Поездка в Абалак

Дмитрий Караганов
10.12.2018 г. рассказ "Поездка в Абалак" опубликован в Альманахе «Российский Союз Писателей. Проза 2018».

***

Когда вы поедете на машине из Тюмени в Тобольск и пересечёте мост через реку Иртыш, не поленитесь, сверните направо, увидев указатель «Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь». Дорога хорошая. И всего через 15 километров вы попадёте в святое для православных людей (особенно для Сибирских казаков) место, намоленное с 1636 года.
Здесь же в церкви монастыря можно помолиться Абалакской Иконе Божией Матери "Знамение", первообраз которой был написан в 1636 году протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым. Пусть эта икона не сохранилась, но с неё было сделано несколько списков, которые также почитаются чудотворными. Есть версия, что подлинник может находиться в Австралии, вывезенный туда потомками генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса,  главнокомандующего Восточным фронтом белых армий в 1919-1920 г.г.

*  *  *

Историю Монастыря и Иконы можно прочитать на многочисленных сайтах в Интернете, например:
-http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t5_1 ;
-http://www.vtobolsk.ru/abalak.shtm ;
-http://www.siberia-cossack.org/?pid=114 ;
- http://drevo-info.ru/articles/4474.html  ;
-http://WWW.PRAVENC.RU/TEXT/62410.HTML .
Поэтому я не буду пересказывать то, что любой заинтересовавшийся может прочитать и сам. Я просто расскажу о своих впечатлениях от увиденного и услышанного.

26 октября 2006 года мы в 10-58 по Тобольскому времени стояли на высоком берегу Иртыша около монастырской стены. Повезло с погодой. Стояла золотая осень. Простор широчайший…!!! По настоящему Сибирский!!!
 
Воздух такой прозрачный, что видны мельчайшие детали на десятки километров! И такой вкусный (!), настоянный на травах и прелой листве, что дух перехватывает…! Небо отражалось в спокойных водах Иртыша.  И можно было представить, что вот также на этом берегу стояла славная казачья дружина Атамана Ермака. А ведь именно здесь (!) и именно 26 октября (!), но только 1581 года (425 лет назад!), состоялась одна из главных побед казачьего отряда численностью 600 человек над  10-ти тысячным татарским войском Хана Кучума! Во истину – ЧУДО!!!

*  *  *

Уже сразу при входе в монастырь вас встречает надвратная Икона Божией Матери "Знамение", а также щит с напоминаниями паломникам.
Приведу текст полностью:
«Дорогие Братья и Сестры, обратите внимание! Вы находитесь на святом месте, освящённом явлением Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. В 1636 г. на Абалакском погосте, где по велению Царицы Небесной был построен на месте старого новый храм, здесь же в 1783 году был открыт монастырь: «Яко свято место сие, аз же неведех и рече: …место сие есть дом Божий и сия врата небесная» (Бытие 3).
Дорогие Братья и Сестры, Ваше поведение должно быть скромным, соблюдайте, пожалуйста, правила внешнего благочестия. В Церкви установлен определённый порядок, который имеет основание в Священном Писании и есть порядок Богоустановленный.
Так как мы всегда и везде пребываем пред лицем Божиим, должно нам везде и всегда соблюдать этот Завет и носить одежду, подобающую полу, одежду, традиционную для нашего народа, который всегда стремился сверять свою жизнь с Евангелием.
В Божественном откровении Ветхого Завета читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий это» (Втор. 22,5).
В первом послании к Коринфянам Апостол Павел пишет: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой постыжает свою голову…, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа» (Кор. 11,5.7).
Дорогие Сестры, приходите в Храм Божий с покрытой головой и в одежде, приличествующей женскому полу. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф. 18,7). Женщинам не следует заходить в храм: с непокрытой головой, в брюках, в шортах, в юбках неподобающей длины, с накрашенными губами, которые могут испачкать иконы, что является кощунственным оскорблением Святынь. Мужчинам не следует заходить в храм: в головном уборе, в шортах.
Подходя к иконам и святым мощам Угодников Божиих, следует два раза перекреститься и сделать два поясных поклона, затем приложиться к святыне, перекреститься в третий раз и почтительно поклониться.
Недопустимо приходить в храм в нетрезвом виде. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом – неверен и во многом».

