Воспоминания о рыбалке на Кубе в 1981-1983 г. г

Юрий Бахарев
                Рыбалка на Кубе


 Самые приятные воспоминания, связанные с рыбалкой (если, конечно, не считать детских, они вне конкуренции) относятся к началу 80 годов. Я тогда был в трехгодичной командировке на Кубе в  составе группы советских военных специалистов при Академии Наваль.
1. Группа советских военных специалистов в Академии Наваль (1983год)
Слева направо: к1р Лысенко Ю., к1р Мусаелов А., к1р  Анциферов В.,   к2р Бахарев Ю.,к1р Сапрыкин Л., старший группы к1р Халевин Ю.

 Корпуса академии находятся на самом берегу Карибского моря. От  офисины, как называли мы на испанский манер,  служебное помещение, отведённое для советских военных специалистов, до моря  не более 200 метров.
    2. Берег Карибского моря близ Академии Наваль

 И в обеденный перерыв мы  шли на подводную охоту. Карибское море и пляж в районе нашей офисины, смотрелся идеально: белый, чистый песок пляжа и сразу за ним голубая роскошь прозрачнейшей, лазурной воды.

Но, когда до воды оставалось  метров десять, становилось видно, что береговая линия вся в «собачьих зубах», это острые обломки кораллов, да еще покрытых морскими ежами.
3. Морские ежи на собачьих зубах

Укол морского ежа крайне болезненный, особенно если игла осталась под кожей, но всё же не так, как ожег от португальского кораблика – ядовитой медузы, в осеннее - зимний сезон, довольно часто встречающейся в Карибском море.
4. Португальский кораблик

Небольших размеров, голубоватого цвета, с длинными, в несколько метров стрекательными нитями, она представляет серьёзную опасность. Видимо поэтому местные жители в зимние месяцы предпочитают не купаться в море.

Чтобы избежать контактов с собачьими зубами и морскими ежами,  мы приспособились заходить по трубе канализации, уходящей за линию рифов. Это метров 500 от берега. Но нам надо было пройти  всего метров 100, до места, позволяющего плыть. Там  одевали ласты и маски, брали острогу и в море!  Только сойдешь с трубы, и сразу начинается сказка.
5. Рыбы всех цветов и расцветок

 Рыбы всех цветов и расцветок, шныряют в экзотических коралловых зарослях в виде гигантских опахал.
6. Кораллы опахало

 Дно покрыто «мозговыми» кораллами, чередующимися с куртинами обычных древовидных белых кораллов.
7. Мозговой коралл

 На уже мертвых кораллах рифа красуются цветы  сиреневого коралла
8.Сиреневый коралл

Если повезет, то в этой же акватории можно встретить совсем похожий на  клумбу весенних цветов колонию коралла-гиацинта
9. Коралл - гиацинт

Или непревзойденный по красоте коралл – Алое опахало.
10 Алое опахало. Коралл

Как я узнал много позже, все они относятся  к мадрепоровым кораллам и каждый из них имеет свое название, часто совсем не такое, как мы их там называли.
Самой ценной добычей считались лангусты, десятиногие  морские раки с непропорционально маленькими клешнями.
11. Лангуст

Ценились они и за вкусное мясо, и за то, что из панциря получался хороший сувенир, правда, очень хрупкий.

Основная защита лангуста – мимикрия и острые шипы на довольно крепком панцире. Говорят, что попадаются экземпляры до 60 сантиметров длиной. Но  я  больше сорокасантиметровых  экземпляров не встречал

Чучело небольшого, 25-сантимернового лангуста я довез до Ленинграда, и оно, одно время даже украшало интерьер холла  дачной бани. Но его пару раз уронили при рассматривании, и восстанавливать я его не стал.

Другой ценной добычей считалась у нас рыба-ёж, из-за того, что из них довольно просто можно было сделать отличный сувенир. Можно ли есть его мясо – не знаю, не пробовал. Дело в том, что в море, в спокойном состоянии, у этой рыбы довольно невзрачный  и несъедобный вид.
12. Рыба – ёж в покое.

