Георгий волков 2 курбан бердыев и берды курбанов р

Георгий Волков 2
Георгий Волков 2  «КУРБАН БЕРДЫЕВ  и  БЕРДЫ  КУРБАНОВ»  Рассказ
В  1970 году  я  служил  начальником  штаба  полка  в  Туркмнии.  Штаб  распологался  в  посёлке  Каахка. Посёлок-раионный   центр,маленький,убогий.Хаотично  разбросанные  небольшие  домики  с  примыкающими  к  ним  огородами. Во  дворах  полусухая  растительность.Глинобитные  стены.Посёлок  навевал  уныние  своей  неторопливой,однообразной  жизнью.Старики  туркмены,даже  в  самую  жару  в  своих  мохнатых  шапках, целыми  днями  сидели  на  лавочках  возле  своих  домов,спокойные  ,невозмутимые,безразличные  ко  всему. Иногда  по  посёлку  проезжала  автомашина  и  тогда  во  всех  дворах  поднимался  дикий  лай  собак,а  потом  всё  опять  погружалось  в  полусонное  состояние  и  тишину.В  посёлке  райком  партии,райисполком,военкомат  третьего  разряда и  всё  остальное ,  что  пологается   небольшому  районому  центру.
Про  поселок  ходила  легенда. Много  веков  тому  через  эти  места  проходила  армия  Александра  Македонского. Жителись  заперлись  в  небольшой  крепости  и  ,когда  македонцы  пошли  на  штурм,выставили  на  стенах  огромные  бронзовые  зеркала. Воины  Александра,увидив  своё  отражение  в  зеркалах,остановились  и  начали  смеятся.»Ха-ха- ха!.Ха-ха-ха!!  Хохотало  всё  войско.Аленксандр  не  стал  брать  смешную  крепость,обошел  её  стороной. С  тех  пор посёлок  стал  называться КААХКА. Легенда  есть  легенда,но  я  своими  глазами  видел  километрах  в  пяти  от  посёлка  развалины  древней довольно  большой  крепости.В  развалинах  водилось  много  змей.Люди  боялись  туда  ходить. Развалины  крепости  навевали  беспокойство,настороженность,хотелось  поскорее уйти из  этого  заброшенного  места.
Райвоенком-пожилой майор  часто  приезжал  к  нам  в  штаб.Он  уже  много  лет   жил  в  посёлке  в  небольшом  домике. У  него  сад,огород,он  хорошо  говорил  по  -туркменски,свыкся  со  своей  участью,ничего  другого  не  хотел.Главной  целью  его  жизни  был  принцип:  не  трогайте  меня.,дайте  спокойно  дослужить  до  пенсии. Майор  заходил  ко  мне  в  кабинет,садился  и ,мешая  мне  работать, рассказывал  районные  новости.Они  меня  не  интересовали,но  я  слушал  его  из  уважения .
Однажды  он  пришкл  возбужденный  .-«Поедем  ко  мне  домой.Посидим.Выпьем  по  маленькой.Я  тебе  расскажу  интересный  случай.Поехали,посидели,выпили  и  он  рассказал:»Три  дня  тому  назад  приходит  в  военкомат  старик- туркмен  Курбан  Бердыев-пастух  одного  из  колхозных  стад. Он  всегда  работал  пастухом,с  15  лет  пас  баранов.С  ранней  весны  до  поздней  осени  кочевал  вместе  со  воей  отарой  у  подножья  гор  в  поисках  травы. Курбан    не  умел  читать,писать.Ему  это  было  и  не  нужно.С  ним  кочевали  жена  и  дети.Разворачивали  юрту,на  костре  варили  еду.Через  несколько  дней  скудное  имущество  грузили  на  ишаков  и  вместе  с  отарой  двигались  дальше. Курбан  хорошо  энал  законы  степей  и  полупустынь,умел  находить  новые  псбища  и  воду,лучше,чем  людей,понимал  собак  и  баранов.Иногда  его  посещал  колхозный  бригадир   Берды  Курбанов,он  привозил  муку и  соль,а  потом   отбирал  для  секретаря  райкома  и  председателя  колхоза   двух  самвж  жирных  баранов  и  угонял  их  в  поселок.
