Наш заповедник. 1. Нутрии

Виктор Сорокин
Наш заповедник. Нутрии

В 27 лет у меня уже сформировался принцип взаимоотношений с человеком и природой: половина всех природных ресурсов планеты должна быть отведена под заповедники пропорционально каждому природному фактору. Поэтому, когда в нашей собственности оказывался кусочек земли, я старался выделить из него неприкасаемую зону, где хотя бы воробей мог чувствовать себя независимым от человека.

И вот когда к пенсионному возрасту мы приобрели роскошный участок земли под строительство нового дома, то соток пять (процентов десять от всей площади) приречных джунглей отвели под самый настоящий заповедник. В нем из заметных тварей жили или живут ежи и ужи, ласки, белая и серая цапли, водяные курочки; о лягушках, жабах, тритонах и мелких птицах я уж и не говорю.

…Шесть лет назад, после строительства дома, я решил укрепить ивовыми посадками берег реки, к которому примыкает участок, ибо за год до нашего появления здесь река снесла половину высокого песчаного пригорка. Для этого я повтыкал в дно реки ивовые палки двух-трехметровой длины и толщиной с палец.

Однако вскоре я обнаружил, что все посадки были кем-то срезаны у самой поверхности воды, так что мой труд пропал даром.

Конечно, мы не раз видели в реке, на не очень близком расстоянии от себя, каких-то водяных зверьков, в коих я не разбирался: то ли выдры, то ли водяные крысы…

То, что у нас на участке живут какие-то звери, мы узнали еще в период строительства дома – когда жили (в нескольких шагах от нашего участка) у нашей подруги Нины Некипеловой. Один из двух Нининых котов по имени Тимур очень любил свободу и нередко пропадал вне дома по нескольку дней. Однажды он исчез на целую неделю. И вот, продираясь по прибрежным джунглям, я обнаружил труп Тимура недалеко от входа в нору, в которой, похоже, жили какие-то звери. По-видимому, Тимур решил позавтракать молодыми детенышами, да получил смертельный приговор от главы стаи…

А в октябре я стал замечать, что стала исчезать падалица из-под яблони, растущей недалеко от реки. И однажды я застал «воров» на месте преступления: при моем подходе звери (которые, как выяснилось позже, оказались нутриями) выстроились в цепочку – папа, мама и около пяти детей гуськом поковыляли к воде…

Года через три, поливая посадки, я, не рассматривая дорогу,  подошел к району норы и… оказался рядом с пятком зверей, размером с кошку. Они смотрели на меня с таким невозмутимым спокойствием, что я оторопел. Между тем звери не спеша спустились к воде и, по всей вероятности, спрятались в норе.

Растет в нашем саду золотая китайка. Но то ли почва, то ли климат чем-то ее не устраивает, и молодые плоды, наполняясь «водянкой», в большом количестве опадают на ранней стадии созревания. И стал я замечать, что с какого-то дня падалица стала исчезать. Вернее, не исчезать, а кто-то яблоки объедал так аккуратно, что от них оставались только сердцевинки в сантиметр в поперечнике. От реки яблоня отстоит на пятьдесят метров, так что речные грызуны были вне подозрения.

Но однажды я подошел к яблоне, и от нее шарахнулся темно-коричневый зверь и, прошмыгнув под проволочной оградой соседнего пастбища, скрылся в зарослях осоки.

А недели через две я вижу, как в пяти шагах от окна «нутряной» папаша продефилировал к нашей лучшей яблоне, снизу доверху усыпанной яблоками. Подобрав падалицу, нутрия спустилась в заросшую травой водосточную канаву и по ней убежала к реке.

Перелом в отношениях с нашими зверьми произошел этим летом, когда я стал подкладывать у норы яблочную кожуру и огурцы, сопровождая свое появление посвистом. И через несколько дней, соблазненные лакомством, нутрии стали по свисту собираться у места кормежки. Постепенно они так осмелели, что вытаскивали кожуру из коробки, не дожидаясь, пока я высыплю ее на землю, и терпели мои прикасания к их спинам.

В природе нутрии питаются побегами аира, ириса, какой-то травой, но в первую очередь побегами ивы и ежевики. Интересно, что землянику нутрии не едят, а вот близкий родственник ежевики – костяника (родом из-под Можайска) пришелся им по вкусу…

Нутрии с удовольствием едят почти все огородные овощи, но самым большим лакомством для них является неизвестный сорт летних яблок, который десять лет назад я купил в Ивантеевском питомнике и привез домой (во Францию). Да оно и не мудрено: все, кого мы угощали этими яблоками, в один голос заявляют, что это самые вкусные яблоки! Тарелка этих яблок наполняет комнату таким же сильным ароматом, как и большой  букет жасмина. Кожура яблок темно-красная, и красная «краска» прожилками проникает в мякоть почти до сердцевины. И что важно: насыщенный сладко-кислый вкус не набивает оскомины! Вот бы узнать название этого фантастического сорта! Интересно также, кто его создал?..

В истории с нутриями мне нравится один момент: мы поддерживаем с дикими животными добрососедские отношения, но в то же время не заменяем им дикую жизнь жизнью домашней, прирученной. Именно так мы хотели бы поддерживать отношения и со всеми другими животными: чтобы слабые животные нас не боялись, у сильные – уважали.