, а всегда — не всякий может самостоятельно снять штаны в уборной, а это, сами посудите, очень важный момент в жизни каждого человека, не только инвалида.
Во многих случаях презрительное отношение к инвалидам, из-за того, что они не могут жить полноценной жизнью, а порой и открытые насмешки.
На многих людей само нахождение, в течении длительного времени, рядом с инвалидом тягостно, ибо вызывает чувство постоянного немого упрека в собственном здоровье. Каким-бы это не показалось неправильным — этот фактор присутствует, и с ним необходимо считаться.

- отсутствие социальной адаптации инвалида:
Будучи вырванными из социального контекста с самого детства, в основном, инвалиды абсолютно дезориентированы в плане межчеловеческих взаимоотношений. Для большинства из них, в силу обстоятельств (больницы, интернаты, соцслужбы), субъективно, окружающие делятся на две категории: помощники и насмешники. К первым отношение снисходительно-требовательное, ко вторым презрительно-негодующее.
И совершенно очевидно, что будучи перенесенными в иную социальную форму общения, общечеловеческую, такой вид отношений, не будет приводить ни к чему хорошему. Требовательное отношение (нормальное в больничной атмосфере), будет вызывать отторжение, а негодование (необоснованное впрочем), будет вызывать справедливое недоумение.

Теперь рассмотрим причины возникновения данных преткновений.
Проблемы технического, правового, медицинского, бытового характера, и прочие, строго говоря являются проблемами, которые своим действием, и/или бездействием приносят люди. Здоровые люди, мы с вами. То-же относится и к проблемам чисто социального, т.н. субъективного характера.
Отсюда можно сделать вывод, что корень всех проблем инвалидов, в т.ч. и «как-бы» материальных, находится в человеке.
В том, кто не принял закон, не проследил за его исполнением, не придумал новый метод лечения, фармпрепарат, качественный и дешевый протез.
В том, кто задрал цену на редкие препараты, в том, кто мешает созданию центров реабилитации, адаптации, трудоустройства.
А кто эти люди, спросим мы? А эти люди — мы, уважаемый читатель.

Но погодим пока заниматься самобичеванием, это у нас в крови, этим мы готовы заниматься долго, с чувством, с рванием рубах и тельняшек, но это делу не поможет, посидим поохаем, а дальше дело не пойдет. Почему? Да потому, что мы пока не поняли — как возникло это отношение к инвалиду, больному и/или старому человеку, к брошенному ребенку, к их проблемам.

А суть этой проблемы можно разделить на две части — одна причина, другая — следствие. Разберем цепочку возникновения.
Следствие:
1. В уме отсутствует сочувствие к инвалидам, старикам, больным, брошенным, умирающим.
Что такое сочувствие? Это эмоция, чувство сострадания, ставшее естественным для человека.
А как может эмоция, будучи разовым мимолетным ощущением, стать постоянной?
2. Для этого необходимо наличие:
- а). объекта сострадания, и
- б) длительного (постоянного) опыта, т.е. проявление, реализация этого сострадания.
Что может дать этот необходимый опыт? Только постоянное наличие объекта в непосредственной близости.
Иными словами для того, чтобы в обществе наличествовало столь необходимое сочувствие к инвалидам, нужно, что-бы общество с этими инвалидами постоянно контактировало, жило бок-о-бок..
И вот мы добрались, наконец, до причины.

Когда-то, давным давно, люди жили вместе. В семье одновременно жило, как минимум, три поколения — родители, дети, внуки.
На их глазах, на их руках, бабушки и дедушки болели, старились и умирали. Потом доходил черед и до родителей. К тому моменту у внуков появлялись свои дети, которые проходили всю эту-же историю. Род людской так и жил. И каждый, с детского возраста, знал, что такое болезнь, старость, смерть, иногда увечье, неполноценное рождение. Каждый принимал участие в уходе за больным, в общении с ним (иногда не самом приятном), и, в конце концов, в проводах в мир иной. Это было проблемой, но такой проблемой, от которой нельзя отвернуться, которую надо решать, или жить с нею до конца жизни.

