Реинкарнация. Ключ к нашему прошлому

Реинкарнация (переселение душ, метемпсихоз) – это религиозно-философская доктрина, согласно которой бессмертная сущность живого существа (душа) постоянно перевоплощается из одного тела в другое. Вера в переселение душ имеет богатую историю и представляет собой древний феномен.

История реинкарнации

Исследования показывают, что за последние десятилетия количество людей, верящих в реинкарнацию, заметно возросло. Реинкарнация стала часто упоминаться в кинематографе («Куда приводят мечты», «Мумия возвращается»), современной литературе (в произведениях Толкиена, Майкла Муркока, Андрея Ветера) и популярной музыке.
В действительности метемпсихоз берет свое начало с древних времен, с начала появления первых религиозных предпосылок, когда человечество не могло постичь все законы природы собственным примитивным разумом, а наука еще находилась на заре появления. К примеру, реинкарнация впервые упоминается в Ведах – древнейших священных писаниях индуизма (переселение душ является одним из основных понятий индуизма): «О ученая и терпимая душа, после странствий в водах и растениях личность попадает в утробу матери и рождается вновь и вновь. О душа, ты рождаешься в теле растений, деревьев, во всем, что сотворено и одушевлено, и в воде. О душа, сверкающая подобно солнцу, после кремации, смешавшись с огнем и землей для нового рождения и найдя прибежище в материнском чреве, ты рождаешься вновь. О душа, достигая чрева вновь и вновь, ты безмятежно покоишься в материнском теле как ребенок, спящий на руках у матери». Описание «доктрины реинкарнации» содержится в Упанишадах - древних философско-религиозных текстах на санскрите, которые примыкают к Ведам: «Как тело растет за счет пищи и воды, так индивидуальное «я», питаясь своими стремлениями и желаниями, чувственными связями, зрительными впечатлениями и заблуждениями, обретает в соответствии со своими действиями желаемые формы».
Так или иначе, реинкарнация упоминается во многих религиях. В буддизме есть упоминание, что «просветленного состояния (буддхи) нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч лет». Согласно учению сикхизма, человек не начинает свою жизнь с пустого места - он уже существовал до своего рождения. Его прошлая жизнь, семья, в которой он родился, и место рождения определяют его индивидуальность. Человек обладает свободой воли и потому сам несет ответственность за свои деяния. В даосизме, синтоизме и иудаизме также присутствуют свидетельства о концепции переселения душ.
Считается, что христианство не принимает возможность реинкарнации. Однако существует альтернативный взгляд на историю реинкарнации в христианстве, согласно которому утверждается: учение о переселении душ принималось ранними христианами, но впоследствии было отвергнуто. В дальнейшем эта теория получила признание среди теософов XIX-XX вв. , а чуть позднее - приверженцами движения нью-эйдж.
В Коране нет явных упоминаний о жизни после смерти и перевоплощении души, потому мусульмане строго придерживаются традиционных представлений о смерти и загробной жизни. Однако частые упоминания о воскресении могут также относиться и к феномену реинкарнации. Об этом свидетельствуют следующие стихи из писания - «Он - тот, кто дал вам жизнь, и Он пошлет вам смерть, а затем снова дарует вам жизнь», «Мы сотворили тебя из земли, и Мы вновь обратим тебя в землю, и затем вновь сотворим тебя». Другими словами, сторонники реинкарнации утверждают, что Коран поддерживает учение о переселении душ и приводят как доказательство ряд цитат.
Первой же организацией, которая распространила в современном западном обществе концепцию реинкарнации, было теософское общество. Ее основательнице, Елене Блаватской, принадлежат следующие высказывания: «Каждому предоставлена возможность идти, поднимаясь от вершины к вершине, и сотрудничать с природой в деле достижения очевидной цели жизни. Духовное «Я» человека движется в вечности подобно маятнику, раскачивающемуся между периодами жизни и смерти. Это «Я» есть актер, а его многочисленные воплощения - роли, которые он исполняет».
И, наконец, следует отметить, что реинкарнация присуща верованиям народа Севера, где концепция метемпсихоза представляется в виде возвращения души к людям в облике новорожденного младенца

Механизм реинкарнации

Итак, что собой представляет процесс реинкарнации? Несмотря на тот факт, что в разных религиозно-философских доктринах этот процесс описывается по-разному, можно выделить основные черты этого явления:

1) Центральной фигурой всего этого действия есть некая сущность (дух, душа и т.д.), в которой содержится личность человека, его самосознание и внутренняя морально-этическая основа.
2) После смерти физической оболочки личность перевоплощается в новом теле через какое-то время, продолжая, таким образом, цепочку перерождений.
3) Для реинкарнации отсутствуют преграды в плане времени и места перерождения, а также половой классификации будущей личности. Другими словами, 70-летний француз, умерший в 1885 г., может переродиться в Италии двухтысячного года в женском теле, и наоборот.
4) При перевоплощении память прошлой жизни автоматически стирается. Исследователи считают, что это происходит с целью ограничения вмешательства воспоминаний в новый эволюционный процесс. Таким образом, каждая личность может начать жить с чистого листа, не заботясь вопросом о прошлой жизни.
5) Несмотря на вышеуказанный пункт, некоторые «ответвления» прошлых жизней остаются. Обычно это проявляется в поведенческих качествах. К ним относят:

- Фобии - страх перед вещами, которые нанесли травмы, увечья или привели к насильственной смерти (например, к воде, если в предыдущей жизни смерть наступила в результате утопления).
- Эмоциональные отношения с определенными людьми (вражда или дружба, любовь или ненависть)
- Предрасположение к вещам, к которым были наиболее привязаны в прошлой жизни (например, определенные блюда)
- Религиозные установки, верования и степень религиозности.
- Общие характерные черты (например, мужество).

Свидетельствами о некой информации из прошлой жизни могут быть необъяснимые следы от ранений и шрамы на теле. Кроме того, сведения о минувших перевоплощениях могут приходить во снах или с ощущениями «дежавю», а восстановить утраченную память можно также и при помощи регрессивной терапии.

Реинкарнация. Наука. Общество

В доктрину реинкарнации верили такие древнегреческие философы как Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Платон, Плутарх, Плотин, а также неоплатоники и неопифагарейцы. В некоторых древних источниках утверждалось, что Пифагор говорил о том, что мог помнить свои прошлые жизни. Цитата Эмпедокла: «Ибо как скоро всю силу ума напрягал он к познанью, то без труда созерцал все несчетные мира явленья, за десять или за двадцать людских поколений провидя». О себе же Эмпедокл говорил следующее: «Некогда я уже был мальчиком и девочкой, кустом, птицей и выныривающей из моря немой рыбой». Изложив ряд доказательств в пользу бессмертия души, Сократ в конце своей жизни заявил: «Если бессмертное неуничтожимо, душа не может погибнуть, когда к ней приблизится смерть: ведь из всего сказанного следует, что она не примет смерти и не будет мертвой!» Гераклид Понтийский излагал оригинальную доктрину о перевоплощении душ, а Филон Александрийский, комментируя Бытие 15:15, говорил, что это место Библии «ясно указывает на неразрушимость души, которая покидает свое жилище в смертном теле и возвращается в свое родное обиталище, которое она изначально покинула, чтобы оказаться здесь».

В Средние века и в эпоху Возрождения учение о перевоплощении встречается в Каббале, у Виклефа, Цвингли, Кардана, Телезия, Джордано Бруно, Франца Меркурия Ван-Гельмонта. Доктрины реинкарнации придерживались Лейбниц, Шарль Боннэ, Лессинг, Гердер, Пьер Леру, Фурье и другие. С некоторыми видоизменениями в пользу учения о перевоплощении высказывались К. Дю-Прель, Карпентер, Мак-Таггарт, Зиммель, Метерлинк. Джордано Бруно был сожжен на костре не только за свои астрономические убеждения, но и за учение о реинкарнации. В заключительном ответе на предъявленные ему обвинения Бруно заявил, что душа - «это не тело», и что «она может находиться как в одном, так и в другом теле и переходить из одного тела в другое». В эпоху Просвещения Вольтер писал, что доктрина реинкарнации «не абсурдна и не бесполезна», и что «родиться дважды не более удивительно, чем родиться однажды». Верой в реинкарнацию проникнуты слова Бенджамина Франклина: «Обнаружив, что я существую в этом мире, я верю, что в той или иной форме я буду существовать всегда». Наполеон рассказывал своим генералам, что в предыдущей жизни он принадлежал к семье Шарлемань. Иоганн Вольфганг фон Гете, один из величайших немецких поэтов, известный драматург и ученый, также верил в реинкарнацию: «Я уверен, что так же, как сейчас, я уже бывал в этом мире тысячи раз, и надеюсь вернуться еще тысячу раз». В России реинкарнацию принимал писатель Лев Толстой. Генерал Джордж Паттон верил в реинкарнацию, и также как и другие члены его семьи, утверждал, что в ряде случаев имел видения своих предыдущих воплощений. В частности, Паттон объявлял себя воплощением карфагенского полководца Ганнибала. Генри Форд был убежденным сторонником реинкарнации. Он считал, что в своем последнем воплощении погиб как солдат в Битве при Геттисберге. Один из наиболее знаменитых ясновидящих XX века Эдгар Кейси утверждал, что целью реинкарнации является передача индивиду определенных духовных уроков. Сам же пророк постоянно упоминал, что в одной из прошлых жизней он жил в Атлантиде. Согласно собственным словам, Кейси переродится в конце XXI столетия, чтобы лично убедиться в правильности своих предсказаний.

