Остров Сокровищ...

Александр Терентьев
По следам одноногого Сильвера…

   …Почитатели творчества В.С.Пикуля хорошо знают, что в процессе написания очередного романа писатель частенько отвлекался от основной работы и, захваченный каким-либо интересным фактом или не менее интересной исторической личностью, в два-три дня создавал то, что он сам называл «миниатюрой». Эти миниатюры можно назвать своеобразными заметками на полях его прекрасных романов. Известно почитателям и то, что Пикуль по мере сил старался точно следовать всем известным фактам и историческим реалиям. А это, поверьте, не такое уж и простое занятие. Можно при написании романа о временах Екатерины Великой ввести в круг действующих лиц выдуманного гвардейского офицера и приписать ему массу подвигов во славу «матушки России и Ея Императорского Величества», но нельзя слишком уж вольно обходиться с реальными персонажами. Если «такого-то мая такого-то года» Екатерина находилась в Петербурге, то никак нельзя «загнать ее на воды на Кавказ»! Пикуль для своих романов составлял так называемые «почасовики»: где, кто, когда и что делал, какие события происходили. Точно так же уважающий себя и читателя автор будет следовать правде в любых мелочах: от описания цвета мундиров суворовских чудо-богатырей до привычек турецких чиновников Великой Порты – все должно соответствовать истине. Так что написать приличный исторический роман – это действительно огромный труд, «это вам не ешака купить»! Недаром библиография пикулевских романов насчитывала и по полусотне, и по двести с лишним книг…

   Сегодня, при наличии Интернета и огромного объема справочных материалов, Пикулю было бы писать намного проще, чем в 60-80-е. Правда, есть и ложка дегтя в этой бочке меда: вся эта громада материалов частенько вызывает сомнения в достоверности…

   Лет шесть назад довелось мне придумывать детективную историю, которая немного позднее вышла в виде книги «Дикие гуси». Для сюжета требовалась какая-нибудь ценная историческая реликвия. А почему бы не пистолеты с известной дуэли Пушкина с Дантесом, подумалось мне тогда? Детективная история потихоньку сочинялась, но вдруг мне и самому стало интересно: а где же сегодня находятся эти пистолеты, какова их судьба? Результатом «расследования любопытного дилетанта»» стала впоследствии статейка «Непростая история», которую вы можете прочесть на этой страничке.   

   …А на днях попался в руки журнал «Свет», в котором была опубликована статья В.Полеванова «Благословенная страна «харе маару»» - о путешествии на о.Таити. Под одной из фотографий помещена подпись: «Остров Муреа – с него Р.Стивенсон писал свой «Остров сокровищ»!» И надо же такому случиться, что одновременно с журналом на глаза попалась газета, в которой рассказывалось о неком острове в Карибском море, «на котором происходили описанные Стивенсоном приключения». Поскольку от о.Муреа до о.Пинос по словам классика «дистанция огромного размера», стало интересно: так где же правда? Какой из островов описывал писатель в своем знаменитом романе?

   Для начала смотрим биографию писателя. Роман вышел в свет в 1883-м году. До этого события Роберт Льюис успел родиться в 1850-м, окончить школу и Эдинбургский университет, поколесить по всей Европе, где во Франции и встретил «Франсес Матильду (Вандегрифт) Осборн, американку старше его на десять лет, увлекавшуюся живописью. Разъехавшись с мужем, она жила с детьми в Европе. Стивенсон ну очень крепко полюбил ее, и как только развод был получен, 19 мая 1880-го влюбленные сочетались браком в Сан-Франциско». Вот для любимого пасынка Ллойда Осборна и была придумана история о поисках сокровищ «страшного пирата Флинта».

   В распоряжении Стивенсона были несколько источников, повествовавших о похождениях Черной Бороды, Моргана и прочих «благородных пенителей морей». Кстати, сам Стивенсон открыто признавал, что ему немножко неловко, так как образ Билли Бонса, старого пирата, он «списал» с подобного героя Вашингтона Ирвинга, очень известного в то время американского писателя. В романе читаем о том, что Флинт «в страшных муках умер в Саванне от рома». Саванна – город на юго-востоке США по соседству с Флоридой. Там же неподалеку протекает и река Флинт. Да и «исконно пиратскими краями» издавна принято считать район Карибского моря, если отбросить более ранних разбойников Средиземного и прочих морей. А уж никак не далекие острова Таити и Муреа, на которых пиратам Черной Бороды, Моргана и Дрейка вообще-то и грабить-то было некого! А вот остров Пинос (с 1978 г. – о.Хувентуд ) вполне мог стать хранителем «пиратских сокровищ».

