Вершина Мусала

Магдалена Манчева
                "Но спускаемся мы
                с покоренных вершин,
                оставляя в горах свое сердце.
                Что же делать?
                И боги спускались на землю!"
                В.Висоцкий

         Шаг. Еще один. И еще. Отдыхаем. И снова. Шаг за шагом идем, взгляд устремлен к верху для ориентации. Еще немножко. Оптический обман. Взбираемся к верху, а он отдаляется от нас. Взяли бы и завязали его… - шутится кто-то, но не заканчивает свою речь, потому что воздуха не хватает, через минуту добавляет… - тогда вершина чертовская не убежит.
         Ветер тоже пробует вернуть нас, дует прямо навстречу, стремительным вихрем вращает высокие травы, очерчивает трассе обманчивое, как бы человеческие ноги протащили тропинку, а там пропасть. Идем по-дальше от пропасти.  Тропинка только что коснула хребта и снова заглядывает в пропасти. Там внизу прильнули озера и пожелтевшие сугробы снега.
         Вокруг кратеры, обрывы, желтовато-коричневые мышцы горы,  прямо как лунный пейзаж. Облака бросают короткие тени на этой поверхности, а ветер спешит отвеять эту конфигурацию к риду. По рукавам вершин стекаются ручьи, у пазухи задерживается еще снег, несмотря на то, что уже месяц август. Огромные камни накапливают солнечную энергию.
         Я хожу легко, как-то улавливаю ритм и успеваю смотреть и под ноги, и обхватывать взглядом всю эту неповторимую красоту вокруг. Очень важно, чтоб ноги попадали на здоровое место, на нескользкий камень, надо быстро сообразить где и как поставить левую, потом правую, это какая-то высшая математика и мне очень нравится, танец такой-то, быстрый, веселый, то налево, то направо, особенно когда спускаешься…
         Останавливаемся и человек из группы начинает указывать вершины, окружающие нас: Иречек, Алеко, Дено…
         Верх Манчо смотрит к Маришке. (Маришка, это Маричин чал, а чал, это тоже высокогорная вершина, поросшая травой) И так, смотрят они друг на друга и как бы оба вершины разговаривают между собой.
        - Ииииииииииииииииии…
        - Аааааааааааааааааа…
        Разговаривают Манчо и Маришка. А разговаривают они так, как бы слышни звуки нежной арфы, как бы несется в воздухе приятная музыка.
        - Иииииииииииииии… это звук Ума.
        - Ааааааааааааааа… отвечает Сердце.
Свобода. Простор. Крылья. Полет. Птица. Все есть  в этих звуках.
        Величавые и гордые Манчо и Маришка стоят друг против друга. А внизу, в ложбине, где бегали и буянили их дети, сейчас как в зеркале видны отпечатки детской ступени, небольшого сердца и глаз. Говорят, что в час, указанным Солнцем, там, в этих озер, сплетаются их силы.
        Манчо и Маришка – с любопытством свесили свои высокие, острые лбы над водой, от которой, тонкой нитью ведет свое начало река Марица.
        А там, где они отступили место для тропинки, они даже нежные цветы разбросали вокруг. Цветы низкие, впились в землю, чтоб ветер не унес их.
        - Иииииииииииииии… слышалось снова.
        - Ааааааааааааааа… ответило мгновенно эхо.
Эти звуки расстилаются как дугой между этими двумя вершинами, под навстречным взглядом Логоса, стоящий на Божьей вершине, на Мусалле.
        Мы взошли на эти 2 925 метров над морской высоты, заглядывая много раз назад, лаская глазами покачивающейся шелковый бархат огромного поля. В наших сетивах входило разшатаное море навстречных вершин – зеленые и рассыпчатые, они спускались с шеметом по трещинам между скалах, откатывались по куче камней Сухой реки и вместо с ними всколыхали поверхность Маричиных озер, потом выкупанные и легкие, поднимались по склону горы  навстречу, к вершине Мусала.
        Человек стоит как столпник, как святой на этой самой высокой точке Балканского полуострова, окруженный других вершин – Большой, Маленький Скакавец, Святой Дух. Задерживается долго на этом месте человек, как бы провожая Солнце, как бы улавливая его пульс. Говорят, сердце наше в этом ритме. И вот теперь мы одно с ним, в едином ритме, одним пульсом жизни.
        Мне вдруг захотелось с Солнцем сфотографироваться. Это не суета. Это от радости. Я нахожусь на пик Мусала. Это самая высокая вершина в моей родине, самая высокая не только в Болгарии, а и на всем Балканском полуострове. Достойна сфотографироваться здесь, потому что я возходила эти 2 925 метров своими ногами, не пользуюсь лифтом, подъемником, вертолетом. Когда человек рад своим постижением ему хочется петь. Да и по дороге было так – легко и радостно. Так и сейчас. Но с кем петь? Если я закричу от восторга, так сказать однократно, что получится? Нет, лучше не кричать, хотя я прекрасно знаю, что после одного мое „Эхо-о-о-о-о”, вся группа повторит, если людям сразу не захочется, то вершины повторят и „эхо” умножится.
        Я осматриваюсь с кем спеть хотя немножечко.
        Группа голодных уже вытащила все из рюкзаках.
        Группа усталых сразу легли на спине, у них и так нет воздуха, пусть отдыхают.
        Влюбленные зацеловались, они и по дороге были заняты с собой, красота вокруг не интересна им.
        Мини-группа ворчунов бормочут то-то то, то-то то.
        Ветераны обсуждают вес рюкзаков, раньше носили на спине по 30 килограммов, сейчас в хижинах все есть. Все есть, а воды нет. Снег есть, озера есть, а воды нет.