Но когда рыбу потревожишь, она мгновенно раздувается в колючий шар.
13. Рыба – ёж потревоженный

Хорошей добычей, которую, употребляли в пищу, считалась камбала, вид которой всем известен, и морская щука, барракуда
14. Барракуда

Очень ценной добычей считались раковины больших размеров, особенно раковина моллюска, название которого я запомнил по Зоологическому музею А.Н. : Гигантский стромбус.
15. Гигантский стромбус в море

 Размеры раковины до 35 см. В море моллюск обычно передвигается резкими скачками. Встречается на глубине  до 25 м, предпочитая песчаный грунт и сплетения водорослей и морских трав, так как питается морскими водорослями.

  Стромбус обладает хорошим зрением – в вырезы раковины они выставляют два  глазика на рожках. Часто моллюск зарывается в песок, и наружу торчат только эти внимательные глазки
16. Глазастый стромбус

Закрывающая раковину, крышечка у стромбуса роговая, удлиненной формы, заострена на конце и зазубрена с одного края. Их часто находят в морских выбросах и называют «чертов коготь». «Коготь» используется моллюском для защиты. Если перевернуть раковину, моллюск начинает размахивать ногой, вооруженной острым когтем.
17. Стромбус выпустил ногу с когтем

Раковина маллюска очень красивая, массивная, овально-конической формы. Окраска раковины варьирует от светло-бежевой, до коричневой.  Устье раковины белое или ярко-розовое.
18. Раковина гигантского стромбуса

Кроме раковин гигантского стромбуса, среди наших подводных охотников и собирателей высоко ценились красивые, глянцевые, в коричневых  пятнах, раковины, которые мы называли «зубатками». Но в акватории Академии они встречались совсем не часто.
19. Раковина зубатки

Но, на пляже Санта Мария можно было, хорошо поплавав,  найти  несколько штук. В зависимости от удачи, они могли быть до 10 сантиметров длины и почти такой же   толщины.
20. На пляже Санта Мария

В поисках раковин надо было плавать на соответствующей глубине, внимательно вглядываясь через маску в песчаное дно.
21. Зубатка на морском дне

Вплоть до линии  рифов, морское дно пляжа не имеет растительности, да и рыбы встречаются не часто. Раковина выделяется на светлом фоне песка, как темный камушек.
Приходится подныривать, всякий раз, когда увидишь темное пятнышко. Чаше всего  пятно оказывается обломком коралла, комком водоросли  или галькой. Но с  трех метров раковину уже не с чем не спутаешь. В удачный день, нырнув раз пятьдесят, можно было поднять три- четыре «зубатки».

Естественно, что на глубине в 3-5 метров раковины почти не попадались, слишком много было охотников поднять их без особого труда. Глубина более 10 метров была для меня слишком глубока, вызывая носовое кровотечение, да и чтобы только увидеть претендента на успешный улов, надо было постоянно подныривать на глубину.

Поэтому плавал в поисках раковин на глубине от пяти до 10 метров.
Иногда, чтобы понаблюдать за морской жизнью, которой почти не было на песчаном дне, подплывал  к коралловому рифу, где между колеблющимися  ветвями плоских кораллов, растущих на известковом массиве  коралловых построек  разных форм и расцветок, рыскают и шныряют тысячи разноцветных тропических рыб.
22.В коралловом рифе

Здесь и  стремительные барракуды,  и  полосатые рыбы-ангелы, синие с желтыми хвостами,   и крылатки-зебры, и прочая разноцветная экзотика.
Среди всей этой плавающей живности, легче всего добывались, небольшие, не более 2 см в длину, но очень эффектные раковины, раскрашенные «под леопарда» годные для изготовления экзотических бус . Их просто собирают как ягоды с листов коралла – опахало.
23. Моллюски на листе коралла- опахала

Я привез с собой в Лениград штук тридцать таких бусин, но пока до изготовления ожерелья, в которых щеголяли  индейцы во времена Колумба, руки не дошли.

