Хэппи энд?

Николай Шурик
             Ну, что ж, сегодня у Вас  прощание с моей «Границей».  По законам жанра в конце произведения должен быть «хэппи энд». Получилось ли это у меня, судить Вам… Надобно  сказать, что эти истории, переживания и воспоминания неоднократно дарили мне яркие впечатления.  Если Вы  не пожалели времени, потраченного на чтение,  мне очень приятно. Если же я ошибаюсь, то прошу извинить за Ваше разочарование…

                Таможенная декларация
            Я не знаю, как часто приходилось вам заполнять таможенную декларацию, если таковая необходимость вообще была. Но считал возможным ознакомить вас с тем, как это сделал я, в предвкушении встречи с очередной таможенницей, конечно, в расчете на её улыбку. Увы, мой скорый поезд останавливался только в Хуторе Михайловском, а затем в Брянске, так что я отдал эту бумажку пожилому усталому хуторскому таможеннику, тот, ни разу не улыбнувшись, прочел бумагу от начала до конца, убрал в папку и укоризненно выговорил мне: "В вашем возрасте несолидно так легкомысленно относиться к государственным институтам". Я не стал "возникать" с утверждением, что сделал все так, как следовало, и ни по одной позиции ко мне не может быть претензий. Плюс к тому, он отказался ставить печать на моей копии, которой предполагалась быть обнародованной… Понятно, без наличия печати публиковать официальный документ я не могу…  Да, на этот раз я пересек границу морально неудовлетворенный тем, что лишился очередного приятного свидания с девушками, а еще более тем, что прошедшей зимой кухонька на моей даче была вскрыта неизвестными, посему, возвращался я домой без хранившегося там варенья, которое с таким  нетерпением ожидала моя супруга.
               
   10 мая 2003 года

                Последняя серия

          Ну, дописал я "Гражданин, пройдемте!", набрал на компьютере, объединил со всем хозяйством и получился у меня сериал "Граница". Любовно распечатанные листы украсил рисунками с пограничной символикой, - полосатые столбы, контрольно-следовые полосы, портрет Карацупы, служебные собаки на поводке - овчарки, конечно, (вырезал из старых журналов). Когда ехал в июне на клубнично-малиновую смену, попал на поезд, который проходил контроль в Брянске, так что пограничный эксклюзив поехал со мной на дачу.

          На Украине зима в этом году была морозная,  до -26, а весной с апреля по 15 июня не было ни одного дождя. Виноград померз, лишь редкие побеги от корней свидетельствовали о том, что здесь "жизнь еще теплится". На клубничнике сухие листья потрескивали под ногами, а твердые 3-5-миллиметровые черно-коричневые ягодки были горьковатого вкуса, так что, я не мог их есть и собирать не стал (какое уж из них варенье?). Вишня, если и цвела в мае почти нормально, то сейчас висела меленькая и реденькая. Абрикосы же, из тех двадцати цветков (!) что насчитал я весной на 10 деревьях, дали 5-7 завязей. Так что, обойдя в первый вечер свой "сад-огород", я был готов сразу уехать. Только взятый заранее обратный билет вынудил меня остаться.
 
         20 июня посадил рассаду перцев и помидор, затем выяснилось, что малина все-таки есть, затем купил на рынке ведро вишни, два ведра поливной клубники… Затем собирал и варил шелковицу, так что семь трехлитровок с вареньем у меня образовалось, - не ехать же пустому обратно?  Единственная отдушина - накупался вволю, было тепло, не в пример моей прошлогодней смене, когда за месяц я лишь два раза был на речке. И обратный поезд провез меня через границу без остановки в Суземке, так что, не увидел я милых сердцу сотрудниц погранично-таможенного терминала. Тридцатиградусная жара, что стояла все время на Украине и в России (и в поезде тоже) сыграла со мной злую шутку, - когда дома разбирал сумку-тележку,  выяснилось, что два пакета с шелковичным вареньем вздулись, запузырились и лопнули. Сумка лежала под сидением на боку, так что, «аварийное» варенье фиолетового почти цвета затекло с торца в пакет с моим "эксклюзивным" экземпляром "Границы". Почти на треть все листы были украшены подтверждением реальности впервые сваренной мною "новинки". Там, куда не дошло само варенье, но бумага отсырела, чернила "НР-400" (моего принтера) расползлись, так что, я думаю, никакие реставрационные мастерские не взялись бы за восстановление этого раритета. Ну, что поделаешь, как в том анекдоте: "Померла, - так померла", к сентябрьской поездке перепечатал обычный дежурный экземпляр без выпендрежа и всяческого украшательства, тем более, граница - это государственный институт, и все, что к ней относится, должно быть (звучать) официально и сухо, как таможенная декларация, например.

