Футбольно-хоккейная сущность Николая Кубасова

Сергей Лелеко
Время мчится вперёд, всё меньше свидетелей  послевоенного Тюменского футбола и хоккея.     Слава Богу,  удаётся  ещё  найти  документы,  характеризующие некоторых  тружеников  тыла,  в частности железной дороги,  как  заядлых  футболистов   и хоккеистов.   Причём,  как  уже подчёркивалось в прошлых публикациях о Тюменском «Локомотиве»  1946 года  ( а  я  всё  ещё о нём),   этой   «болезни»   были  подвержены  работники  железной  дороги  всех  рангов    и  служебного  положения  – и  слесаря, и паровозные машинисты с их  помощниками, профсоюзные  работники  и  учителя,   и   даже  начальник станции Тюмень   Николай   Иванович    Кубасов,    о  котором и сегодняшний рассказ.
Фигура нашего героя, в своё время весьма известная по производственной части, теперь крепко забыта,   хотя о нём есть   прекрасный  очерк  в  книге  «Жизнь и судьба моя – железная дорога»  (Очерки о людях Свердловской ж.д. 2003 год; о футболе там – ни слова).    Энергичный, знающий  специалист   от  трудностей  своей  работы  не  бежал – он  их  умел   преодолевать.   Напомню,  что речь идёт  о  годах сороковых  и  пятидесятых,  когда  железные  дороги  в тылу  были  почти  как  на войне,   на   военном положении.     Но вначале,   кратко,    о  нём    самом, родившемся в курганской деревне в 1917 году.   Многодетная  семья  волостного  писаря,   после скоропостижной  смерти  отца,   на фоне жёсткой ломки социальных устоев прошлого,  вмиг  стала нищей;  малолетний  Николай  с братьями и сёстрами научился выпрашивать подаяние по соседним сёлам.     Затем  семья,  как многие тысячи других подобных,  частично разбрелась,  и  при матери остались   только  двое  –  самый младший    и   старшая сестра,    сумевшая   утвердиться     в  комсомоле.    По этой причине они и переехали в Тюмень,  где    Коля   закончил  известную   пятидесятую   школу,   а   затем  сумел  поступить   в  Новосибирский  институт инженеров  железнодорожного  транспорта.   Выбор  его  определился  простыми  расчётами:  «сидеть  на  шее»  у  мамы  и сестры  он  не  мог,  а  в  ВУЗе  транспортном  давалось  не  только прекрасное образование и специальность,  но  и  стипендия  и обмундирование…
Сведений о том,   когда  Николай  Кубасов  впервые  познакомился с мячом футбольным   и хоккейным у меня нет: есть только косвенные,  призрачные догадки.  Район  железнодорожной станции,  где жили Кубасовы  и  где  находилась школа,  был «болен» этими видами спорта.  Под боком у всех страждущих «лавров победителей» - стадион «Локомотив».   Не  мог парнишка быть хуже других,  не мог.   Играл – уверенность «стопроцентная».   В   железнодорожном  ВУЗе  спорт всегда – особенно  в предвоенные годы, конечно же,  был на первом месте.  Значит и там Николай не отсиживался «в запасе».  Так что к окончанию института  в  1942 году –   в тяжелейшее для страны  и   её  транспорта  время,  молодой  движенец   Н.И. Кубасов,  получивший  назначение дежурным по станции  Тюмень  и  «броню» от  призыва на фронт,   имел  солидную  закалку   не только производственную,  но  и  разностороннюю спортивную.  Но…  это, опять же, пока догадки!