Время  шло,как  обычно,медленно,однообразно.Вечерами Курбан  лежал  на  кашме  и  смотрел  на  небо,усыпанное  миллиардами  звезд.Одни  потухали,другие  загорались,некоторые  летели  к  земле, но  сгорали,не  долетев.Кругом  тишина,даже  отара  замолкала  в  эти  часы  и  только
  Огромные  туркменские  овчарки,учуяв  волка,шакала  или  лису,с  лаем  бросались  в  темноту,а  потом  виновато,поджав  обрубленные  хвосты,ложились  рядом  с  хозяином.»Аллах  всё  сделал  мудро»-думал  Курбан.-«Один  стал  бараном,второй-собакой,третий-ишаком,а  я –человеком.Я  самый  главный,самый  умный  и  поэтому  все  слушаются  меня».Курбан  радовался,что  он  человек-хозяин  всей  отары  баранов,собак  и  ишаков.Он  чувствовал  себя  большим  и  сильным.
Но  однажды  ,в  кочевье  прискакал  бригадир  Берды  Курбанов.Он  был  сильно  взволнован  и  напуган. –«Знаешь , Курбан «-сказал  он. «Началась  большая   война.Всех  мужчин  забирают  на  войну.Тебе  35  лет,тебя  тоже  заберут.На  войне  тебя,наверное, убьют.Кто  будет  кормить  твою  семью?»  Это  случилось  в  конце  июля  1941  года.
«Что  же  мне  делать? Как  мне  быть?» -испугался  пастух.»Есть  один  способ  спастись !»  -Говори,какой?»  -«Ты  будешь  отдавать  каждый  месяц  свой  заработок   и   одного  барана.Я  это  отдам  начальнику  в  военкомат.Военком  тебя  не  впишет  в  список  тех,кого  забирают  в  армию.Тебя  не  заберут  в  армию и  ты  останешся  живой»  Пастух  обрадовался:»Я  согласен.Делай  ,как  говоришь!».Они  ударили  по  рукам.
С  этого  дня  Курбан  не  получал  ничего  за  свой  труд  и  отдавал  бригадиру  каждый  месяц  барана.
Прошло  тридцать  лет.Курбан  Бердыеву  надоело  платить  начальнику  из  военкомата.Он  пришёл  ко  мне  и  сказал:»Всё,начальник,война  давно  закончилась.Я  тебе  больше  платить  не  буду.Я  стал  старый.Если  опять  начнётся  большая  война,ты  меня  теперь  на  войну  не  пошлёшь».
«Я  пытался  разобраться в  этой  запутанной  истории.Вызвал  обоих:и  Курбан  Бердыева  и  Берды  Курбанова,который  кричал:»Ничего  не  знаю,Ничего  не  помню.Врёт он  всё!»  -«Курбан,так  выходит,что  ты  тридцать  лет  отдавал  баранов  и  весь  свой  заработок  бригадиру?» _»Отдавал,начальник,он  плохой  человек.Он  обманул  меня.Каждыц  месяц  кушал  самый  большой  баран,а  я  ел  сухой  чурек»
Старики  начали  ругаться,проклиная  друг  друга  и  грозя  всеми  карами  Аллаха.Я  соображал:»Кто  же  из  них  прав? По  моему  убеждению,прав  был  Курбан  Бердыев.Этот  дитя  пустыни  был  наивен,честен,его  ещё  не  испортила  наша  цивилизация.Вот,что  значит  быт  тёмным,безграмотным   человеком,попасть  из  19 в  20  век.Такого  обмануть  может  любой  проходимец.Берды  Курбанов-похитрее.Он  немного  вращался  среди  «высшего  общества  посёлка»,быстро  перенял  их  психологию,взгляды,привычки,потребности.Только  себе,только  для  себя  любой  ценой.Топтать,давить,обманывать,разбрасывать  всех  и  всё,кто  и  что  стоит  на  их  пути.Недаром  говорят:»Человеку  нужно  не  так  уж  много но  многим  и  этого  мало.А  вчера,старик  Курбан  Бердыев  застрелил  из  охотничего  ружья  старика  Берды  Курбанова.Туркмены  большой  обиды  не  прощают».
Рассказ  написан  в  1987г.