В акватории коралловых рифов можно увидеть, как бы парящих на крыльях,   скатов,  называемых Морскими дьяволами или мантами.
24. Морской дьявол

Я почти три года, без страха, плавал среди рифов, пока однажды, в метрах пяти от себя увидел настоящее морское чудовище, не менее 4 метров в диаметре, с двухметровым хвостом, заканчивающимся огромным шипом.

После этой встречи, даже зная, что манты на человека не нападают, я перестал чувствовать себя  хозяином водой стихии. Постоянно оглядывался по сторонам, и настороженно всматриваясь в аквамариновую дымку подводного мира, силился своевременно увидеть очередного морского монстра.

И, как правило, что-то видел. Или мелькнувшую, и скрывшуюся в голубом сумраке, крупную манту, или, что было чаще, отвратительную морду мурены, затаившуюся в коралловой норе.  Говорят, что они достигают в длину 3 м и массы до 50 кг.
25. Мурена в засаде

 

 Но мне  особи длиной более метра не встречались. Хотя и метра может оказаться достаточно.  Ибо укус мурены  опасен для человека.  Тем более, что известны случаи неспровоцированных нападений  этих рыб на людей.

Однажды, уже после этой встречи с мантой, плавали мы с Лидой метрах в ста от берега. Я с ластами и в маске искал раковины - зубатки, а Лида, тоже с  маской,  плавая на надувном круге, принимала у меня добычу.

При попытке достать раковину с глубины в 10 метров, у меня пошла носом кровь. Кровотечение было не сильное, такое уже у меня было, и выходить из воды не хотелось

Ожидая остановки кровотечения, я завис на поверхности, наблюдая, как розоватые разводы тучками расходятся, исчезая уже в метре от меня. Вдруг я заметил, как из туманной голубизны, вынырнула, видимо привлечённая запахом крови, стая крупных барракуд.
26. Стая барракуд

 

 Их было не меньше двух десятков, длиной от метра до полутора. Зубастые пасти барракуд, их мощные, выдвинутые вперёд, нижние челюсти,  вызвали у меня безотчётный страх. Как мне показалась, самая крупная из них с дурными намерениями  демонстрировала мне свою  зубастую пасть.
27. Зубастая пасть

 

Я знал, что в прозрачной воде, даже двухметровые барракуды, на человека не нападают. Все зафиксированные нападения на людей случались в мутной или тёмной воде, где движущиеся руки или ноги пловца принимались барракудой за плывущих рыб. На Кубе причиной нападения на человека были блестящие предметы, которых, к счастью, с нами не было.

 Но мало ли, что им прейдет в голову, почувствовав запах крови. Лида их тоже заметила и с любопытством наблюдала за их перемещениями.
 А стая, сужающимися кругами стала плавать вокруг меня. Мне эти манёвры совсем не понравились, и, крикнув Лиде: «Скорее греби к берегу!», я, что было сил, заработал ластами, не упуская из виду стаю.

Возможно, испуганные интенсивным движением ласт, барракуды плавно растворились в аквамариновой глубине.
Увидев, что  Лида, не  понимая мой испуг, всё же поплыла за мной, а барракуды исчезли, я немного успокоился. Но окончательно страх прошёл, только когда мы выплыли на мелководье, в 40 метрах от берега.

Большая часть добычи, которую удавалось поднять со дна моря или подстрелить шла на сувениры, большая часть которых по возвращению в Ленинград, разошлась на подарки приятелям и сослуживцам.

Но несколько штук осталось. У меня до сих пор в холе бани, в качестве украшений стоит несколько таких сувениров. 

Проще всего изготовить чучело рыбы – ежа. Очищаешь от внутренностей, вставляешь в живот рыбе камеру мяча и аккуратно зашиваешь разрез. Потом надуваешь камеру, и рыба принимает естественные для нее формы.  В глазницы вставляешь стеклянные шарики. Несколько дней на солнце, сосок камеры заталкиваешь внутрь  и чучело готово. Кожа становится как кость и украшение, без всякого запаха, хранится неопределенно долго.

