11. 1971 г. Сцена с матерью

Виталий Альбертович Иванов
Из дневника и записных книжек. С редактированием, купюрами и дополнениями.
=============================================

Некоторые факты и упоминаемые имена за давностью лет, могут быть не точны и в любом случае являются авторской интерпретацией.
Прошу считать публикацию - литературным произведением, отражающим близко прошедшее, но не являющимся документальным.
=============================================

Мать вышивает платье, лёжа на диване. Материал плохой, но хороший рисунок.

Сын. – Зачем ты шьёшь платье, ты же не будешь его носить? Деньги есть, купи в магазине.

Мать. – Почему не буду? Буду носить.

Сын. – Да мне бы с ним было стыдно показаться. Такая расцветка годится только для матрасников и мешков.

Мать. – У него качество хорошее. Оставь.

Сын. – Но неужели тебе это действительно нравится? Это же безвкусно. Ты напрасно убиваешь время. Жалуешься, что тебе некогда читать, ходить в театры, музеи. Раньше у тебя было дел больше, но ты находила время, а сейчас…

Мать. – Ах, оставь! Оставь в покое! Вышиваю, и вышиваю… Что ты ко мне привязался? Что ты всё ко мне придираешься? Чего ты хочешь?..

Сын. – Хочу, чтоб ты задумалась… Неужели, не понимаешь? Не замечаешь, что с тобой делается  в последние годы? У тебя нет никаких интересов. Я не слышал от тебя ни одной интересной мысли… хотя бы шутки. Ведь мы живём вместе… Ты моя мать… И мне хочется … уважать и любить тебя. Неужели, ты не замечаешь, что теряешь лучшие свои чувства, перестаёшь быть живым человеком.
Слово «мать» само по себе ничто, если оно не наделено живым смыслом, любовью, уважением, заботой. Но как быть, если мне не о чем с тобой говорить, с тобой не только не интересно, но некоторые твои поступки, слова, сказанные о других людях и жизни, - пошлы, ничтожны; часто в разговоре не только со мной, но и с другими ты бестактна…

Мать. – Что ты от меня хочешь? Я не понимаю. Тебе, наверно, доставляет удовольствие выводить меня из себя. Я одна только всегда виновата. Вырастила сынка себе на голову. Не нравится жить дома – иди в армию. Мальчишка! Посмотрела бы я на тебя, когда ты будешь в моем возрасте.

Сын. – Да тебе ещё только сорок лет. Посмотри как живут другие. У тебя же нет ничего своего. А мне… мне дожить ещё до твоего возраста надо. Кто знает?.. Только до твоего состояния я никогда не дойду. По-моему, лучше умереть…

Мать. – Вот! Вот! Всё матери смерти желаешь. Только бы со света сжить. Тебе твои девчонки дороже матери стали… Только бы из дому выгнать… Для того я тебя столько лет кормила, одевала, чтоб на старости лет ты мне такие сцены устраивал? Свинья ты этакая!
Я еще жить хочу.

Сын. – Не кричи на меня! Какое ты имеешь право меня оскорблять?! Я – человек!

Мать. – Какое право? Человек?!!.. А вот я тебе сейчас покажу, какое право… Жить не захочется! Человек!..

Сын. – Дура! Дура! Сумасшедшая!..

(Выбегает.)

23 ноября 1971