Олени видят ногами

Ольга Гулинкина
Интервью с Аланом Франсисом               
               
Собираясь на интервью, я готовилась к встрече с североамериканским шаманом, абсолютно не осознавая, кого же все-таки я встречу. Мне очень повезло: Алан Франсис оказался не человеком прошлого или будущего (пусть даже и в самых хороших и глубоких смыслах этих слов), а человеком Настоящего, современником, который, как и каждый из нас, ищет свой Путь, пробует жизнь на вкус, приобретает опыт и им делится. Щедро, интеллигентно, легко! Североамериканский шаманизм является важной частью его опыта и традицией, с которой он тесно связал свою жизнь, но – не единственной. Так же вдохновенно и глубоко он много лет исследует и преподает идеи и практики из наследия Г.И. Гурджиева, а также занимается глубоким изучением даосской традиции Китая.

Работа Гурджиева, наиболее полно отвечающая требованиям современного человека, является основным фокусом его деятельности. Изучая эти древние учения параллельно друг с другом, не смешивая их, постепенно возникает, создается интересный результат - их синергетический эффект, – одна из основных примет современности, и в этом смысле, метафора учению Гурджиева. Познавая мир и себя в нем, мы все интуитивно стремимся к целостности. Единство притягивает нас с каждым днем все сильнее и сильнее. Такие люди, как Алан, могут показать нам и поделиться наиболее эффективными путями и способами саморазвития и трансформации человека. Прислушайтесь. Ведь только человек, а не книга может приоткрыть завесу над бездной знаний, скрывающую наиболее ценные знания человечества.

Только через человека можно почувствовать, а не понять только интеллектом, дух великого множества гениальных книг.


- Алан, расскажите, пожалуйста, с чего начался ваш Путь?

- С осознания себя. Лет в шесть я впервые осознал себя в этом мире как некую отдельную от всего прочего структурную единицу… Я заигрался, задумался и был настолько погружен в процессы, происходящие во мне, что когда (уже на закате) я услышал, как мама зовет меня по имени, все мое существо стало сопротивляться этому естественному для каждого ребенка событию. Между внутренним и внешним возникло напряжение… Очень сильное напряжение.

- Какие события детства больше всего повлияли на вашу жизнь?

- Детство с папой-алкоголиком было трудным. Однажды, когда мне было всего несколько месяцев, меня оставили с папой, но он настолько «хорошо» за мной присматривал, что я оказался зажатым между кроватями, вися головой вниз… Но Бог не оставил меня: у моей матери появилось предчувствие беды, и она вернулась домой. К этому моменту я уже посинел и не дышал. Чудо, но ей удалось вернуть меня к жизни. Спустя много лет я понял, как велико влияние этого события на мою жизнь. Именно оно обусловило как наличие целого комплекса проблем со здоровьем (я не чувствовал боли до 11 лет и имел очень плохую координацию движений), так и мое стремление прорасти сквозь них, все преодолеть и найти свои ответы на вопросы о мире, волновавшие меня. Среди них был один главный вопрос: «Быть иль не быть?». Этот вопрос многократным эхом звучал в моей голове… Будучи актерами, отец и мать не раз репетировали при мне монолог Гамлета, и уже в 6 лет я знал его наизусть. Детство не радовало меня и словосочетание «не быть» приобретало для меня все более конкретные очертания. Я думал о самоубийстве. Но к счастью были другие мысли и…сны. Мне снилось, что я сижу на горе и медитирую.

Во сне я сидел в позе йога, хотя тогда я ничего не слышал о йогах, в моих руках, первоэлементы сами трансформировались один в другой: огонь, вода, и другие…В этих снах был полный покой, глубокая внутренний покой, который было невозможно растревожить. Ощущения, чувства и мысли, которые приходили в этих снах, давали мне возможность сформировать во мне новый, но удивительно знакомый позитивный импульс, который затем привел меня к поиску пути. Конечно, тогда я не осознавал этого, явным было лишь то, что существует другая, намного более разумная и сознательная реальность, и я желал проникнуть туда.

- Какую роль сыграли в вашем поиске книги?

- Вначале я читал религиозные и философские книги, затем в 16 лет мне встретилась книга «В поисках чудесного» Петра Успенского, ученика Гурджиева. Я сказал себе, что буду этим заниматься, но ощущал, что пока не готов. Позже я вернулся к этой книге: лишь к 17 годам смог начать понимать ее. Этот момент и стал одним из ключевых в моем развитии.

