Записки маримана. Сахалинский каботаж

Владимир Мишурский
Описываемые мною события происходили на Дальнем Востоке в те далекие 80-е годы, когда я был ещё юн, безумно красив и, несмотря на все перипетии судьбы, преисполнен оптимизма...

Пессимист, как известно, это хорошо информированный оптимист. Вот как раз то информации мне и не хватало, когда я по собственному желанию согласился ехать на далекий и малоизвестный мне Сахалин!

Справедливости ради надо сказать, что я оказался такой не один – недостатком информации страдало ещё четверо из нашей 3 роты. Они тоже отправились по распределению в Сахалинское морское пароходство!

...Зимой почти весь сахалинский флот возил в Японию лес, а Летом многие суда ходили в каботаже*, или как говорили в СМП** «по завозу». Завозили всякую всячину на Курильские острова и в Магадан. Как известно туда, кроме как пароходом и самолетом добраться невозможно. Правда, Магадан был связан с «Большой землей» автотрассой, но она действовала только в зимний период. Да и то сказать, по «зимнику» в пятидесятиградусные морозы много не навозишь, поэтому в основном столица Колымского края снабжалась морским путем…

Несколько летних месяцев 1984 года я ходил третьим помощником на т/х «Забайкальск». Теплоход был построен 20 лет назад в Польше и был еще довольно крепок, хотя морально и технически давно устарел!

Поставили нас на линию Ванино – Магадан. Нравы на каботажных судах СМП были еще те! Ни о какой строгости речь вообще не шла, и приходилось только удивляться, как теплоходы отходили от причала, да еще и ухитрялись дойти до порта-назначения!

Днём всё выглядело вполне пристойно, но вечером, на стоящем у причала судне, наступала совершенно другая жизнь! Затевалось народное гуляние! Негласным распоряжением, комсоставу вообще не рекомендовалось спускаться на нижнюю палубу, где проживали рядовые члены экипажа, во избежание различного рода инцидентов. А проще говоря – чтоб не получить по морде!

В ту пору в СМП ощущалась нехватка кадров. Удаленность от центральных регионов Союза, не слишком высокая зарплата, делали профессию сахалинского моряка не очень привлекательной. Единственной «заманухой» оставалась валюта. Но её платили только, когда теплоход ходил заграницу.

По этой самой причине, на каботажных теплоходах собирался весь «цвет народа», у которого были проблемы с выездом за кордон. Если визированного моряка можно было пугать тем, что за «загулы» ему прикроют визу, то «каботажникам» терять было нечего.

Когда в Ванино становились под погрузку на «магаданский» причал, то обычно, один из четырех судовых трюмов, всегда затаривался продуктами питания.

В те "славные" времена светлой советской действительности, эру почти тотального дефицита, подобный товар был особо востребован. Не стоит удивляться, что как только начиналась погрузка, то сразу же начинался и «сбор трофеев». Почти в любой каюте всегда можно было разжиться печеньем, конфетами, сгущенным молоком и прочими съестными припасами.

Штурмана и механики, как правило, подобными вещами не занимались, но матросы и мотористы – не отказывали себе в таком удовольствии. Это не являлось «тайной за семью печатями», но руководство на эти шалости, как говориться – «смотрело сквозь пальцы». Все это не могло длиться бесконечно, а существовало «до поры до времени», но в 1984 году такая пора ещё не наступила. Вследствие этого вольница на каботажных судах процветала!

…Водку мы не возили ни разу, а 96% этиловый спирт в бочках – частенько. Вот тогда и начинался самый настоящий «полтергейст». При выгрузке в порту назначения постоянно оказывалась пустой одна бочка. А это ни много, ни мало, а 200 литров чистейшего питьевого спирта!!!

Как только теплоход швартовался в Магадане, «матросское радио» быстро разносило по всем причалам координаты «спиртового» челнока, и со всех рядом стоящих судов на него начиналось подлинное паломничество. Тут то и начинался настоящий бартер – в обмен на спирт можно было выменять всё что угодно, но больше всего котировались экзотические фрукты с белоснежных «банановозов».***

Работать в Магадане не было никакой возможности не только ночью, но и днём!

Однажды у нас было на судне собрание, где капитан на полном серьезе ставил перед командой вопрос:

-Мужики, давайте решим, где будем пить, а где нет? Надо же где-то и работать!

Все соглашались, что всё время пить нельзя – это грех и для здоровья вред, покаянно качали головами… После недолгих диспутов решали, что «расслабляться» будут в родном Ванинском порту, а в остальное время «ни-ни».

Но, как писалось в известном произведении Грибоедова: «Свежо предание, да верится с трудом»! Формальности были соблюдены, но подобные договоренности оставались лишь пустым звуком.

Однажды, наш "Забайкальск" возил «Шампанское» Хабаровского завода шампанских вин, так в каюте электрика подгулявший народ налил полный обрез**** этого благородного напитка и стал совершать омовение нижних конечностей. Закончилось тем, что кто-то наступил на край посудины и опрокинул ее. Жидкость вылилась на палубу, и еще долго по "низам" витал винный дух!

Поначалу, я никак не мог понять, как весь этот «дерибан» сходит с рук? Оказалось – проще простого! Когда пароход только начинал грузиться, то «стырить» ничего было нельзя – трюма слишком глубокие. Зато, когда уровень груза подходил к комингсам*****, тогда начинался «самый сенокос».

Дело в том, что погрузка шла круглосуточно, а тальманами******, как правило, были девки лет по 18-20. У них была зарплата в 150 рублей, которую они «спускали» за неделю. Дальше живи, как хочешь.

Возможно, что они бы и умерли от голода, но «простой судовой люд» не давал им пропасть. «Сердобольные» матросы и мотористы брали девчат на «довольствие»: кормили, поили и развлекали их в интимном плане. Поэтому в нужный момент, тальманов возле трюмов, как правило, не оказывалось!

Конечно, днем много не возьмешь – все-таки и кроме тальманов по судну слонялось много народу. Зато ночью – бери, что хочешь и сколько хочешь!

Когда погрузка заканчивалась, приходил супервайзер******* и представитель Трансфлота, который и опечатывал трюма. Мы, как перевозчики, отвечали только за целостность пломб.

В Магадане недостача, вскрывалась, но к нам, как к перевозчикам, претензий не было никаких - пломбы то на местах! Во всем обвиняли Ванинских тальманов, которых регулярно и выгоняли с работы. Но потом на их место набирали новых девок, и все повторялось с начала!

Вот вам еще одна из причин, по которой и разорился Великий Советский Союз!


*Каботаж – рейсы между портами одного государства.
** СМП – Сахалинское морское пароходство.
*** Банановоз – рефрижераторное судно, приспособленное для перевозки скоропортящихся грузов.
****Обрез – тазик
*****Комингс – окаймление по периметру грузового или сходного  люка
******Тальман – лицо, ведущее подсчет груза при погрузке на судно и выгрузке с него.
*******Супервайзер – здесь начальник над тальманами.