Пионерский шмон

Юрий Короткевич
ПИОНЕРСКИЙ ШМОН

     Жду не дождусь, когда прозвенит  звонок и нас распустят на летние каникулы.  Как и в прошлом году,  в пионерлагере я пробуду  три  смены.  Лагерь наш не простой.  Он принадлежит заводу с не очень приличным названием  -   Б.П.З.,  то есть Брянскому Паровозостроительному заводу.  Чтобы туда попасть, надо  вначале  из Москвы  доехать до Брянска.  Родители  меня сдают вечером  на Беларусском  вокзале проводнице, и она меня  будит  и передаёт  прямо в руки моему родному  по  отцу  дяде МИТЕ.  Он работает  на этом славном заводе,  который   вскоре  после окончания   боевых действий в районе   открыл недалеко от  Брянска  на  берегу речки  Десны  пионерский лагерь.   Бараки, в которых два года войны  квартировались немцы, это  наш  дом на летнее время... Так же как и вместительные   сортиры  с  таинственными надписями на немецком языке. Вроде Schlange  и  Schwanz...

     Я уже  не маленький, недавно мне исполнилось  тринадцать лет, и я уже третий  раз  буду  так долго  вдали от дома.  Вначале было очень трудно, как в новом классе,  даже хуже.  Ведь  я единственный  МОСКВИЧ, а  здесь  это  понимается  почти  как   ВРАГ.  Сначала  была непонятна причина такой  ненависти и презрения.   В прошлые разы я был в домах моих солагерников.  Они жили  по моим понятиям в шикарных квартирах , принадлежащих заводу. Дети  были одеты не в обносках, как  большинство  в Москве.  Были более упитанные, чем  я,  и это была одна из причин ссылки  меня в  эти лагеря...    Родители   даже запланировали, на  сколько  килограммов   мне надо поправиться....

   На этот раз у меня   задумано  важное  дело.  Наш лагерь  располагается  в  глухих Брянских лесах,  где шли  бои, и часто попадаются окопы.  Когда я приехал первый раз,  даже  вблизи бараков  земля была усыпана патронами и гильзами.  Под   контролем  пионервожатых    их собирали, и  добычу  куда-то отвозили.  Во время  вечерних костров  кто-нибудь подбрасывал  в огонь  не конфискованные   патроны, они рвались, почему-то  не причиняя   вреда.  Непонятно, чего тут  можно  бояться?....

     В  потухшем   кострище мы  иногда находили  свинцовые  лепешки - наплывы  причудливой формы....

    Последние несколько лет на меня напала болезнь  что-то сделать  своими руками. Период, когда я всё разбирал и почти ничего снова не мог  собрать, прошёл.  Но, чтобы  что-то делать самому, как я уже понял, кроме желания, нужно очень много вещей. С  инструментом  типа отвертки,  разных напильников  и плоскогубцев   у меня полный порядок. Мама работает мастером в  специальных мастерских. Там подготавливают к рейсу красивые   железнодорожные вагоны  СВПС - Спальные Вагоны  Прямого Сообщения.  В мастерской много разных участков, и я  в них  бываю, когда прихожу к маме на работу. Тут и гальваника, и разные станки по металлу  и полно списанного слесарного инструмента. Чаще всего американского, но для меня вполне пригодного... Туго с материалами, и рабочие иногда ходят за ними на свалки...

    А тут меня обуяло желание  начать  делать   маленькие модельки  легковых   советских автомобилей. Марок  очень немного. Это ЗИС  для  непростых людей,  Победа  и  Москвичи. Выпиливать   из  куска стали   модельки даже размером  три-четыре сантиметра  очень трудно  и долго, я уже пробовал. Нужен  мягкий и хорошо обрабатываемый металл.

   Наверное подойдет свинец...  Он легко обрабатывается  даже ножом...   А если сделать  в деревянной доске углубление , по форме близкое  к  нужной  модели, и залить расплавленный свинец, то дело пойдет быстро..   Осталось добыть нужное количество свинца...

   Что  мои мысли идут в правильном направлении,  я  проверил на практике. Недавно в наш  дом провели  газ!!!   До этого мама и соседки готовили еду на керосинках и керогазах, а  тут появилась ОНА,  необыкновенной красоты  газовая плита  на  четыре  горелки.   Конечно-же,  от  прошлых поездок  я  ПРИТЫРИЛ несколько продолговатых пулек диаметром примерно семь миллиметров. Так   я   определил  по   школьной    линейке.

   Не долго думая, когда дома никого не было, я взял плоскогубцами пульку, нагрел её над газовой горелкой  и  из пульки  хлынул металл.   Он мгновенно растекся по верху горелки  и  потушил  её!! Хватило ума быстро выключить газ... Также хватило ума дождаться, когда  горелка немного остынет  и   окончательно остудить  рассекатель  под  краном.   Наплывы свинца снялись довольно просто... Теперь надо думать, как  и куда сливать из пулек свинец в одно место...

      Наконец- то вам всем стало понятно, что я ехал в этот раз в лагерь не только, чтобы набрать вес. Мне надо было набрать свинцовых лепёшек из   костра и привезти их домой.Кажется, это мне удастся запростяк.  Конечно же , патроны и пули вывезти
значительно труднее .  Вы, конечно-же знаете, что такое ШМОН.  Это когда вы уезжаете из пионерского лагеря, перед  самой посадкой   в автобусы, вы стоите в шеренге, а ваш открытый чемодан стоит перед вами. Опытной рукой проверяющие ПЕРЕТРЯХИВАЮТ  все  ваши вещички, а сомнительные вещи  конфискуют.
 