- Были ли на вашем Пути Учителя?

- Я начал их поиск уже в 17 лет, сразу после прочтения книги «В поисках чудесного». В этот же год я встретил своего учителя тайцзи, познакомился с Работой Гурджиева и прочел книги Кастанеды.

Когда мне было 19, я одновременно встретился со своим преподавателем Тайцзи и с моим первым учителем в Международном Фонде Гурджиева. Вскоре после этого я встретил Лорда Пентланда и Мишеля де Зальцманна, которые намного позже и дали мне разрешение открыть центры гурджиевской работы. Я также интересовался книгами Карлоса Кастанеды, но не встречался с ним до тех пор, пока у нас не появились общие друзья.

- Где Вы искали чудесное?

- Я начал свой поиск в Америке, затем часто бывал в Мексике. Там я впервые получил неопровержимое свидетельство того, что существуют другие реальности, которые могут проникать в эту, привычную реальность, пренебрегая всеми известными законами физики.

Однажды я взбирался в гору, на которой находились развалины ацтекского поселения. Я взбирался по вертикальному каменному утесу, камни были мокрые. На высоте 25 метров я понял, что уже не могу ни взобраться выше, ни спуститься. Это был перекресток жизни. Силы, в которые я верил, должны были или спасти меня, или навсегда оставить. И тут вдруг произошло слияние двух вихрей внутри меня: один шел снизу живота, а другой – двигался вокруг меня и спускался сверху. Они слились в одну силу и переместили меня наверх. Это было как вакуум, который всосал меня вверх, и уже через мгновение, я стоял на вершине горы, смотря вниз.

До этого момента моя вера была неуверенной, после – у меня не было сомнения в существовании высших сил, которые могут проникать в этот мир, если мы можем принять их. Это стало моей целью. С тех пор во мне начали переплетаться три мощных потока силы: шаманизм, даосизм и учение Гурджиева.

- Как Вы вошли в традицию шаманизма?

- В различных традициях народов мира шаманизм зачастую передается «по наследству», становясь в некотором роде семейным бизнесом. В традиции американских индейцев это не так. Шаман берет в ученики человека, которого он увидел своим внутренним видением. И который уже, в силу сложившихся обстоятельств его жизни, стал ближе, чем другие к тонкому миру. Продвижение по иерархической лестнице также не столь структурировано как в других традициях.

Моя первая встреча с шаманом, произошла в Мексике. С ним меня познакомила девушка, которую я встретил в тот незабываемый день, когда я чудесным образом был перенесен на вершину скалы. В тот день шаман пил понче, горячий алкогольный напиток со своим братом. Когда мы вошли в маленькую глинобитную хижину, то я увидел, что его брат-шаман сияет голубым светом… И это было до того, как я попробовал понче! Я почувствовал, что в шамане сочетается лучшее, что есть в человеке: сила и доброта. Именно он первым назвал мне мое тотемное животное, которое и прежде являлось мне в снах и ощущениях. Позже многие только подтверждали его правоту.

Когда он собрался идти к себе домой, я спросил его о том, как же он пойдет один ночью через долину и как пересечет перевал в горах. Он ответил, что действительно его возраст (84 года) уже вынуждает ходить с фонариком…Действительно, когда он пошел, его путь освещал луч света. Только вот не было у него с собой фонарика. Позже мой учитель говорил, что олени видят ногами…Олень – символ брухо – мексиканского колдуна. Таким образом, на своем примере мой учитель демонстрировал то, чему учил нас. Еще он говорил нам, что ходить надо - как молиться, поскольку мы ступаем по матери-Земле.

- Можно ли через ваши практики научиться по-другому чувствовать мир?

- Да. Понять это трудно. Легче почувствовать. Мы забыли, как это – чувствовать, как это – быть живым. Вы сейчас что-нибудь чувствуете?

- Почему среди других стран для проведения своих практик Вы выбрали Россию?

- Я думаю, что Россия самая значимая страна в мире. Она может сыграть посредническую роль шамана между Востоком и Западом. Эдгар Кэйси, известный во всем мире ясновидящий, сказал, что России предстоит переродиться и стать источником обновленного христианства. Мне кажется, что русская весна начинает просыпаться, и это честь для меня поучаствовать в этом процессе и видеть его.

- Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях ваших интересов?