           В кассе минут десять терроризировал кассиршу, чтобы она смотрела расписание движения всех поездов на предмет их остановки в Суземке. Очередь за билетами сзади меня уже стала громко негодовать, но я все равно получил билет на 21 поезд, что делает-таки остановку гам, где мне нужно. Дома, правда, жена долго удивлялась и даже негодовала, как это я, разумный, вроде, мужик (по её мнению, очень редкое качество у представителей сильного пола) мог взять билет на дорогой фирменный поезд, с которого к тому же я могу не успеть на автобус. Не будешь же ей объяснять истинную причину (все равно не поймет), так что пришлось постоять с бараньим видом, разводя руками, мол, так получилось…
 
            Последние две недели на работе были напряженные, да и в пятницу только к часу закончил я одно длинное и кляузное дело индивидуального профиля. Все это, и еще хроническое недосыпание в течение месяца привели к тому, что в электричке я заснул, и, если бы на "Петровке" в вагон не села моя дочка (она предварительно позвонила и узнала, во сколько я выезжаю из дома), наверняка бы, я мог «проехать" Москву. Впрочем, нет, не проехал бы, - на Ленинградском вокзале у второго вагона маячил уже высокий молодой человек, кучерявый, с усами и бородкой, похожий на моего сына (он тоже справился по телефону о планируемом маршруте следования и подъехал попрощаться). У поезда меня встретил еще Виталий, передавший своей сестре Ирине (её дом рядом с нашей дачкой) лекарства и конфеты. В вагоне, отдав  я быстренько забрался на вторую полку (при этом, мне предложили лечь на нижнюю, - во, дожил до чего, неужели я, действительно, выгляжу такой развалюхой?), укрылся одеялом и - все.

             «Вот и утречко, встал, умылся, побрился, - с тех пор, как мне была подарена аккумуляторная электробритва, уже не приходится ходить по купейным или мягким вагонам в поисках "напруги" (плацкартные вагоны страдают хроническим отсутствием признаков жизни в розетках 220 в). На этот раз пограничники меня не снимали с поезда, - сам сошел. Вокруг красота - встающее солнышко и голубеющее небо. Да, жена бы еще больше негодовала, знай она, что билет у меня взят не до Киева, а только до Суземки,, посему время отправления автобуса из Киева меня нисколько не волновало. Она и так была шокирована тем, что я взял с собой нарядную белую рубашку (работать на огороде и в саду?) и французский дезодорант. Честно говоря, и вторую тележку я не взял с собой по этой же причине, уж больно она страшная.

           Я заранее созвонился с Николаем — моим главным пограничником в Суземке, тогда и был спланирован этот уик-энд, из-за чего я ушел в отпуск не 8, а 15 сентября. Колин кабинет был закрыт, вышел на улицу, еще по утреннему прохладно, молодой мужчина приветливо мне улыбается. Я улыбнулся в ответ и оглядываюсь по сторонам, ожидая "начальника". Улыбчивый подходит ко мне, протягивает руку, и тут только я рассмотрел, что это Николай, нет, насколько все-таки военная форма меняет людей! Дальше был калейдоскоп, - легкий завтрак у них с Таней, потом впорхнула нарядная и воздушная Нина, что, как видение, сидела тогда со мной в вагоне и проявила знание Омара Хайяма. Затем кастрюля с замаринованным шашлыком и коробка с бутылками и снедью были уставлены в багажник "Вольво" (я первый раз сидел в салоне такой машины), и мы поехали километров за 40, - куда, вы спросите? Как это в "Корневильских колоколах" Планкетта? - "Знаю я одно прелестное местечко, там, где лес, кусты и маленькая речка... "    Для тех, кто, упаси Боже, знает продолжение куплета "там люди нежности полны, и целуются в уста подле каждого куста", сразу предупреждаю, - чего не было, того не было. А был классный шашлычок (я, вообще-то, этим не избалован), разнообразная зелень радовала глаз и вкусовые рецепторы (правда, я не определил для себя тогда, можно ли помидоры назвать зеленью). Было сухое вино, «Пепси», и бутылочка французского коньяка. Мое категорическое неприятие этого напитка едва не было поколеблено, когда Нина со смехом спросила: "Неужели Вы не пригубите этот напиток богов, даже на брудершафт со мной?"
 
