Александр. Невская битва

Евгений Леф
1239 год. На дворе – средневековье со всеми вытекающими последствиями: дикими нравами, незагаженной еще природой и полной неразберихой в государственном устройстве.
Магистр Ливонского ордена Андреас фон Вельвен совершает прогулку по Новгородской области. И не просто воздухом дышит, а присматривается – чего бы тут такого можно было приватизировать на халяву. Тут, откуда не возьмись, - местная братва. Лихие люди, разбойники-душегубы. Свиту магистрову в мелкий компот покрошили, а самого Андреаса не успели. На его счастье в том же лесу и в то же время совершал променад князь Александр со своей бригадой. Они-то и подписались за уже почти обреченного ливонца. Вломили братве по самое «не балуй», чем продемонстрировали традиционное российское миролюбие и гостеприимство.
Так начинается фильм «Александр. Невская битва» - очередной героико-патриотический эпос… опус… ляпсус… в историческом соусе. М-да… Народ еще не успел толком отсмеяться после «1612»  Хотиненко, а тут уже Игорь Каленов в затылок дышит…
Короче, идем дальше. Андреас, как и положено чужеземцу, оказался подлым и коварным. Войдя в преступный сговор с Новгородской оппозицией, он склонил ее к тому, что через 700 лет будет квалифицировано по 58-ой статье, - то бишь, к измене Родине. Бояре обещают ливонцу подробную карту реки Невы с обозначением мест, удобных для разбивки лагеря. Информация, доступная сегодня в любом туристическом справочнике, стоила, в конце концов, боярам жизни. О времена! О нравы!
…Швеция, замок короля Эрика XI, в замке бурлит жизнь. Туда-сюда снуют рыцари, шуты, челядь, на фоне – инструментальный ансамбль наяривает что-то из Ричи Блэкмора. Появляется хитрый Андреас. «Эрик, - говорит он, - а слабо русским вставить? Отомстить, типа, им и за Полтавскую битву, и за проигранные полтора десятка Чемпионатов мира по хоккею…» «Не, - отвечает Эрик, - не слабо». И отряжает своего зятя вставлять русским.
А в Новгородском княжестве в это время жизнь бьет ключом. Александр только-только женился, его дружбан Ратмир, ловко выражающий все свои мысли одной нехитрой фразой «Это – да…», запал на молодую княжну. В воздухе запахло мелодрамой. Но несколько таинственных убийств, вплетенных в сюжет, спасли ситуацию, - такая интрига закрутилась! Кто убийца? Где его искать? Откуда ждать следующего удара? Зритель, закаленный детективами Дарьи Донцовой, уже на второй минуте все бы по полочкам разложил, а они, как дети малые, - суетятся, недоумевают, высчитывают чего-то… И, чувствуется, в глубине души проклинают сценариста за тонкость сюжетных ходов.
К счастью, все образовалось. Кого надо прирезали, кого надо оплакали, - а тут и шведы подгребли. Гребли они, надо сказать, долго, поэтому успели только к концу фильма. На битву оставалось минут десять экранного времени и изрядно поистраченные фонды, - посему батальное полотно было решено рисовать на полянке площадью в сотню квадратных метров. На такой и немногочисленная массовка смотрится богато.
Наши дрались, как львы. А шведы - наоборот. Александр был хорош! В приталенной кольчуге, блестящей, как раковина после Comet-а, он носился по полянке то с копьем, то с мечом, - и шведы дохли пачками от одного его приближения… Тут и сказочке конец, кто не спрятался - я не виноват.
А потом пошли титры. Дескать, шведы были разбиты, Александр за эту битву получил кликуху «Невский», Андреас понял, что с отмороженными скандинавами ловить нечего, и через пару годков, в 1242 году, пришел воевать Русь во главе немецких псов-рыцарей. Но это, как мы знаем из учебников истории, уже совсем другая сказка. Ждем-с продолжения…

октябрь 2008