Острова, впитавшие вечность

Ирина Рейс
        Есть места, притягивающие к себе богатой историей и неповторимой аурой,  магией  ярких личностей, оставивших там свой след. Несомненно, к ним относятся Соловецкие острова или просто и емко – Соловки.
До островов можно добраться из Архангельска или самым коротким путем – поездом до города Кемь, а оттуда 2 часа катером. Мною был выбран самый интересный маршрут – по воде, по рекам и каналам, Рыбинскому водохранилищу, Белому и Онежскому озерам. Только два теплохода без пересадок преодолевают такой путь из Москвы до Соловков, остальные просто-напросто могут пройти узкий Беломорско-Балтийский канал.
Итак, день первый. Теплоход «Мамин-Сибиряк» отошел от пристани Северного речного вокзала. На Икшинском водохранилище полюбовались парусной регатой. Вот и первый шлюз канала имени Москвы. Для экономии в камеру набиваются по 2-3 судна. Позднее пройдем Волго-Балтийский канал, имеющий самые глубокие шлюзы: от 13,5 до 17 метров и самый северный, Беломорско-Балтийский, оборудованный 19 шлюзами. А за все время круиза наш теплоход будет шлюзоваться 92 раза. Так что прохождение шлюзов – отдельное развлечение для пассажиров, неизменно высыпающих на палубу полюбоваться процессом подъема-спуска.
День второй. Славный город Мышкин уже на подходе к причалу очаровал нас своими храмами и двухэтажными домиками, сохранившими неповторимый колорит деревянной городской архитектуры 19 века. На пристани две ряженые мышки в человеческий рост приветствовали гостей, пританцовывая и распевая песни о родном городе – зарядили туристов положительными эмоциями. В музее «Старая мельница» экскурсантов ждал сюрприз: две мышки из десяти, сидящих на скамеечках и занятых своими делами, в самый неожиданный момент «ожили», вызывая смех у посетителей. Экспозиции музеев «Лавка продовольственных и скобяных товаров», валенок, льна и игрушек хотелось рассматривать бесконечно, настолько интересно, с выдумкой и исторически достоверно они созданы. В Доме мастеров туристам продемонстрировали художественную ковку и производство гончарных изделий. Маленький городок с населением всего 5800 жителей, живущий за счет туристов, сумел сохранить и грамотно распорядиться тем, что у него есть – историческим наследием, несущим самобытный дух российской провинции. Главам небольших поселений было бы полезно познакомиться с опытом руководителей города Мышкин, как в небогатой глубинке, вдали от федеральных трасс и при отсутствии крупной промышленности, можно сохранить для потомков неповторимый колорит родного места.
День третий. Прошли Рыбинское водохранилище. В округе села Горицы расположены сразу три известных монастыря –  ближайший, видимый с воды, Горицкий девичий монастырь, бывший местом заточения многих знатных женщин и царских жен. До Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря нужно добираться автобусом. Ферапонтов монастырь известен хорошо сохранившимися уникальными фресками Дионисия, созданными в 1502 году. Здесь патриарх Никон провел в ссылке долгие десять лет. Время, отпущенное туристам, позволяло посетить только один из трех монастырей, мною был выбран Кирилло-Белозерский, расположенный на берегу живописного Сиверского озера. Богатейшая экспозиция музея содержит древние иконы, предметы монастырского быта, подлинные вещи преподобного Кирилла – основателя обители. В действующей церкви преподобного Кирилла находится рака с его мощами. На этой же территории, в Малом  Ивановском монастыре, в стороне от мирского шума, проживают монахи.
День четвертый. Онежское озеро. Карелия. У причала острова Кижи толпятся комфортабельные четырехпалубные красавцы-теплоходы с иностранными туристами. Кижи известен, как уникальный музей под открытым небом: деревянные храмы, избы крестьян, старинные предметы быта сохранились с 14-18 веков. У нас было достаточно времени побродить по небольшому острову, послушать уникальный колокольный звон, полюбоваться скромной северной природой.
День пятый. Достигли первых шлюзов Беломорско-Балтийского канала. Сооружение задумывалось еще Петром Первым, но за 200 лет царское правительство так и не нашло денег для постройки. В 1920 году успешный предприниматель времен НЭПа Н.А.Френкель предложил советскому правительству использовать на строительстве канала заключенных. Было привлечено до 160 тысяч рабочих, условия труда были ужасными, основными орудиями – лопаты и тачки. Проблема острой нехватки инженеров и специалистов решалась оперативно: изыскивались нужные кадры, им спешно «шили» статью. По завершении работы – отпускали. ББК был построен за 20 лет, и удачный опыт стал применяться на строительстве других каналов.
Ночью палуба нашего теплохода была заполнена гуляющими пассажирами. Не спалось. Все снимали уникальные кадры захода солнца, которое опускалось за горизонт после 12 ночи, но и спустя два часа небо все еще сияло серовато-розовым отблеском. Разве можно было пропустить знаменитые белые ночи?