«Вокруг света» пишет:
   «Природа острова Сокровищ, его бухты и горы как будто списаны с острова Пинос. Видимо, именно здесь, в бухте Сигуанеа, когда-то бросала якорь “Эспаньола” ( в романе – «Испаньола». А.Т. ) Есть тут и маленький островок, прикрывающий вход в бухту, Моррильос-дель-Диабло, в романе — остров Скелета. Название одного из холмов стивенсоновского острова Подзорная труба — холм с таким названием есть и на Пиносе. А еще Пинос — единственный из островов Карибского моря, на котором растут сосновые леса. Именно их описал Стивенсон в своем романе. Интересно, что когда в 40-х годах ( прошлого века. А.Т.) за Пиносом уже утвердилось неофициальное название — остров Сокровищ и первые кладоискатели стали прочесывать его в поисках богатой добычи, на южном побережье были найдены остатки бревенчатого форта, очень похожего на тот, в котором Джим Хокинс и его друзья спасались от пиратов Джона Сильвера…»

   В биографии писателя на «Википедии» читаем, что с 1890-го года он обосновался на Самоа. Другой интернетовский источник сообщает: «В 1880-м Стивенсону был поставлен диагноз – туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия) и в 1887–1888 гг. Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк. Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, экономии ради решив надолго обосноваться в тропиках. Свое владение он назвал Вайлима (Пятиречье). Климат острова пошел ему на пользу: в просторном плантаторском доме в Вайлиме были написаны некоторые из лучших его произведений. В том же доме 3 декабря 1894-го он скоропостижно скончался…»

   Таким образом, получается, что с о.Муреа, соседствующим с о.Таити, Стивенсон вряд ли был знаком до 1890-го года. И если в «Острове сокровищ», вышедшем в свет в 1883-м г., и описан какой-либо «взаправдашний» остров, то, скорее всего, это все же о.Пинос-Хувентуд у берегов Кубы…

   А более точный ответ, думается, нужно искать в дневниках и бумагах из архива писателя (если таковые существуют и опубликованы) и в развернутых биографиях, написанных серьезными исследователями творчества и жизни Стивенсона... Кстати, если в вашей домашней библиотеке есть старая книга о Стивенсоне, некогда выпущенная «Молодой гвардией» в серии «ЖЗЛ», то, возможно, ответ можно отыскать именно там… В любом случае, автор этих строчек будет весьма признателен, если кто-либо из читателей поделится какими-либо проверенными и достоверными сведениями по этой теме – думается, истину всегда проще искать «всем миром»…

P.S. * В одной из биографий писателя читаем: "19 мая 1880 года в Сан-Франциско Стивенсон сочетался браком с Фанни, а 7 августа, ровно через год после того, как он сел на "Девонию", направляясь в Нью-Йорк, он вместе с женой и пасынком Ллойдом Осборном отплыл из Нью-Йорка в Ливерпуль..." И если "Остров Сокровищ" Стивенсон писал в "шотландских да аглицких краях", в годы, когда о путешествии к островам далекой Океании он еще и думать не собирался, то, вероятно, можно смело задавать вопрос: "И причем там вообще о.Муреа?"

  ** " Хотя книга начала выходить «с продолжением» ( в журнале для подростков "Янг фолке" ) еще до того, как Стивенсон покинул Англию, закончил он ее в Давосе, в Chalet am Stein (Дом на скале), который они с Фанни арендовали на зиму. Они приехали в Давос 18 октября 1881 года, и в «Моей первой книге» Стивенсон рассказывает, что именно там он «однажды утром сел за неоконченную повесть» и, «вновь захлестнутый волной восторженного рвения», дописал ее с прежней скоростью – по главе в день."   
   Р.Олдингтон. Стивенсон. Портрет бунтаря.

Стивенсон. Портрет бунтаря.
автор Р. Олдингтон.
ЖЗЛ Выпуск 7 ( 527)
Изд "Молодая гвардия"
Москва 1973 г.

"Под флагом Катрионы". Леонид Борисов - тоже о Стивенсоне...
Детская литература, 1969 г.
Лениздат, 1981 г.