          Я отшутился тем, что, как ярый атеист, в богов не верю, посему, питье их напитков для меня измена принципам. Потом добавил, что у меня аллергия ко всему французскому и покраснел, вспомнив, какой туалетной водой от меня еще может пахнуть. Тут же пришлось еще покрутиться, когда Таня стала выяснять, есть ли у меня аллергия к француженкам в частности, и к женщинам вообще, в чем она очень сомневается, особенно, вспоминая мой повышенный интерес сначала к ней, а затем и к Нине. Правда, здесь я вывернулся, налив себе "Шардоннэ" и подняв тост: «За наших очаровательных дам, с которыми не сравнятся и десять француженок, вместе взятых». Напрасно я рассчитывал, что "и в сердце льстец отыщет уголок", Нина проявила принципиальность, и я остался без "брудера". Потом был и волейбол, где я, увы, не проявил себя асом, и бадминтон, и картишки в "Саратовского дурака", затем и мороженое из встроенного в машину холодильника, опять перекус с винишком. Я был доволен, что Николай, будучи за рулем, не особо усердствовал по питейной части, так что нашим девушкам было не трудно  быть наравне с нами и даже опережать мужчин. Однако, никто норму не перешел, всем было весело. Может быть, я впервые за 30 лет чувствовал себя так легко и весело, и мне казалось, что все вокруг прекрасно. Озеро, у которого мы остановились, не раз принимало в свою свежую прохладу наши разгоряченные тела (маманька не видела, что я взял самые симпатичные плавки с собой, думаю, ей бы это тоже не очень понравилось). Вот что было еще хорошо, - сразу по приезду на озеро, я попросил всех на эти несколько часов забыть, сколько мне лет и звать просто по имени. Вначале со сбоями, но все же моя просьба была выполнена. Да, а еще были танцы на свежем воздухе, и Таня клала мне голову на плечо, а я шептал ей: «А помнишь ты...» (из «Не дразни гусей») и мы хохотали, как безумные. Надо отдать должное, Коля ни разу не глянул на нас укоризненно (а, может, я просто ничего не замечал?) Кстати, в отношении плеча, - я бы сам с удовольствием положил свою голову на чье-то плечо, но ни с Таней, ни с Ниной этот номер не проходил, - мне не хватало росточку, сантиметров 15. В сумерках мы потихоньку поехали домой, а в 23.15 я уже со своими вещами был посажен в поезд. И, взяв постель, сразу уснул сном праведника, хотя, проведя целый день с девушками и вином, писать «сном праведника» как-то неудобно, но что за счеты, лишь было бы охоты. Тем более, что возможно, это вообще был последний безмятежный праздник в моей жизни».



           Милые мои читатели, должен покаяться, что весь этот закавыченный текст, увы, мягко говоря, не совсем точно освещает действительные события. Объясняю, почему позволил себе такое надругательство над истиной. Как-то посмотрел свои писульки и ужаснулся, везде, - или меня бьют, или я спотыкаюсь (в прямом или переносном смысле) или обстоятельства складываются так, что я оказываюсь дурак-дураком. А вы читаете, смеетесь и говорите: «Здорово!». Да что же это такое? Неужели со мной не может произойти ничего светлого, радостного, хорошего? И, если ничего такого со мной не происходит, дай, хотя бы, я сам себе придумаю праздник, чтобы ни о чем голова не болела, и ни о чем не надо было думать. И сделал я себе один день этого «бабьего лета», впрочем, применительно ко мне — это «дедово лето». Вот так этот курсив и получился, а придумал ли я его заранее, или он приснился мне между Брянском и Суземкой, разве это важно? Мне было хорошо, да и вы, думаю, не плевались, если только не стали завидовать. А действительность, что ж, действительность «слегка» отличалась от закавыченного текста, а  насколько, - это уже вам судить. По большому счету постсоветская действительность может быть охарактеризована слоганом «сначала - на нары, потом - на Канары» или наоборот. Ну, а у тех, кого такая система не устраивает, получается так, как у меня (см. ниже).