 Шарики из глазниц не вываливаются, наверное, потому, что входное отверстие, усыхая, становится меньше. Со стромбусом возни больше. Обязательно надо вываривать, а главное надо уметь вытряхнуть моллюска так, чтобы не остался кончик в раковине. Иначе, замучит гнилостный запах.
Ну а как готовят для еды рыбу (и тем более, лангустов) описывать не буду;.

А вот про приготовление моллюска из гигантской раковины расскажу.  Большая часть моллюска - мышца  белого мяса, весом грамм в 600. В переваренном виде имеет вкус  долго варёного кальмара, то есть по жесткости напоминает резину.
Если же варить меньше  минуты после кипения, то похоже на  вкус раков.
На память об этих замечательных деньках сохранилась у меня маленькая коллекция кубинских сувениров.
27.1. Коллекция кубинских сувениров.

 

Несколько слов о  рыбалке на удочку. От Гаваны, километрах в ста, вглубь острова есть чудное место, называется озеро Москито. На самом деле, это большое водохранилище в ущелье между двумя хребтами, поросшими длиннохвойной сосной.
28.Вид на озеро Москито

 

 Озеро обрамлено зелеными лужайками, над  которыми возвышаются кокосовые пальмы. Участок  берега, где мы расположились, представлял собой оборудованную стоянку для пикника. С крытыми  пальмовыми листьями навесом, над  деревянным столом с плетеными стульями.   Рядом место для очага, для приготовления пищи, с решетками для гриля.

 У самого берега, почти в устье небольшой речки, точнее ручья, маленький пирс с несколькими лодками. Я подошел к речке и ахнул, в прозрачной воде, глубина не больше метра, буквально кишела рыба. Вся одного размера, величиной с нашу крупную плотву.
29. Рыба в ручье

Наши кубинские сопровождающие предложили половить на удочку с лодки, а я решил, что от добра, добра не ищут, и сказал, что буду ловить в ручье. Оказалось, что найти червя  в сухой и горячей, под тропическим солнцем, земле практически невозможно.

 Решил ловить на хлеб. Коллеги мои уехали, а я пошел вверх по реке, выбирая место, где удобнее забрасывать удочку, чтобы не лишиться лески. Наконец нашел хорошее местечко,  где в неглубокой ямке рыбы стояло особенно много, и  куда было удобно забрасывать с невысокого, открытого бережка.
30. Место лова

Пожевав кусочек белого хлеба, и соорудив из него, как мне казалось, вполне аппетитного червячка, забросил удочку. Но моей будущей добыче такой деликатес не понравился. Я раскрошил кусочек булки и кинул в воду. Стая  жадно налетела на добычу, и через 10 секунд хлеба в воде не было.

Что я только ни делал, и подтягивал крючок с наживкой прямо под самый нос рыбешке, и спускал его медленно на поверхность воды,  и забрасывал  наживку одновременно с горстью  хлебных крошек - безрезультатно. Подлые твари охотно ели хлеб, но, совершенно, не обращали внимания на мою наживку.

С досады пнул ногой корягу и обнаружил под ней маленького, дохленького червячишку. Не веря в удачу, сменил наживку и забросил удочку. И тут же был вознагражден. Вытащил приличную, грамм на 300, рыбину. И дело пошло. Рыба брала в заглот. Мне оставалось аккуратно вытаскивать наживку и отправлять ее за новым уловом.

 И хотя у меня был перочинный нож, и я старался беречь своего единственного червячка-героя, но он с каждым забросом становился все меньше и меньше.
Последние две рыбины я вытащил почти на пустой крючок, на котором горестно весел один обглоданный сегмент моего героя.

Конечно, ни какого ведра или кукана для улова у меня не было. Но я догадался срезать полутораметровый прут. Отросток у основания прута я оставил, а все остальные боковые веточки срезал. Получился отличный импровизированный кукан.

Рыбы на нем оказалось больше метра. Я с трудом донес добычу в лагерь, благо ушел я недалеко. Был с энтузиазмом встречен общественностью, так как с лодок клева почти не было. На память у меня осталась фотография с этим замечательным уловом.
31. Приличный улов
Примечание: Цифрами обозначены фотографии, к сожалению,не доступные на Прозе.Ру
 На заставке: Фото 31. Приличный улов