Федор и Нина

Ада Бабич
      
   - Бабулечка! Я ж замуж выхожу!
   - Бедная моя сиротинушка, чему ты радуешься? Тяжко живётся тебе с мачехой, а к Фёдору пойдёшь - трижды худо будет. Кто не знает, что вся семья его - лодыри. Отец инвалид, без ноги ,но немыслимый вередя. Не угодишь - костылём получить можешь. Девчата - ни за холодную воду. Детки пойдут - так пока маленькие - ночами спать давать не будут,  а когда вырастут - дышать! Погуляла бы, годков-то тебе только пятнадцать.

  - Что ты бабушка?! Всё вынесу, только б с ним век жить!

Фёдор работал на шахте машинистом врубовой машины . Нина  устроилась в шахту откатчицей.(Вагонетки с углем вручную, по узким рельсам толкала к выходу из забоя) .
Уставала страшно, но рядом Фёдор- весёлый, заводной, неугомонный. Жили и радовались своему счастью. Тут в клубе  театральный кружок открыли. У Фёдора  проявились способности актёра.
 Народ с удовольствием поддерживал его, удивлялись открывшемуся  "дару". Он и чтец и в пьесах на главных ролях. Парень хоть куда. На работе в почете. Как же - в технике разбирается ,планы перевыполняет.
Несмотря на пьяные выступления свёкра, обидные слова сестер и братьев мужа, прожитые первые три года не были Нине в тягость. Сама везла всё домашнее хозяйство.
  Прошёл слух, что бронь сняли и в армию пойдут те, кого не брали раньше.
Запомнился  Фёдору тот день. Приятель приобрёл велосипед и Фёдор решил на нём прокатиться.
Никто не ожидал, что он на нём сразу поедет. Помчался велосипед по булыжниковой  мостовой да под крутую гору...Велосипед скорость набирает , а он понятия не имеет о том , что тормозить можно. Сцепил зубы , руки жёстко "вилкой" поставил, ветер в ушах свистит,велосипед по камням подпрыгивает, то и гляди большая голова с плеч свалится.
 Диким аллюром пронёсся через весь посёлок, только деревянный забор военкомата остановил одичавший велосипед и перепуганного Фёдора.
   Дежурный из военкомата помог парню подняться  и пригласил зайти и расписаться в повестке.
На следующий день его провожали в армию.

    Второй год без мужа, с дочкой, сынишкой, замученная тяжелой работой и бессовестно ленивой, порой очень вздорной, семьёй мужа - не могла она больше издевательства терпеть. Стала защищать детей. За неё постоять некому. Маленькая- метр пятьдесят ростом, хрупкая, с изработанными руками, она как орлица налетала на обнаглевшую старшую сестру мужа - Марию. Та после гулянок, не стесняясь съедала последнее . Никто не думал о  Нининых маленьких детях. К этому времени письма от Фёдора перестали приходить. Она его уже из армии ждёт, а он не появляется. Все парни , с которыми в армию уходил, постепенно вернулись и на шахте работают.

  Смотрел на неё, смотрел, вернувшийся друг Фёдора -Иван ,да не выдержал :
 - Нин,не могу больше спокойно наблюдать, как ты убиваешься и тянешь этих тунеядцев. Фёдор твой  на свехсрочную службу остался.  Ему там вольготно. Комнату, как женатому и имеющему детей, в общежитии выделили. И ещё , прости, но истаскался он. Возвращаться не собирается. Технику любит. Нравятся ему танки. Уезжай к нему , не то дети без отца останутся.

  Быстро рассчиталась с работы. Нехитрые пожитки в авоськи и узлы замотала,  с детишками под Киев приехала. На вокзале дежурный из военкомата подсказал как  добраться до части.
На проходной задержали её, но, посмотрев документы, удивлённо  помотали головами.
Сам командир части велел коменданту комнату в общежитии открыть.
Отвели её в комнату Фёдора. Внесла узлы, нехитрую обстановку разглядывать стала.
Смотрит, а по комнате небрежно женские вещи разбросаны... Не соврал Иван...
 Дело к обеду.  В комнату молодая, красивая, вся в кудряшках женщина заходит:
  - Это что такое! - восклицает испуганно.
  - Не что такое- а мужняя жена. Ты что здесь, бесстыжая, потеряла?!
И стала бросать нижнее бельё, халатик, туфли - приговаривая:
  - Вон! Чтобы духу твоего тут не было! У детей отца забирать! Прибью!
Вечером, после дежурства весь потерянный и обескураженный, появился Фёдор.
Крупный разговор состоялся. Уговаривал Нину. Он, мол ,сам  за ней собирался ехать.
Закончил свои речи словами :
 - Нинуль, прости дурака, семья всегда для меня будет на первом месте и вообще, ты же понимаешь " на казаку нема знаку".