К слову,  скупые строчки  документов, найденных в архиве Тюменского отделения Свердловской  железной  дороги,   подтверждают  тот  факт,   что  это  был  «крепкий   парень»: производственные практики он проходил с отличными оценками:   в   1939 году – помощником машиниста паровоза,  в  1940-м – дежурным по станции,  в  41-м – поездным  диспетчером.   Что за   год  был   1942-й  и  что такое  была  для движения поездов  с грузами для  фронта  станция  Тюмень,  долго объяснять нет смысла:  это был один из важнейших  транзитных пунктов между охваченной войной европейской частью страны и работавшей на оборону Сибирью и Дальним востоком.   Эшелоны  должны  были  следовать  в обоих направлениях  без  сбоев,   так что   на дежурном по станции ответственность была огромная.   В  те  времена  «виноватых»   находили очень  быстро;   значит,  любая ошибка,  даже стечение обстоятельств,  могли привести не только  к  снятию с  должности , но  и  к чему-то  похуже…     Вчитываюсь  в  выцветшие чернила его анкеты,   в   которой  упоминаются  два  взыскания,   полученные  им   зимой  1942 года: первое – «За срыв отправки  грузового поезда на три (!) часа»,   второе – за размороженный  ледник.   А ведь могло быть  гораздо  хуже  выговоров  –  стоило  только  «подвести базу»…    Могу  себе   представить ситуацию: мороз градусов под сорок, при смене паровоза что-то где-то  у  сменного  локомотива  перемёрзло,  или  вода, например,  в   гидранте  -  и всё!   Отогревать паром,  горячей водой,   да если ночью…   Время в такой момент идёт быстро,  а график,  конечно,  ломается.   Но  были    и поощрения за ударный труд.    Бог  миловал  Николая  Ивановича,  и начальники были  хорошие,  раз  уже  в  1943-м   его назначают  начальником  станции Тура – перевалочного, между прочим,  пункта  с  водного  на железнодорожный транспорт   в   то далёкое время!   На этом ответственном посту он трудится до начала 44-го,   а затем назначается поездным диспетчером.  Что это за работа вряд  ли   возможно пояснить  кратко  в  небольшой  статье,  но  скажу,    что  в  руках    этого специалиста  круглосуточно  всё движение поездов на отделении  железной  дороги.   Прибавить сюда  военное положение,  введённое   на железных дорогах  СССР  с  15 апреля  1943  года,   и  станет понятна,  может  быть,   вся  мера ответственности  за  результаты  организации  бесперебойного  движения  поездов.     Видимо, инженер-лейтенант движения (такое ему было присвоено железнодорожное звание в то  время)    Кубасов  с обязанностями диспетчера справился,   раз  в  1945-м  он  назначается заместителем  начальника,  а  в  1946-м -  начальником  станции Тюмень.
Теперь, прочитав написанное,  сам себя спрашиваю: а при  чём здесь футбол,  хоккей, если была война  и тяжёлая работа?   А  вот в том  то   и   дело,   что  всё написанное  о трудах  Николая Кубасова,  является всего лишь фоном к его футбольно-хоккейной сущности – позволю себе такие слова.    Думаю,  что  не без оснований;  тому свидетельство  –  заявочные списки «Локомотива», рассказы  моей  прекрасной собеседницы  –  свидетельницы настоящих спортивных подвигов послевоенной  команды   ДСО  «Локомотив»,   уже  описанных  мной  в    «Тюменском  курьере», Зинаиды Ильиничны Ширко,   вдовы  вратаря команды  Бориса Ширко  -   да  да,    этот  человек  каким-то образом,   конечно  же  и   во время  Великой   Отечественной  тоже   ( ведь известно,  что футбол и хоккей в городе был  и  развивался все эти тяжкие годы!),  умудрялся  находить  время на эти прекрасные увлечения!   Конечно,  все были молоды, сильны  и  рвались  соревноваться – всё это  понятно.    Причём,    начальник  станции   Кубасов  не  всегда  имел  возможность   принять участие в играх – это тоже факт.   Но то,   что вместе с командой этот командир  производства  часто бывал в гостях   в  доме Ширко  –  тоже  факт,   причём   замечательный  и   неповторимый!  Представьте себе на секунду такое… сейчас?!  Начальник  станции  Тюмень,   играющий  в  футбол  и  хоккей  с вышеперечисленными  тружениками,   после матча являющийся  в  гости  вместе   со  всеми  к  бригадиру слесарей  Ширко  отпраздновать,   к  примеру,  победу  в  игре  на первенство города  или  Области…?!   Утопия, «прикол»?!     Но так было!
