Воспитание ребетёнков. Хранители и охранники

Кандидыч
Вместо эпиграфа, из переписки на форуме:
"Я понимаю автора как нельзя лучше... У меня тоже постоянные проблемы с мамой были: мне нельзя было ходить на дискотеки, она считала, что там все наркоманы и пьяницы.... меня до 7 класса встречали из школы.... боялись что я по темноте одна идти буду.... Не помогло даже то, что я уехала учиться в другой город.... Мне была дана четкая установка в 20-00 быть всегда дома, если меня не будет, то я соберу вещи и поеду домой.... Мама могла рано утром позвонить, проверить дома я или нет..."
 
Ну и нормально, что родители ответственные. Плюс есть, есть и минусы во всём этом.
Плюс - ребенок защинен и каждый "опасный" шаг, ситуации вроде бы под контролем.
Минус - когда "защита" превращается в "колпак".
Где-то вычитал хорошее объяснение про формы контроля детей родителями.
Есть Родители-Охранники, есть Родители-Хранители.
Что проще - охранять или хранить?
Охранять. Там все по "уставу", дисциплине, со сводом правил - что можно, что нельзя.
Шаг влево, шаг вправо - побег! Прыжок на месте - провокация! 
Только с ремнем или винтовкой ходи и следи - все равно все нельзя - только за этим исполнением "нельзя" следи. И в Багдаде все спокойно.

А у Хранителей? Ой, как не спокойно! Но их не видно, хранителей. Вроде бы делай, что хошь. Но при реальной угрозе, опасности тут же выныривают из ниоткуда, из невидимого дозора и становятся рядом, закрывают телом в случае крайней опасности или помогают, подбадривают.
Бдят, бойцы невидимого фронта. Но как Штирлицы. Незаметно.
Но дают все пройти через свой, личный опыт. Нет, не хранительский, а хранимого, хранимой. Дают возможность накопить его, научиться самостоятельности. Чтобы и шишки были, и синяки, но не катастрофические.

Родители, кто согласен на шишки чад? Чады, кто согласен на личные синяки?
Никто?
Кто согласен, погодите. Несогласные - вперед к велосипеду!

Как научиться ездить на велосипеде?
Правильно - папу с мамой по бокам поставить, а они пусть велосипед с двух сторон держат.
Ну, поехали.
Брык в сторону, брык в другую, но не падаем. Держат.
Правда "рулится" что-то не очень - мама с папой не очень к месту и бегать им тяжело.
А велосипед устойчив только при определенной скорости, оказывается, на малых - он заваливаться начинает. А попробуй разгонись...
Вот диллема: без папы и мамы - упадешь, а разогнаться либо страшно, либо мама с папой боятся и ещё больше не хотят велосипед отпустить.
Зато синяков нет.
Зато ездить никак не научимся.
- Мама, папа! Я наколокотники и наколенники одену! Давайте я сама (сам) поеду!
- А попа? На попу защита? Не, без неё никак нельзя!
Или напопочник или никаких - "я сама", "я сам"!
- Но это же смешно! Подушку что ли привязывать? Вон Петька или Ленка без ...
- У них родители сумасшедши и беспечны!
И что сказать в ответ? И учимся, мучимся дальше.
А потом выйдя погулять во двор, сталкиваемся с Петькой и Ленкой, и грустно глядим, как они лихо катаются. Но, увидев наш грустный взгляд, они не проедут мимо.
Возьмут и научат, пока родители не видят.
Да, да, сначала с двух сторон будут держать и бежать рядом, а потом незаметно отпустят руки и ... ЕДЕШЬ, ЕДЕШЬ и не падаешь!
И думаешь, что еще держат! Глянешь, а никто не держит и... бряк с непривычки.
Поднимут, отряхнут - садись опять, давай еще! Мы так же раньше, не беда.

Кто нас лучше всего учит? Кто не очень сильно за нас переживает. Кто не видит в нас ребенка. Кто заставляет быть взрослыми по настоящему - на деле, без скидок на возраст.
Ну, большинство родителей предпочитают позицию Охраны. Энергетически выгоднее.
Но плохо с личным развитием у ребенка и самостоятельностью тогда.

Хранители - лучше всего для воспитания. Но очень нервно. Постоянно в напряге - удерживаться от окриков "опасно", "нельзя", "дай мы сами за тебя сделаем!".

А вот к вопросу - как мам и пап воспитывать и при этом соглашаться с ними?
Интересно, кто первым сдастся в борьбе за самостоятельность - мамы, папы или дети?
Если нужно научиться ездить на велосипеде, а родители хотят контролировать процесс?
Требовать от мамы и папы - ездить каждый день. Ведь надоест нелепо на виду у всех бегать.
Нельзя на дискотеку одной? Требовать присутствия мамы, папы на дискотеке. На каждой.
Пусть стоят и смотрят.
Главное - кто больше будет смущаться посмотреть - молодежь или родители? Это любопытно, правда, правда.
Они, конечно, хитрые - могут просто запретом мероприятия отделаться. Важностью других увлечений. Мол, учи иностранный лучше, полезнее.
Привлечь их к этому! Учим английский вместе и Петьку, Ленку привлечь для компании!
Будет шумно и непредсказуемо, но как хотели родители. Ой, устанут или действительно вместе будет весело.

Ну, понимаю, что рисую не очень правдивые картинки "борьбы" за свободу.
Но важен принцип - родителям самим должно стать не очень удобным контролировать вся и всё.
Привлекать их буквально, таскать за собой везде и вся, требовать контроля.
Пока не начнутся мирные преговоры - давай уж сама, сам!

Есть еще вариант - буфер, называется. Или поручители.
Кому там родители доверяют? Кто может, будет за них, за вами следить?
У меня так срабатывало с бабушкой.
Одному нельзя. А с другом?
Под ответственность старшего друга отпускала с ним на дачу на речке. Очень боялась, что купаться будем и я тут же буду буль-буль... не смотря на то, что плавать умею!
Первый "бой" выиграть удалось с трудом. Часа два убеждали. Под честное слово, что в воду даже не полезу и буду только рыбу с берега ловить.
Отпустила. Приехали на дачу и друзья сразу:
- Пошли купаться.
- Не могу, я слово дал.
- Гыы, да никто не узнает.
И очень удивились, что я правильный такой. И не купался, только рыбу ловил.
Совесть чиста была, но маловато свободы.
Зато на второй раз - им же эмоционально было легче убеждать бабушку:
- Да он ведет себя как обещал!
На третий потихоньку начали отвоевывать послабления. А дальше - привыкла.

Привыкнуть должны родители, бабушки, дедушки. Их надо приучать, что не все они могут контролировать. Осада, осада города берет.
Или штурм неожиданный. Но это уже нервы родительские не беречь.
Но иногда, слегка полезно - поставить перед фактом:
- А я уже умею ездить на велосипеде! 
 
Что-то увлекся писанием. Так кто на синяки и шишки согласен? Подходи.
Совет короткий - пробуйте. Хотя, вы и сами уже это умеете.
Раз синяков и шишек не боитесь. У вас - всё получится.
Просто хочется сказать - я в вас верю! Ну ка, где наш велосипед?

14/02/2007-27.08.2010

Спасибо за найденное фото Лене Близнецовой.
И фотографу, которого, к сожалению, не знаю.:)