  Всю жизнь она помнила нанесённую ей обиду и ещё простить не могла момента, когда она должна была родить второго сына ( Старшая Рая умерла от инфекции). У неё начались схватки и Фёдор повел её ближайшей дорогой - через Бабий яр в роддом. Он ни разу не поддержал, когда дикое боли сгибали её до земли. Она просила помочь выбраться  наверх из оврага, но в ответ неслось:
 - Скорее Нинусь, скорее, сама,сама...
(Через много лет она, вспоминая со слезами на глазах, просила объяснить то его поведение и в ответ услышала:
- Вот глупая, если бы стал поддерживать, так мы бы до больницы не дотянули...)

  Забрали Фёдора на Финскую. В январе 1940 года на побывку приезжал, затем в часть вернулся. Началась война. В первые дни эвакуировали их. Нина с двумя сыновьями , в ситцевом халатике, еле сходящемся на округлившемся животе, в тапочках на босу ногу,  с документами , без  продуктов и вещей,  оказалась в Кинешме. Сразу санитарочкой пошла работать в госпиталь. От мужа не было никаких вестей. В октябре 1941 года родился третий сын.
Ни на минуту не прекращая работать, жила надеждой, что жив её Фёдор.  Раненые часто помогали ей, отдавая часть своего скудного обеда для деток. Только через два года , наконец, аттестат нашёл её. Поняла, что Фёдор жив -радовалась.Скольких обгоревших танкистов повидала она.

 В 1945 году пришёл вызов из Германии от Фёдора. Он ждёт её с детьми в Висмаре. Прожили там до 1948г, а потом часть перевели в бывший Кёнигсберг- Калининград. Жили нелегко. Семья большая. Она завела корову. Благо, что их дом на окраине и сарай во дворе пустой стоял.
 Поднимали детей. Но тут созрел "Хрущёвский "приказ. Части стали сокращать.Ещё полные сил , защитники родины оказались не у дел. Старший и средний сыновья собирались служить в армии - как их отец. Но, прочувствовав "заботу" правительства о фронтовиках, выбросили все думы об военном училище.
  От наступившей безнадёги  запил Фёдор.
Задумала Нина оторвать его от пьянки, уговорила строить дом в Кривом Роге.
Сама с детьми осталась в Калининграде. Фёдор  на Украину отправился и стал подрабатывать на строительстве частных домов. За работу брал досками, кирпичами.
За два лета построил неплохую времянку, постепенно и за большой дом взялся.
  Старший  сын работать начал. Зиму на его деньги и на  молоке Зорьки жили. Невеликая пенсия  Фёдора накапливалась , к весне стройматериалы покупали, а уж всю работу, по строительству дома  выполняли своими силами. Фёдор Андреевич полюбил работать с деревом. Всегда был востребован, когда крыши ставили.  А уж отбоя от хозяек не было. Если стол или табуретку сладит, так на десятилетия. Он не стеснялся, отдавая вещь, приговаривать :
- Меня не станет , а табуретка (или столик) ещё вашим внукам послужит.

 Остепенился Фёдор, хозяином себя почувствовал. Во дворе четыре лозы виноградных посадил. Любил с бывшими друзьями в домино поиграть, подтрунивал над штабистами, прошедшими войну. Иногда интересно шутил.  Ближе к 62 годам решил посмеяться над  своими товарищами.
- Почему я зимой в магазин за вином не хожу? То-то, вам невдомёк. А у меня в погребе три бочки с виноградным вином полненькие всегда стоят.
 
 Домой пришёл , смеётся:

-Нин, вот помру, друзья поспешат не со мной прощаться, а в подвал полезут бочки проверять .
   
На 64 году Фёдора не стало. Действительно, нашёлся друг, который устремился в погреб.
Со словами:
-А, бочки-то с вином где-же?

Не было никогда этих бочек и откуда им взяться?

Старый фронтовой товарищ наблюдавший за разочарованными лицами, пришедших проститься, не выдержал :
 - Не к месту , как-бы, но ведь Фёдор и тут напоследок спектакль устроил. Ну, откуда столько ягод  с молодой лозы собрать? Эх, народ!

На тринадцать лет пережила Нина Фёдора. Ещё бы жила, но на второе мая (в год когда грянул Черноболь), сидя за столиком, писала письмо младшему сыну , да тут всполохи перед окном какие-то. Глядь, а это в трёх метрах от её дома гараж соседа разгорается.  Забыла, что ноги не ходят. С отчаянным криком кинулась на улицу :
-Люди!  Рятуйте! Пожар!
Дом спасли, а Нинино сердце пережитый стресс не выдержало. Третьего мая её не стало .
 
На подоконнике лежало не отправленное младшему сыну письмо.
 
В нём она вспоминала свои ,как ей казалось, неправильные поступки, и, как на исповеди, просила прощения. А в самом конце письма приписка:

 -Отец часто снится, скучает, да и я очень задержалась, за ним уход нужен, пора собираться.


Р.s. Младший сын - дед моих внучек.