Изучениями феномена реинкарнации зачастую занимались психиатры, психологи и парапсихологи, главной целью которых было определить правдивость приводимых фактов, свидетельствующих в пользу гипотезы о переселении душ или наоборот опровергающих ее. Выделяют два основных метода исследования реинкарнации – регрессивная терапия (регрессия, регрессивный гипноз) и исследования по воспоминаниям детей.

1. Регрессивная терапия. Человеческая память обладает удивительным свойством. Оказывается, она функционирует словно цифровая видеокамера, записывая всю информацию, которая попадает в кадр. Сознательно мы можем и не помнить таких деталей, как что у нас было на завтрак несколько месяцев назад или во что мы были одеты в конце прошлой недели, но подсознание хранит эти данные, они никуда не исчезают, и при необходимости их можно извлечь при помощи гипноза. Регрессивный же гипноз отличается от обычного тем, что во время данного процесса можно отключить сознание и выявить воспоминания о прошлых жизнях. Преимущество этой процедуры состоит в том, что почти любой может обеспечить доказательства о своем перевоплощении, а не только в редких случаях у детей, которые говорят о прошлых жизнях. Метод регрессивного гипноза позволяет также выявить неоднократность процесса реинкарнаций у отдельных пациентов.
Например, психотерапевт Питер Расмтер использовал транс и гипноз, позволивший многим пациентам рассказать о прошлых жизнях. Некоторые из них (домохозяйки, которые никогда не уезжали из Австралии), во время транса описывали множество деталей, называли имена людей и мест, где они жили ранее в XVIII и XIX вв. В 1983 г. Рамстер и местные историки решили перепроверить в архивах указанные данные. И, действительно, некоторые деревни, упомянутые под гипнозом, были найдены на старых картах. Другие деревни, правда, уже больше не существовали, но многие названия оказались верными... Правда, исследования Рамстера были полностью проигнорированы научным сообществом.
Другим из психологов, занимавшихся регрессивным гипнозом, был Майкл Ньютон (доктор философии, дипломированный гипнотерапевт высшей категории в Калифорнии, а также член Американской Ассоциации психологов-консультантов). Он обнаружил, что пациентов можно помещать в промежуточные периоды между их прошлыми жизнями - это способствует их духовному росту, а также служит доказательством существования бессмертной души и процесса реинкарнации.
Занимался исследованиями реинкарнаций и американский психотерапевт Рэймонд Моуди. Он привел несколько примеров, когда между регрессией и переселением душ можно поставить знак равенства.
Доктор Пауль Хансен (Колорадо, США) увидел себя французским дворянином по имени Антуан де Пуаро, жившим в своем имении под Виши с женой и двумя детьми в 1600 г.: «В наиболее запомнившейся сцене мы с женой скакали верхом к нашему замку,- вспоминает Хансен.- Хорошо запомнил: жена была в ярко-красном бархатном платье и сидела в дамском седле». Позже Хансен посетил Францию. История полностью совпала с регрессией американца.
В другом случае рассказывается о трагедии 1846 г. в Скалистых горах. Большая группа переселенцев была застигнута поздней осенью снежными заносами (высота снега достигала четырех метров). Женщины и дети, умирая от голода, были вынуждены прибегнуть к каннибализму... Из 77 человек отряда Доннера выжили всего лишь 47.
Дело в том, что к доктору Дику Сатфенгу уже в наши дни явилась немка, лечившаяся от переедания. Во время акта регрессии она во всех подробностях описала под гипнозом страшные картины каннибализма на заснеженном перевале: «Я была десятилетней девочкой в то время, и я помню, как мы съели дедушку. Это было страшно, но мать говорила мне: «Так надо, так хотел дедушка...». В дальнейшем выяснилось, что немка приехала в США в 1953 г., и, следовательно, ничего не знала, да и не могла знать о трагедии, разыгравшейся сто лет назад в Скалистых горах. Но что поразительно: описание трагедии из рассказа пациентки полностью совпадало с историческим фактом.
Однажды известный американский художник пришел к психотерапевту и подвергся регрессии. Однако, вернувшись под гипнозом в прошлую жизнь, он вдруг заговорил по-французски. Врач попросил его перевести речь на английский язык. Американец с четким французским акцентом сделал это. Выяснилось, что в прошлом он жил в старом Париже, где был музыкантом. Самым загадочным было то, что психотерапевт нашел в музыкальной библиотеке имя французского композитора и описание его жизни, совпадавшее с рассказом американского художника.