День шестой и седьмой. Рано утром, только открыв глаза, заглянула в окно. Знакомая по картинкам панорама Соловецкого монастыря виднелась сквозь утреннюю дымку. Вот она – долгожданная цель путешествия! Соловки встретили хорошей погодой, хотя еще вчера здесь лил дождь. Бетонные плиты, проложенные от причала,  закончились где-то на пол пути к монастырю. Далее – обычная для острова дорога, пыльная и ухабистая, по сторонам приземистые деревянные дома-бараки, чахлые северные огороды. 
Монастырь выглядел мощно, основательно, огромные валуны в основании стен и башен придавали ему вид надежного оплота русской государственности, коим он и был многие века здесь, на дальних северных рубежах.
В поселке проживают 950 человек, 160 из них работают в штате Соловецкого государственного историко-архивного и природного музея-заповедника. Год назад в поселке сложилась уникальная ситуация: директором музея и настоятелем монастыря был назначен архимандрит Порфирий (Шутов), служивший ранее казначеем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Образованный и деятельный, он постепенно проводит политику восстановления обители, оказывая жителям поселка посильную материальную помощь. Гид приводила примеры: кому-то настоятель оплачивал садик, кому-то помогал платить по счетам ЖКХ. Соловецкий монастырь возобновил свою деятельность с 1990 года, в настоящее время соловецкая братия (монахи и послушники) составляет 70 человек. Монастырю принадлежит Северный двор Соловецкого Кремля, келейный корпус, храм на горе Секирной, Савватиевский скит, остров Анзер (на остров можно попасть только с благословения настоятеля 2 дня в неделю). Церковные службы проводятся во всех храмах архипелага.
Экскурсия по монастырю входила в стоимость круиза и включала посещение трапезной (вмещающей до 400 человек), галереи, бывшей монастырской сокровищницы, Спасо-Преображенского собора, Благовещенской церкви, крепостной стены и башен. Мы  познакомились с устройством мельницы, прачечной, хлебопекарни, на нужды которых чистая пресная вода подавалась по специальным каналам из Святого озера. Соловецкая крепость с давних времен служила местом заключения, а с 1923 по 1939 год на Соловках был организован лагерь особого назначения (С.Л.О.Н.) и тюрьма, ставшие настоящим адом для заключенных. В соловецкой земле остались лежать навечно более 40 тысяч узников. После ухода НКВД архипелаг перешел в руки военных и лишь в 60-е годы прошлого века реставраторы приступили к спасению архитектурного ансамбля.
После обеда частные гиды предложили на выбор – морскую прогулку на Заяцкий остров или экскурсию на УАЗах по памятным местам. Я не пожалела, выбрав сухопутное путешествие по живописным лесным дорогам. Наш гид, Олег Кодола, член Русского Географического общества, автор нескольких книг о русском Севере, увлекательно рассказывал об уникальном храме-маяке на Секирной горе, Савватьевском и Исаковском скитах, которые большевики превратили в лагерные тюрьмы, а Соловецкие юнги – в учебные классы.
Соловецкий архипелаг (6 крупных и 70 небольших островов) расположен в Онежском заливе Белого моря, в 164 километрах от линии Полярного круга, но благодаря особому микроклимату, здесь цветут шиповник и вишни, в многочисленных пресных озерах водятся щука, налим, форель. История освоения Соловков насчитывает около 7000 лет, здесь имеются древние святилища III-II тысячелетия до н.э.(лабиринты и валунные насыпи), о происхождении которых ученые до сих пор не пришли к единому мнению.
На следующий день желающие могли самостоятельно побывать на Заяцких островах или архипелаге Кузова, погулять в Ботаническом саду, или покататься по каналам на лодке. Но даже два дня на Соловках – бесконечно малый срок для знакомства с этим  святым и одновременно страшным местом.
  День восьмой. Пристань Надвоицы. Маленький поселок, вместивший в себя и  зону строго режима с вышками по углам высокого забора, и красивейший водопад, гремящий в карельском лесу среди гранитных валунов. Такое вот странное соседство.   
День девятый. Онежское озеро. Волго-Балтийский, самый длинный в мире канал, протяженностью 361 км. Город Вытегра, 9,5 тысяч населения. Осмотрели подводную лодку Б 440, которая за счет туристов помогает пополнять городской бюджет. Местный краеведческий музей приятно удивил добротно сделанной экспозицией: достоверно воспроизведены крестьянская изба и уголок дворянской усадьбы 18-19 веков.  Представлены подлинные документы и вещи времен гражданской и Великой отечественной войн.
        День десятый и одиннадцатый. Два древних русских города – Белозерск, 862 года  и Углич, 937 года основания. Каждый со своей историей и неповторимой атмосферой провинциального русского города.
Утром двенадцатого дня мы были в Москве.
Как известно, история – это наука, отражающая наше представление о прошлом. И  изучать ее лучше не по учебникам, а путешествуя, знакомясь с историческими местами, впитывая впечатления, восхищаясь и скорбя, сопереживая и извлекая уроки из прошлого.