         
             С тех замечательных и очень далёких времён сохранился один фотоснимок 1949 года,  где начальник станции Кубасов Н.И.  стоит в составе хоккейного «Локомотива»  -  на фото футбольной команды 1946 года его нет по простой причине – не смог участвовать в той игре.    Думаю, что есть смысл перечислить всех хоккеистов того состава справа налево:   Н.Кубасов    (было или не было «прозвище» - не известно; может быть из уважения, и не «приклеилось»),  Д.Нолин,  Г.Грюнвальд («Гоша» - главный «заводила» и руководитель ДСО, о котором рассказ уже был),    Е. Логинов («Жека» - рассказ о нём в «Курьере» уже напечатан),   Н.Первухин    (лицо  этого профсоюзного работника плохо видно),  А.Ковалёв,  Д.Турлаков   (о знаменитом  с довоенных времён «Митюсе» - командире  воздушного  судна  ЛИ-2  в  то время,  уже рассказано читателю),      Г.Колмогоров («Гриба» - в то время профсоюзный работник на железной дороге),  А. Бронников,  В. Игнатьев  («Американец» в то время был  школьным учителем),  Б.  Ширко    ( о  Боре «Курьер»  тоже  уже повествовал).
Нашёл время начальник станции сыграть ту игру: через год он станет заместителем начальника  Тюменского отделения,  а  в  54-м – талантливого управленца выдвинут в управление Свердловской железной дороги на должность заместителя начальника службы движения.  С того момента он покинет  ставший ему родным город,  с  его друзьями и партнёрами по команде, болельщиками и стадионом «Локомотив». Теперь в наших архивах уже ничего не найти про этого человека и  спортсмена.    Только продолжив поиски  дальнейших спортивных путей   Николая   Кубасова    в Свердловске,  а  затем  в  Москве,   где он учился в Академии железнодорожного транспорта полтора года,   в   Улан-Баторе, где он помогал монгольским друзьям   в   становлении  своего железнодорожного хозяйства  до  1960 года,  и  можно узнать об окончании его любительской футбольно-хоккейной карьеры.    Уверен,   что это возможно  и  необходимо;   можно только сожалеть,  что  сам Николай Иванович,  как и все его партнёры и тогдашние друзья, никогда   не считал своё увлечение чем-то серьёзным или значимым.   Не его  вина,  конечно,  что в те годы вообще никто не понимал,  что их игра  и  борьба – это и есть живая история Тюменского футбола и русского хоккея.
Николай Иванович Кубасов за труды на благо Победы получил медаль «За доблестный труд в  Великой Отечественной войне»;   на конец  1945 года (по архивным данным) имел восемнадцать поощрений.  Могу предположить,  что у него в мирное время наград значительно прибавилось,   в том числе и зарубежных.    После возвращения  в  Свердловск  из  МНР  ему поручались   ряд ответственных постов –  до выхода на пенсию  он трудился главным инженером грузовой службы  более  17  лет,  отдав много сил  совершенствованию  и  развитию ключевой на  дороге отрасли.  Стал “Почётным железнодорожником”. Не усидев дома после шестидесяти,  стал уполномоченным по чёрным металлам и  занимался этим важным делом ещё более 20 лет!
Этот человек с очень энергичным характером не мог жить без любимых видов спорта; можно только сожалеть о том, что пока не удалось найти в Свердловске ни его,  ни его родных. Так бывает: но надежды на продолжение этой истории человека и  Тюменского спортсмена я не теряю…