Яблоки и яблони

Леонид Фульштинский
               
               
               
      Однажды у входа в школу №52 было вывешено объявление: «В среду в 19-00 состоится общешкольное родительское собрание. Проводится педагогический эксперимент «Яблоко от яблони». Приглашаются родители учеников всех классов.
      На такое объявление клюнули многие. В зале яблоку негде было упасть. Открывая собрание, директор школы сказал:
      - В этом зале собрались родители, которые практически незнакомы между собой или малознакомы. Именно на вас, вы уж извините, и будет поставлен наш педагогический эксперимент.
      После этих слов всем раздали листки бумаги, и директор сказал:
      - Сейчас вы будете писать контрольную.
      Поднялся лёгкий шумок, но директор всех успокоил:
      - Не волнуйтесь, контрольная несложная на уровне третьего класса. Кто не захочет, может не писать. Задача номер один: «Два рыбака словили вместе десять карасей. Первый поймал на два карася больше. Сколько рыбок поймал каждый рыбак?». Задача номер два: «Из одной трубы вытекает…».
      Директор кончил читать, дал время на решение задач, после чего объявил перекур, назвав его большой переменой.
      - А мы в это время проверим ваши контрольные и сообщим результаты, - пообещал он.
      Через пятнадцать-двадцать минут раздался звонок, и все вернулись на свои места.
      - Сейчас, - с улыбкой провозгласил директор, - мы покажем вам лучшую и худшую контрольную, и вы сами увидите разницу между хорошим и посредственным учеником.
      По рядам пошли два листочка, на которых фамилии были тщательно вымараны. Одна контрольная представляла собой образец аккуратности и прилежания, столбики были ровные, буквы и цифры каллиграфические. Чувствовалось, что обладатель такого почерка человек обстоятельный, уравновешенный, собранный. Такую контрольную приятно было взять в руки, с её автором, по всей вероятности, было приятно иметь дело. Эта контрольная была оценена высшим балом.
      Другая работа представляла собой полную противоположность первой. Нет, ошибок в решении не было, но оформление: почерк быстрый, небрежный, буквы и цифры прыгающие, неразборчивые. Не нужно было быть графологом, чтобы прийти к выводу, что за этими строками стоит человек несдержанный, норовистый, вспыльчивый, что характер у него резкий, колючий, он часто рубит с плеча, обуреваем «наполеоновским комплексом», иметь дело
с таким человеком крайне неприятно и нежелательно.
      - Ну вот, - подытожил директор. – Вы всё видели своими глазами. Дети этих родителей точно такие же: один – отличник в своём классе, другой – отстающий в своём. Мы не называем фамилий авторов, после проверки мы их аннулировали, но почему у этих родителей такие разные дети, думаю ясно без комментариев. Вот и весь наш педагогический сказ, вот и весь наш эксперимент. Пусть он заставит каждого родителя задуматься – по-моему, есть о чём.
      На следующий день управляющий одной из фирм Бабаскин пришёл на работу расстроенный. Давно уже он не получал таких щелчков по носу. Вчера получил. Это за его контрольную была поставлена такая низкая оценка. Мелочь, конечно, тем более что никто не знал, чья это работа. Но Бабаскину  было стыдно.
      - Это ж надо, - размышлял он, - затеять такой эксперимент. Да, действительно, мой оболтус большими успехами не блещет, учителя на него постоянно жалуются, но ведь у меня-то как раз всё наоборот. Сам я – руководитель крупного масштаба, под моим началом большой коллектив, фирма на хорошем счету. А эти школьные горе - теоретики, смотри, что придумали. Нет, я, конечно, своему Гришке уши надеру, но при чём тут яблони, яблоки. Выходит, мой Гришка – гнилое яблоко, а я – та самая яблоня, которые эти червивые плоды производит. Между прочим, по садовому гороскопу я вовсе не яблоня. Кажется, совсем другой фрукт. Вроде бы, апельсин.  И что тогда? Апельсин от апельсина…? Чушь всё это.
      Он поднял телефонную трубку и произнёс: «Отчёт готов? Несите его сюда».
      Ему принесли объёмистый труд, и он углубился в чтение. Вдруг лицо его побледнело: в одном из разделов он обнаружил знакомый вчерашний почерк. Ну да, он самый: такие же каллиграфически выписанные буквы, такие же ровные аккуратные строчки, и вообще весь раздел выглядит как подстриженный английский газон.
      - Кто писал этот раздел? – спросил он по телефону
      - Младший экономист Шитиков, - ответили ему.
      - А дети у него есть?
      - Сын.
      - Работает? Учится?
      - Школьник.
      Бабаскин повесил трубку и ещё раз углубился в отчёт. Да, оформлен этот раздел аккуратно, но вот ошибка, вот описка, это надо не так, а вот это совсем иначе. Своим корявым неразборчивым почерком управляющий с наслаждением чёркал страницу за страницей, пока не кончился весь раздел и не иссяк весь запал. Затем он размашисто написал
на заглавном листе: «Переделать!» и нажал кнопку звонка.
      - Передайте этой яблоне, - управляющий протянул вошедшей секретарше рукопись, - чтобы он переработал отчёт.
      - Какой яблоне? – не поняла секретарша, обычно понимавшая шефа с полуслова.
      - Белый налив! – гаркнул Бабаскин, и секретарша тут же ретировалась, шепча про себя:
      - А почему не Антоновка. Тоже хороший сорт.