Диалектика бытия реки

Александр Итрин
У меня есть один друг, он живет в панельной девятиэтажке, на седьмом этаже. Он просто, нормальный парень – иногда он выпивает пива с друзьями, иногда смотрит футбол, иногда ходит покурить на турники, а выходные проводит с девушкой. В общем, обычный парень, у него есть только один недостаток – он никогда не видел реки. Странно, да? Но он городской житель, что с него возьмешь?
 Однажды он выпил пива, а я зеленого чая и разговор у нас зашел о дождливом лете, о капусте, о королях, в общем, в порыве душевной откровенности я, к своему несчастью, сказал:
-Ты знаешь, вчера я был на речке, там так красиво! Вода сверкала под лучами заходящего солнца, воздух был свежим, а я ходил по кромке воды, мочил в ней ноги и думал о том, что же на том берегу…
Мой друг хмыкнул, покачал головой, недоверчиво глядя на меня, и сказал:
-Слушай, ну хоть ты не гони, а? Я же знаю, что ты нормальный пацан, мы ведь с тобой про футбол говорим, про космические корабли, бороздящие просторы, о техническом прогрессе, культурной парадигме, истории, судьбах цивилизаций… Я ни за что не поверю, что ты веришь во всю эту чертовщину.
Я немного удивился и ответил:
-Ну знаешь, избыток воображения не помеха к познанию окружающей действительности. Бороздящие корабли – это хорошо, но вряд ли нас на них возьмут бороздить, кроме того я никогда не видел ни одного бороздящего корабля, только по телевизору! А вот реку я видел и даже в нее ступал.
Лицо моего собеседника скривилось в гримасе отвращения:
-И ты туда же! Ну сколько вас таких дураков, которые в наш техногенный век верят в подобную чушь. Единственная река, в которую я верю – Стикс. А твои фантазии о реке и том береге – просто надежды на лучшее, просто попытка спрятать свой страх, как это делают еще миллионы леммингов, которые не могут ошибаться. Уж лучше я буду смотреть фильмы о судьбах народов и читать книги о бороздящих кораблях, чем мечтать о таких глупостях, как реки.
-Эй, эй, послушай! – воскликнул я, - я ничего такого не говорил! Я не был на том берегу и не могу сказать, что там такое, я только ходил у реки, мочил в ней ноги, а несколько раз заходил по пояс. Я ни в чем тебя не убеждаю, просто тот берег видно и отсюда – надо лишь поднять глаза от земли и зайти чуть дальше в воду, вот и всё.
Мой знакомый со знанием дела усмехнулся:
-А я тебе говорю, что эти твои фантазии – вытесненные подсознательные комплексы, сублимация, фрустрация, аннигиляция, замена реальных взаимоотношений с окружающим миром вымышленной рекой, вот и всё.
Тут уже я разозлился:
-Ой, ой. Фрейдист недоделанный, да знаешь ли, по твоему Фрейду твое стремление к бороздящим кораблям и судьбам цивилизаций – попытка подавления анальных импульсов, и вообще, любовь к БОЛЬШИМ пронзающим космос кораблям – это…
-Да пошел ты! – мой друг вскочил и стал ходить по комнате размахивая руками, - Фрейд – это тот еще торчок старый был, я тебе о ПРОГРЕССЕ говорю, о том, что в наш век не пристало верить во всякий коллективный бред: тебя обманули и обманывают до сих пор, ты врешь себе потому, что боишься. А теперь и мне врешь – это, знаешь ли, тупость. У вас нет никаких доказательств, кроме лжи.
-Хорошо, -тут вскочил и я,- тогда, если ты соблаговолишь и вместо того, чтобы пить пиво, хоть раз сходишь со мной на реку, то…
Мой друг заржал и плюхнулся в кресло, заложив ногу за ногу, после покровительственным тоном сказал мне:
-Ну нет, братец, знаешь, что такое презумпция невиновности? Я не обязан делать никаких телодвижений, чтобы доказать несуществование твоей реки. Это ТЫ должен доказать мне, что твоя река существует, ферштейн? Не я, а ты.
Я стоял ошарашено хлопая глазами, мой друг явно наслаждался этим зрелищем, наконец я выдал:
-Погоди, если ты сам не хочешь смотреть на реку, то как вообще можно доказать тебе, что она есть?
Мой друг самодовольно улыбнулся:
-Никак. Никак нельзя потому, что ее нет. Чтобы пойти смотреть на реку я должен поверить в то, что она есть, иначе это будет просто бесполезное предприятие, а я ничего не собираюсь принимать на веру бездоказательно.
-…ведь даже если я принесу речной воды, ты скажешь, что она из крана, если приведу людей, что видели реку, ты скажешь, что они обмануты, либо мы сговорились…
-Именно, - улыбнулся мой друг.
Я уселся в кресло и подпер рукой подбородок. Через некоторые время мой друг сказал:
-Вот видишь? Ты уже начал задумываться, ты на верном пути. Не давай себя зомбировать этими россказнями о реке.
И еще через некоторые время:
-Если бы река существовала, то она бы проявляла себя хоть как-то, но этого нет.
-Как так?! – возмутился я, - если ты даже не хочешь на нее смотреть… Но постой, а откуда берется вода в кране? Это ли не проявление реки?
-Как откуда, - подал плечами мой друг, - течение воды из-под крана суть закономерное явление притяжения меньших космических тел, большими, в частности притяжение Земли…
-Нет, постой, я не про физику, не совсем про нее, откуда берется вода?
-Ничто ниоткуда не берется и никуда не девается, - глубокомысленно изрек мой друг, сделал паузу, -…из крана вода берется, ясно же! Течение воды суть следствие поворота вентиля. Это технический прогресс, знаешь ли.
-Эээ, - замялся я, - но ОТКУДА берется вода?
Мой друг поморщился:
-Не надо этой дешевой демагогии. Откуда, откуда… Софизм! Вот на чем держаться все ваши убеждения.
Тут я совсем отчаялся, я начал понимать, что это абсолютно бесполезное предприятие, тем временем мой друг, заметив  перемену в моем настроении и приняв это на свой счет, очень мягко продолжил:
-Ну, послушай, ты же взрослый, а сам в сказки веришь, подумай сам, если вода берется из реки, то как можно отключать воду? Что, в реке вода заканчивается? – он снисходительно похлопал меня по плечу, - ты же и сам понимаешь, что это глупость. А воду, меж тем, отключают каждую неделю. Слушай, не парься ты так, ну нет твоей реки – живи счастливо, в конце концов в этом мире так много хороших вещей: пиво, футбол, космические корабли, мускатный орех… выкинь ты эту глупость из головы, не засоряй свой ум. Тебе еще  экзамены им сдавать.
Мы оба улыбнулись.

С тех пор всегда, когда мне хотелось поговорить о литературе, судьбах цивилизаций, капусте,  королях, бороздящих космос кораблях и футболе - я шел к своему другу. О реке мы с ним больше не говорили. Никогда. А даже если и заходил разговор на эту или схожую тему, я просто отмалчивался и отнекивался. Потому, что понял:  либо человек сам увидит реку, либо никто, никогда и никак ему не сможет помочь, даже из самых благих побуждений. А на реку я  ходить не перестал и даже наоборот – хожу туда всё чаще. Если учесть, что в теле человека 70% воды, то у меня с рекой много общего! Гораздо больше, чем с некоторыми моими друзьями, надо сказать. А кто хочет, тот пусть купается  в ванне. Прогресс всё же. Только там другого берега нет.