Часть 1. В баню по снарядам

Виктор Светозарский
Назначенный командиром полка отряд разминирования выдвинулся в указанный район в конце марта. Отец к тому времени занимал должность начальника штаба реактивного артиллерийского дивизиона и имел звание майор. Приказом командира полка он был назначен начальником штаба отряда разминирования. Отец крайне редко бывал дома, проводя всё время в отряде, обустраивая быт личного состава и налаживая несения службы в полевых условиях.

Я заканчивал 4-й класс и, поэтому не мог быть постоянно с отцом, но порой случались праздники, когда он умудрялся забирать меня с собой на выходные. Мне было всё интересно: ровными рядами стоящие палатки офицеров и личного состава. От топищихся буржуек было по-домашнему тепло, по-солдатски чисто и аккуратно. Кунги, в которых размещалось командование отряда, были выстроены в одну линию под соснами. В стадии завершения строительства находились столовая и полевой клуб. Парк машин, горюче-смазочных материалов, склад со взрывчатыми веществами уже были обнесены колючей проволокой, за которой несли службу часовые с автоматами.

День пролетал быстро. После ужина шёл вместе с солдатами в недостроенный клуб смотреть фильм, после чего отправлялся спать. Под работу дизельгенераторов засыпал незаметно. Утром, с кем-нибудь из офицеров, убывающих в полк, отец отправлял меня домой...

Ура! Свобода! Каникулы! Школьный портфель заброшен до лучших времён, а впереди три месяца отдыха. Я мысленно уже весь был в отряде, но ко мне подошёл старший брат и сказал:
- " Значит так! Я сейчас поеду!"
Я попытался что-то возразить, но всё было тщетно, а проявлять настойчивость - можно и по шее схлопотать. Через неделю брат с отцом приехали домой и Костя заявил, что больше не поедет; мол скучно там. "Конечно скучно, - думал я, - здесь друзья, с которыми, спрятавшись в кустах покуривали и, конечно же, девочки!" Размышляя так, понял, что он мне больше не конкурент.

С утра воскресенья мама собрала нам бельё, положила что-то вкусненькое для меня. После обеда в дверь позвонили. На пороге стоял Валера Акст, водитель ГАЗ-69. Пора ехать.

Прибыв в лагерь, в глаза сразу бросились произошедшие изменения: столовая и клуб стояли под крышей (теперь погодные условия не могли омрачить приём пищи или просмотр художественных фильмов), проделанные дорожки, края которых были выложены камнем, смотрелись очень красиво. На одном из прудов оборудовали купальню, на другом пруду несколько офицеров и солдат с азартом заводили бредень, вылавливая золотистых карасей, которые шли прямиком на кухню для разнообразия солдатского и офицерского меню. Рядом с лагерем оборудовали футбольное поле, в пляжной зоне у пруда - волейбольная площадка.

Жил я в одном кунге с отцом и командиром отряда. Моя койка располагалась на втором ярусе, так что голова была на одном уровне с открывающимися окошками. Кроме трёх солдатских кроватей были небольшой стол, тумбочка, табуреты, сейф и буржуйка. Вот и началась моя жизнь в отряде разминирования.

Первую неделю безвылазно сидел в лагере, так как кто-то из офицеров ежедневно проводил со мной теоретические и практические занятия по устройству и пользованию миноискателем, нахождению учебных мин, их правильному извлечению из земли. Любые мои поползновения, как и что у них выкручивается, мгновенно пресекались; боеприпасы все были ржавые, попадалось много стрелянных, поэтому никакого разминирования, а только снятие, переноска в машину, затем дальнейшая транспортировка, если условия не позволяют - подорыв на месте, и непосредственно сам подрыв. Эти занятия напоминали школьные уроки, только были в тысячу раз интереснее. В конце недели отец лично принимал у меня экзамен по теории и практики разминирования, пользования миноискателем. Это был мой первый в жизни экзамен, который я успешно сдал.

В один из дней по делам выехали в Кировск. Ехали короткой просёлочной дорогой, которой пользовались всегда, когда надо было в город отвезти бельё в прачечную или личный состав в баню. Неожиданно отец приказал: " Валера, стой!" Машина резко остановилась.
- "Что-то случилось,тов. майор?" - поинтересовался Валера.
- "Бери лопатку и пошли со мной."
Я тоже увязался вместе с ними. Из правой колеи отчётливо выделялось что-то металлическое и блестящее. Отец приказал нам разойтись в разные стороны и останавливать всех, кто попадётся в поле зрения; сам же, взяв лопатку, начал аккуратно снимать слой земли. Вскоре в его руках был металлический ящик, который местами хранил следы зелёной краски. Проверив содержимое, позвал нас. Мы были удивлены: в ящике ещё в заводской смазке лежало пять снарядов к 45 мм пушке.

- "Вот оно как бывает! А мы два месяца по этой дороге людей в баню возим. Ничего страшного, заводская упаковка, нестреляны, да и по боеголовке никто стучать не собирался. Хорошо, что всё хорошо заканчивается" - с этими словами он закрыл ящик и положил в машину.

Позже их доложили в общий "котёл" боеприпасов, привезённых с участков, и взорвали на Зольной сопке.