        Супер группа телефонистов сразу взялись за мобильники. Сообщают свои координаты, а потом наспех рассказывают как внизу задыхаются от жары. Августовская температура в городах остановилась на 38, вода морская нагрелась необычно, достигла неслыханные до сих пор 30 градусов. Но и здешний термометр, который летом привык подниматься немного над нуля, сегодня прямо поставил рекорд – 16 градусов.
        Солнце сейчас заходит, этот огненный круг совершенства. Оно постепенно уходит в сумерках и посылает нам свои самые нежные нюансы. Огненая плазма как живая мерцает и плавно утопается в темноте.
        На небе видны две белые рассыпающиеся ленты, это следы от самолета.
        Солнце плывет по небу и заходит за горой. Видна только половина его круга, а через минуты и ей не будет, так быстро падает за горой. Захотелось, крикнуть ему по человечески: „Не заходи! Тебе говорю! Не заходи! Там утонешь!” Но ведь ты видела,сказала я себе, как оно утром восходит. И опять поднимается оно по этому вечному кругу.
        Прошел час, а может и два. Мы так и сидели, занятые молчаливым созерцанием, наилучшая возможность слиться с природой.
        - И так, мы с вами находимся на 2 925 метров! – начал разговор один из туристов -ветеранов. Но его сразу перебил молодой человек:
        - Это не совсем точно. Высота вершины  2 925 метров и 40 сантиметров.
        - Ты что? Словно игла в щель!Скажи тогда что значит в переводе Мусала?- продолжил невозмутимо ветеран.
        - А кто не знает? Это Божия вершина.
        - Мус-алла. Это дорога к Богу! – на всяком случае выяснил ветеран.
        - В переводе должно быть - дорога к Аллаху. – репликировал оппонент.
        - Это тоже самое! – ветеран был несломим - Все под одним богом ходим, хоть и не в одного веруем.
        - А я скажу, что это место во природе каде што люди заеднички вршат одредени набожности на отворен простор! - сказал человек не из нашей группы.
        - Вот этот человек правильно сказал! – обрадовался турист-ветеран. Ему нужны были разговоры-разговоры, он не любил сидеть тупиком и „медитировать”.
        - Дорогие друзья, сейчас именно приступим к этому священному действию! – сказал он с приподнятым голосом и попросил свою жену принести пластмассовые чашечки. Разлил всем по пятьдесят и приготовился что-то сказать. В голове его что-то смешалось –перемешалось, то ли возхвалить свою „абрикосовую ракию”, сам ее сделал, то ли рассказать как ему дорога эта вершина. Он стал на ноги взволнованно:
        - Я может быть больше не поднимусь здесь, потому что я уже старый. Каждый раз говорю себе, что это в последний раз. Но вы молодые, у вас еще есть и путь, и жизнь, все сбывается! Только нужно взять решение - и вы уже на вершине! Запомните это от меня: самое главное в жизни – взять решение и выполнить его! А не как некоторые – сегодня не можем, завтра нельзя, почему не на следующей недели, и тянется это…- он вылил с грустью свой стакан на землю и объяснил – Для того, кто не успел во время  выполнить свою мечту!
        Все молчали. Облака скоростное бегали по небе, как бы ветер погнался за ними.
        Я вспомнила, что когда-то здесь была космическая станция для изучения космических лучей,  но она сгорела. Мы увидели тогда только свинцовые обломки, которые некоторые туристы брали как сувенир. Метеорологическая станция осталась невредимой, она с внешной стороны вся экранированная для защиты. Несмотря на то, очень часто все приборы выходят из строя от молнии.
        Зимой снег засыпает станцию до крыши и по лестнице вместо вверх, мы сходим к ним вниз. Метеорологи, эти физики атмосферы, рассказывали мне, что когда бывают очень сильные, ураганные ветры  им приходится завязываться веревкой, чтоб их не снесло. Там работала семья. Одну неделю дают дежурства, а потом две отдыхают. Однако во время отдыха им просто было невозможно сидеть в Софии и они поднимались снова на какой-то другой вершине „отдыхать” у своих коллег, получилась у них какая-то высочинная зависимость. А как красив восход и закат солнца! А звезды! Такой контраст и полное ощущение о совместимости с этим величавым миром. В очью диво совершается. Можешь заплакать, не от горя, а от того, что мы как-то связанный с небом, с звездами, а не можем вспомнить то, что мы  когда-то может быть знали…
        - Врядь ли кто нибудь из вас знает, что этот верх за некоторое время носил имя Сталина! – снова возбудил любопытство турист-ветеран.
        - Верх Мусала – пик Сталин? Как это я не знал! - воскликнул человек из группы голодных.
        - Не знал, потому что во весь рост под столом ходил тогда. От куда тебе знать? Это было около пятидесятых годов прошлого века.
        - Почему Сталин?
        - Такие времена тогда были. В нашем классе, например, учились две сестры - Ленинка и Сталинка. На то, что вы скажете,а? Но вы молодые, вам это время непонятно. Лучше вспомните кто (Константин)Иречек, кто Алеко(Константинов). Эти люди  ближе по времени к вам.
        - А кто этот Манчо? – заявил о себе один из целовавшихся влюбленный.
        - Это ее дед!– выявилась неожиданно жена ветерана и указала на меня.
        Все группы удивленно посмотрели в мою сторону, хотя знали мою фамилию никому и в голову не пришло, что здесь я как в своем доме. Большое дерево, сильный ветер хочет.
                (продолжение)

*Мусала - самая высокая вершина на Балканском полуострове
               
автор: Магдалена Манчева
фото авторское