           Совсем немного времени прошло после Брянска, а уже пограничник смотрит мой паспорт. Буквально, еще через 2-3 минуты - снова пограничник, но на этот раз с желтым крестом, ставит на моем миграционном листке печать. На часах 6.45. Ты подумай, вот молодцы, сделали объединенный контроль, чтобы меньше народ дергать. По проходу, подрагивая подрезанным хвостом, ковыляется бело-черный кудрявый эрдель. Вроде, вечером в вагоне его не видел, может, хозяева подсели в Брянске или Калуге. Хотя «собака – друг человека», последние лет семь я их  в поезде не видел. Против нашего купе останавливается плюгавенький парнишка в мятом выцветшем камуфляже, а этот барбос направляется к стоящему под столиком пустому посылочному ящику, что я везу для укладки в него мешков с вареньем. Когда пес начинает обнюхивать ящик. парнишка неожиданно зычно зовет: «Микола!» и тут же появляется пограничник, что только что меня «припечатал». Я еще не понимаю происходящего, но тут эрдель поднимает заднюю лапу... Напряженное выражение лица пограничника сменяется на смущенную улыбку, парнишка не громко, но резко говорит: «Мухтар, фу!» И они отправляются по вагону дальше. Я с неудовольствием смотрю на маленькую лужицу на полу у ящика и вспоминаю, что летом после приезда с Украины, этот ящик с вареньем стоял в большой комнате и Лансик (наш ушастый кокер-спаниель 12 лет от роду) тоже поднял на него свою правую заднюю ногу, за что и получил поводком. Стоп, стоп, а ведь летом перед отъездом с дачи Иринин Рекс (лохматая, брехливая и вредная собачонка) первым описал этот ящик, пока мы укладывали остальные вещи в багажник её старенького «жигуленка». Слезаю с полки, достаю из сумки подготовленный экземпляр «Границы» и, в ожидании таможенниц или пограничниц (они тоже ничего!) разглядываю в окно станцию (все последние годы я проезжал здесь ночью, когда ничего не видно). Ты смотри, здание новое построили, только уж по старому проекту и покрасили темновато. А вот это хорошо, - на большом деревянном щите нарисованы флаги: и желто-голубой, и триколор, и красно-зеленый. Странно, Белоруссия в стороне, да и флаг у неё, по-моему, другой. Ах, да, это же Молдавия, тут проходят Кишиневские поезда. Под каждым флагом квадратик с характерным узором, вышитым,  как бы крестиком на полотенце. И - море цветов. Не дождавшись девушек, подхожу к проводнику и спрашиваю, давно ли сделали такую удобную вещь, как совмещенный пограничный контроль (не путать с совмещенным санузлом). В это время по соседней платформе возвращаются несколько пограничников (все с желтыми крестами) и с ними тот пятнистый парнишка со своим пятнистым эрделем. Теперь до меня доходит, что это нарко- и тротилоконтроль. Я еще раз бросаю взгляд на тот щит, где флаги и узоры, и с удивлением замечаю, что статуя Ленина, стоящая сбоку, выглядит как-то странно. Приглядываюсь, да на нем разлапистая папаха. Тю, да зто - не Владимир Ильич, а Богдан Хмельницкий или какая-то Мазепа. Оглядываю более внимательно «новое под старое» здание вокзала и тут только вверху рассматриваю «Хутор Михайловский». Как же так? На вокзальных часах - 6.50, но в расписании, что я смотрел вечером, четко было: Суземка - 6.32 - 7.00. Вот оно расписание на двери,  да, Суземка - 6.32, ой, Хутор Михайловский - 6.40 (по украинскому времени). Проводник второй раз, как тупому, объясняет, что все было как обычно, - в Суземке сначала прошел пограничник, затем таможенница. И здесь пограничники прошли, у них форма похожая, только эмблемы разные, а вон тот в черном - их таможенник, а наши - в серых костюмах (поезд Киев-Москва в этот раз обслуживался московской бригадой).  Проспал!!!  Мне ничего не оставалось, как выругаться в свой адрес самым страшным финским ругательством «сатана перкеле!». Впрочем, так же, как используемые мною немецкое «доннер вэтэр!» или английское «год дэм!», все они в переводе на русский язык означают «черт возьми!».  Со злостью засунул подготовленный к передаче экземпляр «Границы» в сумку с едой, лег, попытался заснуть, не получилось. Встал, перекусил, хихикнул над собой, достал тетрадку, ручку, написал «Последняя серия», а дальше - то, что вы сейчас прочли. Что ж, следующей весной будет очередной заход?
 
13.09.03 с 8.00 до 17.00. (Дорога до Киева и дальше – автобус до Саврани)

        Увы, теперь все удобные мне поезда в Суземке не останавливаются и Николаю я больше не звоню. А  в Брянске  вся таможенная служба – мужики, глаза б мои на них не смотрели. Так что, ныне ни радости, ни волнения при пересечении границы с Украиной я не испытываю, сплю, как сурок, старый стал…
                25.08.2010           Милая сердцу Андреевка.

                P.  S.
         Признаюсь, один вопрос в голове сидит, ну, зачем я закавычил тот текст о моем сорвавшемся празднике, зачем "озвучил" ту прозу жизни, что мне досталось из-за лишних 30 минут сна? И тем самым еще раз подтвердил, что мне ближе известный Вам герой - маленький человечек, смешно размахивающий руками и разлаписто шлепающий большими ботинками, которого все время подстерегают неприятности... И он их, вроде, преодолевает и уходит из  кадра непобежденный, но мы-то знаем, наверняка, через 50 метров ждет его открытый канализационный люк на тротуаре... 
Все, решил, после первого же согласия читателя на сокращенный (хэппи-эндовский) вариант, убираю все, что было ниже "последнего безмятежного праздника в моей жизни". Только, чур, никому не говорите, что на самом деле у меня этого праздника не было. Договорились?