Бацька под прицелом

Вадим Довнар
Стали известны сенсационные  детали сценария свержения Лукашенко

Конфликт Москвы и Минска выходит на финишную прямую. Как утверждают информированные источники в белорусской столице, Кремль принял решение о свержении президента Лукашенко. Как стало известно «ВВ», окружение Александра Григорьевича уже в курсе, кто и когда с подачи Кремля станет новым главой государства.

«Что за война, если жертв нет?»

Если верить информации из Минска, становится понятно, что имел в виду Владимир Путин, комментируя информационную войну между Москвой и Минском. «Что за война, если жертв нет?» - сказал чекист в июле. Похоже, что Александру Лукашенко придется этой жертвой стать.
Момент для его отрешения выбран удачный: нынешней зимой в Беларуси должны пройти президентские выборы. Стремясь ограничить время своих оппонентов на предвыборную кампанию, Александр Григорьевич перенесет голосование с февраля на декабрь. Дата, как ожидается, будет названа подконтрольным президенту парламентом в самое ближайшее время. (Уже известно, что внеочередная сессия Национального собрания назначена на седьмое сентября).
Впервые за всю историю своего существования оппоненты «бацьки» могут выдвинуть по-настоящему единого кандидата. Им станет бывший ректор Белорусского государственного университета Александр Козулин, которого уже сейчас активно пиарит газпромовский телеканал НТВ. С таким решением коллег по оппозиционному лагерю не согласится только Партия БНФ, выдвигающая своего претендента. Но авторитет и массовость этого старейшего национального объединения уже давно оставляют желать лучшего. После объявления очередной «элегантной победы» Лукашенко, оппозиция выведет людей на улицы. А поскольку с 1994 года в Беларуси никто не знает, каковы реальные результаты судьбоносных голосований, ничто не помешает оппозиционерам объявить: победу одержал Козулин. Неприятным сюрпризом для официального Минска станет и непризнание Москвой «официальных» результатов голосования.
Акции протеста станут бессрочными, столкновения оппозиционеров со спецназом постоянными и жестокими. И дойдет до пролития крови. Кстати, о том, что такое возможно, Лукашенко обмолвился еще весной во время выступления в парламенте. В его устах это звучало так: «мы будем вынуждены защищать страну». Однако такая «защита» переполнит чашу терпения многих белорусских чиновников, которые и без того годами живут в постоянном страхе перед Александром Григорьевичем. Открытое «брожение» окружения президента и откровенный саботаж его решений в конце концов закончится свержением главы государства.

Портрет бацькоубийцы

Следует заметить, что кандидатура на роль «сменщика» Лукашенко подобрана Москвой едва ли не идеальная. Во времена, когда Александр Григорьевич был сторонником тесной интеграции с Россией, Александр Владиславович являлся главой главного белорусского вуза, что тогда в РБ приравнивалось к должности министра. Входил в «ближний круг» Лукашенко. После того, как в 1996 году в Минске прошли массовые выступления против союза с РФ, Козулин активно исключал из «своей» обители политически активных студентов, а сотрудники КГБ чувствовали себя в БГУ как дома. Однако незадолго до президентских выборов 2006 года Лукашенко неожиданно для многих снял его со всех постов, и чуть было не упрятал за решетку за якобы некие нарушения в хозяйственной деятельности вуза. Поговаривают, что гнев президента был вызван активными переговорами Александра Владиславовича с Кремлем и «перевербовкой» белорусских чиновников. Первое, что сделал Козулин уйдя в оппозицию, стал во главе социал-демократической партии, которую не создавал, но часть членов которой нашел чем заинтересовать. В результате партия раскололась, а бывший ректор стал кандидатом в президенты. В этом качестве он запомнился многим как талантливый имитатор манер Лукашенко. Кроме того, именно Козулин был первым, кто на всю страну рассказал в телеэфире о внебрачных связях президента и существовании у него незаконнорожденного сына. Требовал он также у «бацьки» отчета, куда тратятся средства от торговли оружием, беспошлинной перевозки товаров и т.д: «Александр, где деньги?». Хотя в отличие от Лукашенко Козулин знает белорусский язык, но даже на митингах предпочитал выступать на русском. При этом он не сказал ни одного плохого слова о России и ее властях. Не удивительно, что многие в Минске считали, что даже охраняют Козулина сотрудники «Газпрома». Впрочем, когда во время одной из акций протеста кандидат в президенты был арестован за «организацию беспорядков», охрана ему не помогла. В тюрьме он провел два года, в течение которых несколько раз объявлял голодовку, добиваясь рассмотрения «белорусского вопроса» в Совбезе ООН. И таки добился! В конце концов, под давлением Европы и Запада власти вынуждены были выпустить его на волю. С тех пор о нем ничего не было известно. Говорят, жил и работал в Москве.

«Ахиллесова пята» Кремля

Остается добавить, что единственным сомнительным пунктом московского сценария является способность лидеров белорусской оппозиции массово вывести народ на улицы. После подавления бунтов 1996 года белорусы демонстрируют удивительную пассивность. Ни один наблюдатель не возьмет на себя смелость назвать количество потенциальных участников акций протеста превышающее 10 тысяч человек. А с таким числом активистов, как известно, революции не делаются. Правда и Москва никогда прежде столь откровенно не демонстрировала своего недовольства «бацькой», не вела информационных «войн» и не готовила своего кандидата. Как бы то ни было, а это существенные факторы, способные подтолкнуть апатичных в массе своей белорусов к борьбе с авторитаризмом. Но захотят ли наши соседи вести ее в интересах Москвы еще большой вопрос.