   Помню, первый  в своей жизни шмон я проходил в конце  1943 года.  Моя мама везла меня и мою   сестру  из  ЭВАКУАЦИИ  ДОМОЙ!!!  Ей  было  31 год,  мне было уже шесть с лишним, а сестре  было ТРИ года. За нашими плечами были  два года беженства, и мы все знали, что на вокзале в  МОСКВЕ  нас  встречает   ШМОН.   Когда  мы  БЕЖАЛИ   ИЗ   Москвы осенью 1941 года, никого не интересовало, что  и  сколько   мы  с собой везём,  как и где мы будем   жить. Хорошо   хоть потихоньку, но отвозили  подальше  от  Москвы с её  бомбёжками  и  бомбоубежищами...      А тут, при въезде по слухам  у всех будут  проверять  документы,  взвешивать  вещи и проверять на вшивость... Правда , не было слышно, что тем, кто  возвращался   домой  с меньшим  весом  вещей,  будут    ДОБАВЛЯТЬ...

   Так что в жизни надо всё  время  его ожидать, этот  ШМОН...

   А свинцовых лепёшек в  пионерских кострах в этот раз не стало.  Да и патроны все почти повывелись  и  попадались очень редко. С  большим  трудом  насобирал   немного  ...
     Вещички наши всё время лежали в специальной кладовой, и если вдруг надо поменять трусы или майки, то  в определенный  день   мы выстаивались  в очередь и брали  свои  чемоданчики. Я  находил   укромное местечко  и   старался  надёжнее  СХОВАТЬ   пульки.

   Куда я их сховал,  ФИГ   вам скажу. Скажите спасибо за то, что я раскрыл тайну добычи свинца....

   Кроме военных  заготовок были у меня  в лагере и другие интересы.  Мы в походах обошли  все окрестности, купались в речушке под строгим наблюдением воспитателей, каждую неделю проходили взвешивание. Чтобы  мы не соскучились,  нас  водили собирать лекарственные травы. Потом  их  сушили  на   просторных чердаках наших  бараков.

     Регулярно с  нами проводили политбеседы. В  одной из них нам сказали, что  Америка  начала войну с Кореей , и я не очень хорошо понял, из-за чего. Понял только, что это почему-то касается и нас, то есть Советский Союз. Неужели опять куда-то придётся бежать?... Молодые ребята, наши пионервожатые,  работающие на заводе,  нервничали и шушукались по сторонам.  Нам  ничего  не было понятно,  да и своих дел было предостаточно...Пусть  взрослые сами разбираются .

   Я заметил, что когда собирается много ребят в одном месте, то  порядок  получается не  из приятных.   Особенно плохо  по вечерам.  Вожатый  говорил нам  СПОКОЙНОЙ НОЧИ  и уходил.    Все начинали галдеть и было не до сна.
 
   Витьке,  соседу по койке, который раньше говорил, что не любит москвичей,  я как-то сказал, что у  меня в  Москве есть редкостная  книга. Которую я прочитал  много раз и знаю почти наизусть.

   И вот однажды Витька, которому тоже надоело не спать до трех ночи, предложил всем  МЕНЯ. То есть,  чтобы я рассказал что-нибудь из этой книги. Для усыпления...

     " В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются только лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежетелем и сразу же умереть...."

   И вот почти каждую ночь я усыпляю буйных пацанов  чтением  по  памяти разных историй  из книги   писателей  ИЛЬФА и ПЕТРОВА " ДВЕНАДЦАТЬ  СТУЛЬЕВ ".  Её мне подарил папа в прошлом году.   Он сказал тогда, что это первое  послевоенное издание ...

   P.S.
   
     Эта книга, почерневшая от  грязи , в которой все листочки  без труда  можно вытащить, сейчас  со мной в АМЕРИКЕ.

    Года через два после описанного пребывания   в  этом   пионерлагере, я шел домой около Беларусского вокзала.  На  меня , радостно улыбаясь, наскочил какой-то парень.
 
" Мы переехали в Москву,  я тоже москвич !" - радостно вопил он. Это был  Витька, ненавидящий москвичей.   Мне стало очень противно, и , хотя я его прекрасно  узнал,  мне не захотелось с ним здороваться....

    Задуманные мною модельки были сделаны. Я выплавлял свинец  в  жестяную коробочку  от  ваксы, а потом отливал  грубые заготовки.  После опиливал ,  ЗАСАЛИВ  безвозврато  много  напильников. Уж очень  мягок свинец.

   При очередной плавке из  отверстия в пульке  вместо  свинца  вдруг пошел  цветной  дым,  и наша  кухня  превратилась  в  вонючий предбанник. Я  нарвался на пулю с трассёром. Такими пулями  иногда стреляли во время праздничных салютов в МОСКВЕ  во время войны, это я хорошо помню,  и это очень нравилось.

   Красота красотой, но надо было быстро скрыть вонючие   последствия . Поставил разогревать  на газ кострюльку с супом, а потом немного плеснул на рассекатель.  Запах пригорелой еды  немного перебил запах сгоревшего трассёра.

     Вечером, когда пришли взрослые, меня долго ругали за неряшливость. Такой, дескать, большой, а не смог  аккуратно разогреть  себе  еды...