*  *  *

Что ж…? Думаю, что данное напоминание вполне приемлемо и в повседневной жизни, а не только при посещении монастыря…

Зайдя в храм, и испросив у монаха, облачённого в старенькую рясу, разрешения сфотографировать Икону Божией Матери "Знамение" («…фотографируйте быстро, пока никого нет…»), мы потом слушали его небольшой рассказ об истории Монастыря и этой Иконы.

Да, подлинника Иконы «Знамение» в монастыре нет.  Кто-то из казачьих офицеров, с отступлением Колчаковских войск на восток под натиском красных, забрал Святыню, спасая от поругания. Доходили сведения, что она появлялась в США, но точно ничего не известно. С иконы ранее делали несколько списков. Один из них и находится сейчас в монастыре, но эта икона современного письма. Единственный старинный список, возвращения которого и ожидает Обитель, находится, скорее всего, в Австралии.

Помнит Земля Тобольская пребывание здесь и радение с 1653 по 1656 г.г. священномученика и исповедника протопопа Аввакума (Аввакум Петрович Кондратьев -1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (27) апреля 1682, Пустозёрск), находившегося здесь в ссылке.

В 1918 году в этой Обители побывала семья последнего российского императора, находившегося в Тобольской ссылке. В стенах монастырских храмов молились Николай II, императрица Александра, цесаревич Алексей, и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Стены Абалакского монастыря помнят первые и последние молитвы Григория Распутина. Здесь он отстоял службу во время своего последнего визита в Тобольск и в своё родное село Покровское перед гибелью в Петербурге.
Монастырь закрыли 19 августа 1924 года. В его стенах разместился лагерь НКВД. Заключенных расстреливали здесь же.
В 1923-25 г.г. несколько монахов были репрессированы за сопротивление изъятию церковных ценностей, в т.ч. настоятель монастыря архимандрит Аркадий (Гусев). В 1927 года в монастыре под стражей содержался священномученик митрополит Пётр (Полянский). В 1930-е годы в монастыре были размещены школа-интернат, хозяйственные заведения, в алтаре Троицкого храма — кузня, в самом храме гараж. Монастырь был передан Тобольской Епархии Русской Православной Церкви в весьма плачевном состоянии в 1989 году.

*  *  *

Территория монастыря как бы поделена на две части: по первой можно спокойно ходить всем паломникам – и мужчинам и женщинам; на вторую, за зелёной невысокой оградкой - доступ разрешён только с разрешения Игумена. Об этом предупреждает небольшая табличка, висящая на деревянной подставке, символически заграждающей дорожку из бетонных плит. Там находятся хозяйственные и бытовые постройки, братские корпуса обители, кельи монахов, послушников, жильё трудников…

В пятнадцать минут двенадцатого монахи – человек десять, в разнобой одетые, кто-то даже в пимах (т.е. валенках), с берёзовыми вениками – не торопясь пошли  куда-то… В баню что ли…?
Понятно, что в монастыре идёт реконструкция и ремонт – храмы в строительных лесах, видны следы свежей побелки, но самих строителей не было видно.
Богослужения совершаются в храме преподобной Марии Египетской, находящемся в здании монастырской колокольни; восстанавливается и Знаменский храм.
Внутри храмов – всё очень по простому, не показно, без всякого богатого убранства.
Есть небольшая церковная лавка с православной литературой, иконами и иконками, даже музыкальная продукция… Я, например, помимо Иконы «Знамение» и Иконы Небесного Покровителя Сибири Святителя Иоанна Тобольского, купил магнитофонную кассету с песнями Лидии Руслановой.
Приятно, не торопясь, пройти вдоль монастырской стены, по сути крепостной, мимо огромных деревьев, и опять выйти на берег Иртыша, наслаждаясь видом окрест…


       Пусть временное, но внутреннее успокоение, отрешенность от мирской суеты, ощущение своей сопричастности и единения с окружающим тебя пространством, не давящим на тебя пафосным величием – вот, наверное, главные чувства от пребывания в Абалаке.