- Как я уже и говорил это даосизм, практики Гурджиева и шаманизм. Я преподаю их отдельно. Это очень важно. Далее я остановлюсь поподробнее на каждом из них.

Тайцзи дает человеку формы, которые могут привести к осознанию дао. Но если слишком сосредотачиваться на форме, то это может омертвить субстанцию. Нужно учиться плавно переходить от формы к субстанции, от субстанции - к духу. Только в этом случае более высокие вибрации могут просочиться в форму, информируя, инициируя ее и человека, выполняющего их. Именно тогда древние формы оживают.

Работа Гурджиева начинается с очень практичных идей, которые могут сразу же быть соотнесены с повседневной жизнью ищущего. Познавать себя, как говорил Сократ, помнить себя и быть присутствующим по отношению к своему телу и жизни. Люди, которым созвучны эти идеи, приходят ко мне. Группа на некоторое время как бы изолируется от внешних информационных потоков. Выполняя упражнения и задания, люди становятся способны затем воплощать и применять идеи Гурджиева в повседневной жизни. Взаимообмен информацией и чем-то большим внутри группы приводит к возникновению более глубоких вопросов, к осознанному внутреннему поиску. Неслучайно, слова question – вопрос и quest – поиск –являются однокоренными.. Нередко возникает состояние близко к тому, что следует за познанием дзенского коана. Что-то открывается внутри, и ты обретаешь возможность уловить более высокую вибрацию. Отдельно хочу сказать о Движениях Гурджиева. Практикуя священные Движения Гурджиева человек способен увидеть и понять, кем он является, увидеть себя, как в зеркале. В этот момент происходит воплощение, слияние и гармонизация, внутреннего и внешнего мира человека.

Шаманизм. В шаманских практиках я начинаю обучать чаще всего с очищения. Перед тем как перейти к более глубоким практикам, необходимо снять все наносное и, по сути, ложное в нас. Когда слезает лоск, мы видим, кто мы есть. Для людей Запада подобные практики необходимы. Одна из самых распространенных ритуалов очищения, это ритуал, который в традиции, например, российских шаманов называется «шадыр». Я это называю очищение потением.

Строится шалаш (шадыр) из кольев и шкур, внутрь которого вносятся горячие камни. Иногда при помощи бубна или другого инструментария человек входит в трансовое состояние, отпускает тело и голос и заглядывает в другой мир. Там и происходит многоуровневая чистка. Уходят многие физиологические и психические блоки. Некоторые похожие процессы происходят и в русской бане. Она мне очень нравится. В ней есть жизнетворная русская энергия. В шаманизме я даю основы взаимодействия человека с собой и священным пространством, опираясь на которые, люди идут дальше в самопознании и познании мира. Я стараюсь, чтобы внешний налет исчез. Более подготовленные люди могут перейти к глубокой работе с кристаллами, первоэлементами, природой, духами.

- Где ваше место силы?

- Место силы? Оно во мне. И в вас. Самое главное находится внутри, хотя и географические места силы также существуют. Но если внутри нет якоря, нет гармонии - бесполезно искать внешнее место силы. Я хочу рассказать Вам притчу о внутренней гармонии.

В одной провинции жил шаман – человек дождя. Когда в другой провинции наступила ужасная засуха, к нему пришла делегация с просьбой вызвать дождь. Ему предложили деньги, уход и всяческую заботу, но он не соблазнился этим. Но когда он услышал, что из-за засухи голодают и умирают люди, то согласился. Его условие было необычным – все люди должны были уйти из местности на 3 дня. Через три дня пошел дождь. Люди вернулись и были счастливы. Когда его спросили, как он это сделал, он ответил, что ничего не делал и просто искал гармонию в себе и окружающем мире. Когда я сюда пришел – гармонии не было, и я три дня ее искал. Это самая простая и самая правдивая история из тех, что мне известны.

- Как сегодня власти США относятся к шаманам?

- Шаманскую культуру в Северной Америке чуть было не погубили. Это было похоже на геноцид. А теперь на нас не обращают внимания. Существует даже американская индейская церковь, в которой и проводятся различные шаманские практики и обряды. Есть надежда, что эта культура выживет.

- Алан, что бы Вы пожелали нашим читателям?

- Я хочу пожелать, чтобы вы нашли для себя истинные практики, которые приведут вас к внутренней свободе, и, как знать, может быть, мы встретимся с вами где-то на этом Пути.

Беседовала Ольга Гулинкина