2. Исследования по воспоминаниям детей. Суть данного метода состоит в том, что исследователи собирают опросы маленьких детей, которые утверждали, что помнили предыдущую жизнь и описывали события и людей, которых они знали в той жизни. Как правило, ребенок начинает говорить об этих воспоминаниях в возрасте трех лет, и теряет эти воспоминания после семи лет. В некоторых случаях эти воспоминания подтверждаются фактическими людьми и событиями. Психиатры Университета Вирджинии даже издали книги об исследованиях случаев воспоминания прошлой жизни в раннем детстве.

«Однажды я возвращался домой на машине, - говорит 5-летний Титу, и при этом тонкий голосок деревенского мальчугана густеет, становится по-настоящему мужским. - Подъезжая к дому, я дал гудок, чтобы моя жена Ума открыла ворота. Тут я увидел двух человек, бегущих к машине с пистолетами. Раздались выстрелы, и одна из пуль попала мне в голову». На правом виске у мальчика рубец странной формы...

 «Она снова убьет меня!» - внезапно вскрикнула в ужасе трехлетняя Сунита при виде женщины из соседней деревни. Когда насмерть перепуганная бабушка вела ее домой, Сунита несла какую-то околесицу: невестка наняла местных бандитов, чтобы ее убить. Она пыталась скрыться от преследователей, но не избежала кровавой расправы...

«Сегодня так жарко, что, если я умру, вам не нужно будет меня кремировать. Я просто сгорю», - сказала в знойный день тетя 4-летнего Аджита Сингха. На что мальчик ответил: «Ну и что, со мной ничего не случилось после того, как меня сожгли на погребальном костре». Впоследствии он начал в подробностях рассказывать о жизни реально существовавшего судьи из пакистанского города Равалпинди...

Это не кадры из фильма ужасов и не фантазии душевнобольных, а тщательно проверенные и документированные случаи из реальной жизни, которые происходили в Северной Индии.
Специалисты в области парапсихологии из Бангалорского института психического здоровья и невропатологии, а также из Делийского университета за последние четверть века зарегистрировали около 300 подобных случаев. 45 из них описаны в недавно изданной в Дели книге известной исследовательницы доктора Сатвант Пасричи «Претензии на реинкарнацию. Эмпирическое изучение случаев в Индии». На протяжении более 10 лет она тщательно проработала десятки проявлений подобного феномена, описала как типичные, так и нетипичные случаи, выявила определенные закономерности. Пытаясь научно обосновать феномен реинкарнации, доктор Сатвант Пасрича в своих выводах пошла «от противного», исключая те или иные гипотезы. Это не детские фантазии, т.к. ребенок говорит о реальном человеке, личность и обстоятельства жизни которого достоверно установлены. Версия так называемой генетической памяти отвергается, прежде всего, отсутствием даже отдаленных родственных связей между «перерождениями». Доктор Пасрича отклонила и гипотезу «криптомнезии» – дремлющих воспоминаниях, информация о которых взята из случайных разговоров взрослых, сообщениях радио или телевидения, отложившихся в подсознании ребенка и неожиданно всплывших под влиянием какого-либо психологического импульса.

Другой исследователь, профессор Стивенсон, более сорока лет исследовал детей, которые говорили о прошлых жизнях, сопоставлял соответствия по родинкам и врожденным дефектам, у детей и ранам, шрамам на телах покойных, данные которые подтверждались медицинскими отчетами, такими как вскрытие трупа или фотографии. В каждом случае он систематически документировал утверждения ребенка. Стивенсон полагал, что его обследование 2500 детей, исключают все возможные «нормальные» объяснения о воспоминаниях ребенка.

Приверженцы реинкарнации приводят следующие доводы, которые могут подтвердить истинность двух вышеуказанных методов исследования феномена реинкарнации:

1) Большое количество свидетелей и информации делают гипотезу о мошенничестве крайне маловероятной.
2) Большое количество свидетелей и информации делают теорию реинкарнации наиболее вероятной в списке возможных объяснений данного феномена.
4) Одинаковая информация, полученная от ребенка и его предыдущей реинкарнации (в последнем случае неоценимую помощь оказывают архивные записи), то гипотеза случайного совпадения является маловероятной.

Подводя некоторые итоги, следует заметить, что процесс изучения феномена реинкарнации пока находится на начальных стадиях. В основном, это объясняется банальным сопротивлением со стороны официального ученого сообщества. Данная философско-религиозная доктрина требует дополнительных проверок, поскольку, как бы нам не хотелось поверить в то, что смерть – это только начало, а наша теперешняя жизнь занимает всего лишь одну ступеньку из множества, нужно признаться, что и у скептиков найдутся вполне закономерные критические замечания. Ведь если реинкарнация будет научно признана и – кто знает – войдет в учебники как часть какого-то глобального Вселенского Замысла, то она поколеблет теперешний устой общества и изменит духовно-нравственное состояние человечества. Потому что это заманчиво: быть уверенным в том, что жизнь – это не явление, ограниченное столетним рубежом, а долгая эволюционная тропа, не так ли?


Рецензии