Изгои

Галина Борщук
В ГЕПАС я собирался поступить после девятого класса, поэтому, когда узнал о том, что там проходит до - профессиональная подготовка, сразу же поспешил записаться на курсы. Надо сказать, что ребята в нашей группе попались совсем разные. Все сразу как-то поделились на отдельные группы, контактировавшие друг с другом только при сильной необходимости. Были у нас и свои изгои – ребята, которых не принимал никто. Их оказалось всего двое – Катя и Женя. Женя был инвалидом, имелись у него некоторые проблемы психикой. К примеру, он мог посреди лекции загоготать во весь голос беспричинно. Катя так же являлась инвалидом. Кроме проблем с головой, ребята так же не блистали и внешними данными. Над ребятами всегда открыто смеялись, нередко их подкалывали, а тем оставалось только молча мириться со своей участью. Была среди нас и ещё одна девочка… Звали ее Яной. Девушка так же держалась особняком, но не, потому что ее не принимали, скорее наоборот. Она была умна, красива, спокойна и равнодушна ко всем, за что и получила всеобщее уважение. Она мило общалась со всеми, но по-настоящему не дружила ни с кем. Она была одиночкой. Я пару раз беседовал с ней, но разговоры всегда велись на отвлеченные темы. Она никогда никому не грубила, ни с кем не ссорилась, никому не переходила дорогу… Яна никогда не позволяла себе издеваться над Катей и Женей. Всегда с отвращением она смотрела, как Юлька в очередной раз подкалывает Катю, а Леня с Викой ей в этом помогают. Конечно, были и те, кто жалел наших изгоев, но Леня и Юля – самые главные мучители Кати и Жени являлись авторитетами, против которых никто идти не решался. Я был среди той групп ребят, которые просто старались держаться в стороне, но если бы пришлось выбирать единогласно перебежали на сторону Юли и Лени. Только Яна никогда не уважала и не боялась Юли, да она не лезла на рожон, но при этом имела свое мнение и с Юлиным оно всегда шло в разрез.
Во время обеда Катя и Женя вновь сидели в дальних концах столовой, поскольку никто с ними рядом находиться не желал. Яну пригласили за стол к остальной компании. Многие ребята с жалостью смотрели на изгоев, сидящих в противоположном конце помещения, но позвать их в компанию никто не решался, ведь тогда они тоже могли стать изгоями. Яна села к остальным, но тут же встала и пошла к Кате, взяла ее за руку и подвела к столу, за которым мы сидели.
-Садись, - предложила девушка, указывая рукой на стул, который Алекс любезно отодвинул для нее.
Катя робко посмотрела на Яну.
-Садись же, - весело произнесла Яна, и девушка послушалась.
Мне вдруг стало так стыдно за нас всех. За тех, кто не имел своего мнения и слушался Леню с Юлей. И не только мне… Многие ребята как-то сразу отвели взгляд и замолчали. Каждый из нас где-то в душе хотел поступить именно так, как Яна, но боялся того, что его засмеют, и поэтому оставался в стороне, по принципу: «Моя хата с краю – ничего не знаю».
Я поднялся со своего места и подошел к Жене.
-Пошли к нам, - предложил я.
После недолго размышления, парень проследовал к столу за мной. Первым всегда быть трудно, но ведь у остальных был шанс позвать Женю, так почему же даже после поступка Яны никто даже не сделал попытки последовать примеру этой девочки?!
После того случая авторитет Юли и Лени был сильно подпорчен, зато теперь все стали уважать Яну. Однако девушка все также держалась чуть в стороне от всех компаний. За все время курсов она так ни с кем и не сблизилась. Весной подготовка подошла к концу, и мы начали прощаться. Мне очень хотелось взять хотя бы номер Яны, но девушка ушла по-английски.
Прошло уже много лет с тех пор, как я видел ее последний раз. Сейчас мне 22, я заочно учусь в университете, работаю. Но той девочке я должен сказать спасибо, ведь именно благодаря ней я стал одиночкой, а так же понял одну простую истину: мнение общества – это мнение стада баранов. А в стаде, как известно, личностей нет…