Госприемка

Виктор Дущенко
Середина восьмидесятых годов двадцатого века. Мы работали в Туркмении на объектах министерства мелиорации и водного хозяйства СССР. Естественно, в республике эти объекты находились в ведении одноименного министерства. Каждый объект, как во время строительства, так и при сдаче в эксплуатацию контролировался и принимался заказчиком. Заказчик – это дирекция строящихся водохозяйственных объектов. Это ведомство является распорядителем выделенных денежных средств на строительство объекта. Есть еще организация – подрядчик. Подрядная организация вела подготовительные, строительные, пескоукрепительные и другие работы. Она же сдавала объект заказчику. Представителями дирекции были так называемые инспектора-приемщики. Мы же – субподрядчики. Наше дело взрывные работы. В одном из районов мы строили при помощи взрывной технологии магистральный дренажный коллектор. Начальником участка в этом районе у нас работал Александр Иванович. А приемщиком от дирекции был инженер-мелиоратор Джума. Только имя его помню. Это рослый, крепкий мужчина наших лет. Добродушный, спокойный, нормальный адекватный человек. Один раз в квартал они вдвоём, а иногда привлекали и представителя подрядчика, выезжали на строящийся дренажный коллектор с плановой проверкой качества и объема строительства. Расстояние до него было километров за сто. По пескам на автомашине – вездеходе этот путь туда и обратно за один день не преодолеешь. Значит, там приходится ночевать. На объекте имеются вагончики наших рабочих и механизаторов подрядчика. Так что было, где переночевать. Джума человек крепкий. Продукты питания и водку употреблял в количестве, соответствующем его росту. Поэтому во время таких инспекторских поездок Александр Иванович всегда запасался в дорогу достаточным количеством еды и водки. Надо сказать, Александр Иванович тоже не маленького роста. Однажды эта поездка совпала с транспортировкой взрывчатки на объект. Выехали рано утром. В колонне шли несколько грузовых машин, среди них служебный УАЗ Александра Ивановича, в которой они ехали вместе с инспектором. В этой автомашине было много еды и один ящик водки. Ехали, пока не захотели кушать. Остановились, расположились на песке. Выпили, пообедали. Попили чаю. Поехали дальше. Через часик Джума попросил:
 - Саша, давай остановимся, попьем чайку. В такую жару действительно пить постоянно хочется. Опять остановились. Конечно, пока разожгли костер, поставили чай, пришлось им выпить, закусить. После чая поехали дальше. Едешь, потеешь, из организма выходит и влага, и алкоголь. Через час опять та же история:
 - Саша, давай чаю попьем. – В общем, дорога длинная и тяжелая.

И вот такая картина. Райцентр. Начальник ПМК подрядчика, лицо заинтересованное. Он всегда сопутствовал тому, чтобы любая проверка завершалась положительным результатом. Поэтому сам отправлял их и знал, какие продукты и сколько они взяли с собой. Ближе к вечеру он увидел у продуктового магазина водителя Уазика, на котором уехали наши герои, и спросил:
 - Почему ты вернулся, что-нибудь случилось?
 - Да нет, просто меня за водкой послали.
 - Так они же целый ящик водки взяли с собой!
 - А она уже закончилась.
 - И где же она закончилась?
 - На полпути.
 - Черт возьми, в следующий раз надо два ящика загружать!

К вечеру подвезли водку и поездка продолжилась. Переночевали. Утром на кошме, расстеленной на песочке, пока не жарко, посидели, выпили, основательно позавтракали. Плановая проверка состоялась. Джума даже к траншее не подошел. Поехали обратно. Когда аналогичная проверка состоялась впервые, Александр Иванович недоумевал: столько проехать, протрястись по пескам, столько пропотеть, столько выпить чаю и других напитков, и даже не посмотреть на предмет проверки!
 Однажды Джума объяснил, почему к объекту иногда даже не подходил, не смотря на то, что столько времени тратил на поездку:
 -  Траншею вам все равно прокопают. Без нее вы не начнете работать. Вы ее зарядите и взорвёте. А когда коллектор будет готов, вот тогда и проверим его глубину и ширину по геодезическим отметкам. Выясним, соответствуют ли его фактические параметры проектным значениям. Я это знаю и мог бы туда не ехать. Но, если я не поеду на объект во время плановой проверки, то об этом когда-нибудь узнает руководство. И тогда будут неприятности. –  Это был разговор трезвомыслящего человека.

        В другом районе у нас был другой приемщик от Дирекции строящихся водохозяйственных объектов. Имя его Байрам-Ага. Он был постарше нас. Мы ездили с ним на объекты, гостили у него дома. Раньше он не пил с нами водку. Немного домашнего вина и всё, хватит. Употреблять спиртное ему не позволяло высокое артериальное давление. Вино он делал сам из домашнего винограда. Когда наступало время отделения будущего напитка от жмыхов, он сливал его в бутыли для дальнейшего брожения, а жмыхи отдавал на корм домашней птице. И ходили по двору пьяные куры. Шатались на своих куриных ногах, падали, вставали. Куры кудахтали без причины, петухи кукарекали не ко времени. Любопытное зрелище. Но с некоторых пор Байрам-Ага стал понемногу употреблять и водку. Мы были озадачены. В чем же дело? Он рассказал нам историю о том, каким образом избавился от повышенного давления.

           Где он только не был, кто его только не лечил. Никакие лекарства ему не помогали. Но однажды один пожилой фельдшер-пенсионер посоветовал ему регулярно употреблять сок свежеотжатой красной свеклы. Каждый день по полстакана. Дочь выжимала ему свекольный сок. Он пил его каждое утро. Прошло около двух месяцев. Байрам-Ага почувствовал себя лучше. Как - то утром он вышел во двор и упал. Оказалось, что у него сильно понизилось давление. Он временно прекратил употреблять сок. Давление нормализовалось. Теперь он хорошо себя чувствовал.

          Тем временем коллеги по работе ему рассказали, что из виноградных жмыхов можно делать самогон, а не выкидывать их на корм птице. Байрам-Ага кроме виноделия занялся еще и самогоноварением. Теперь куры, увидев привычную процедуру, в предвкушении легкого и веселого состояния, собирались в палисаднике, куда раньше выбрасывали жмых. Но, так и не дождавшись, расходились восвояси.
Так Байрам-Ага решил три проблемы:  вылечился от повышенного артериального давления, в доме появилась своя водка, а куры с петухами стали вести трезвый образ жизни.