Потом, с развитием медицины, и общим повышением благосостояния человека, проблемы эти «как-бы» отошли на второй план. И вот почему.
Стали появляться клиники-стационары, дома престарелых, хосписы, интернаты, дома ребенка, сиротские приюты, дома содержания, психиатрические стационары, в которых душевнобольные были обречены проводить всю свою оставшуюся жизнь, онкологические стационары, центры для ВИЧ-инфицированных, реабилитационные центры для инвалидов, санатории. Там работают специально обученные люди, которые, со временем , настолько психологически деформировались под влиянием бытия, что, в какой-то степени, сами стали отдаляться от общего социума. Да и социум их не особо жалует. Уважает — да, но целостного взаимного проникновения на уровне жизни, общения, взаимодействия и понимания — нет. Человечество «спихнуло» с себя эту проблему. Самоустранилось от решения её.
Да, безусловно, эти заведения нужны, в них страждущие получают квалифицированную помощь, лечение и уход. Но давайте продолжим ретроспективный обзор.

Сменилось несколько поколений, и вот уже выросли люди, которые понятия не имеют что такое болезни, старость и смерть, до тех пор,
пока это не коснется их лично, или их близких. Они равнодушны к старикам, потому что не знают, что такое старость. Старости нет в их жизни.
Они равнодушны к тяжелобольным. Больных нет в их жизни, больных «забрали» соответствующие организации. А если быть точным — их сбагрили туда.
Сирот нет в их жизни, инвалидов нет, обездоленных нет, никого нет..

Какой видится выход из сложившейся ситуации?
С одной стороны — было-бы верхом безответственности лишать инвалидов и прочих страждущих квалифицированной помощи.
С другой стороны — интеграция этих непривычных сторон бытия в жизнь общества, необходима для воспитания этого самого общества.
Самым логичным и оптимальным, в сложившихся обстоятельствах, был-бы срединный подход.
Постепенное изменение сложившегося обычая избавляться от больных, инвалидов и стариков.
Ведь, на самом деле не всем из этих категорий, так уж необходимо проживать вне общества.
Для этого необходимо:
Развивать категорию «семейных врачей», социальных медработников.
Создание национальной программы опеки над инвалидами, больными, умирающими и обездоленными, наподобие усыновления детей.
Средства выделяемые на доживание инвалидов и стариков, вместо разворовывания чиновниками, гораздо логичнее было-бы пустить на поддержку людей, взявших опеку над инвалидом, или стариком.
Ясно как день, что в массе, общество психологически, внутренне, душевно — не готово к таким сильным мерам. Для взращивания в своем устоявшемся сознании сострадания необходимо, конечно, немалое время.
Для поддержки этого необходимы усилия, прежде всего, педагогов, в садах, школах и институтах. Человек с раннего возраста должен знать о непрочности и зыбкости человеческого здоровья, о неотвратимости старости и смерти, быть готовым к таким изменениям.
И пока ситуация не улучшится, нужно, быть может посредством масс-медиа, или иных методов массовой пропаганды, доводить до людей состояние дел.
Да, предлагаемые меры глобальны, но ведь и проблема из разряда глобальных! Нет такого места на земле, где не было бы страданий связанных с болезнью, неблагополучным рождением, старостью и смертью. Это, так или иначе, коснется всех — значит и меры нужны соответственные.

На самом деле больны не только инвалиды, больны так-же и люди, которые не замечают их, не имеют в душе сочувствия к ним. Сострадание заложено в человеческую природу, и лишаясь его по причине-ли внешних обстоятельств, или по своему неведенью, человек лишает себя самого важно в жизни. Только объединившись, на основе проникновенной взаимопомощи и сочувствия, люди могут помочь друг другу.

Август месяц, год 2010-й.