Тесен мир, а развести сумели

Владимир Шелехов
               

        Давно уже позади тот этап жизни, когда, уверовав обещаниям получить квартиру при сдаче громадного «заводского» дома, я поменял исследовательскую лабораторию при кафедре сопромата на кульман инженера-конструктора. Как ни суди --- развели, поскольку  после сдачи дома «квартир на всех не хватило». Впрочем,  коллеги оказались в целом замечательными людьми, а то обстоятельство, что спроектированные мной изделия  реально продавали в магазинах остаётся основанием для тайной гордости и поныне. И даже несуразная командировка в Москву, куда эти изделия каждое в трёх экземплярах с привязанными и опечатанными «гербовыми» ярлыками, надсажаясь от их тяжести мне пришлось возить на утверждение, сегодня вызывает улыбку.  Но кто посмеет утверждать, что любовь как и развод бывают раз в жизни?
       После случайного знакомства с бригадой рыбаков на Урифтах наши отношения  быстро наладились, однако оказались недолгими:  развели нас с этой бригадой и, досадно, так и непонятно кто же  тогда это был. Напротив, очень  показательно как именно это было сделано.
       Через недельку от состоявшегося  знакомства, мы запаслись пивом, мешочками для рыбы и, помня о случившемся конфузе, прихватили с собой кошельки. По собственной инициативе я взял с собой и проверенный временем ФЭД-2 --- популярный  когда то плёночный фотоаппарат. Визит не занял много времени, и никаких проблем с бартером, как сегодня говорят, небыло. Стая местных собак  проявила  ко мне всё ту же удивительную лояльность, а в итоге я в роли фотографа смог  совершенно беспрепятственно исполнять все пожелания свободных от лова  членов бригады. Но вскоре плёнка кончилась. Записав пожелания по части кому, каких и сколько фотографий нужно сделать, захватив мешочки с рыбой, но оставив баллоны с пивом (фасованное пиво в те годы было не в чести), я с коллегой отправился домой с чувством глубочайшего удовлетворения. Приближался праздник, и мы единодушно решили навестить наших  новых друзей непременно за день или два то него.
        К назначенному сроку подготовка была завершена. Конечно, печать фотографий в рамках  единственно возможной тогда «химической» технологии, их сушка на глянцевателе, обрезка и комплектация  потребовала  некоторых усилий и времени. Но в те годы пиво было дефицитным продуктом,  найти источник, отстоять очередь, а иногда и выдержать прессинг очередников, особенно накануне праздника --- это многого стоило.
 Выехали мы раньше обыкновенного, поскольку при расстовании нас предупредили, что гарантией удачи будет лишь встреченная на берегу «тоня», когда и рыбка будет прям-таки из под воды, и заводские приёмщики ещё не успеют подъехать. Для нас то «место лова», так сказать,  в любом случае было на берегу, и не считаться с советом было невозможно. Акт внимания, о чём свидетельствовал поданный совет,  банки пива в салоне, да м фотографии, которые я не собирался «ставить в счёт», а сделал как подарок в совокупности утвердили нас в надежде на удачный «улов». Но случились форсмажорные обстоятельства.
       Свернув с «большака», который с тракта вёл к деревне и благодаря щебню был вероятно самой пыльной окрест дорогой, я осторожно покатил по грунтовке. Времянка бригады рыбаков находилась за перелеском, и видеть её можно было уже почти проехав его, когда дорога решительно  устремлялась к озеру по затяжному пологому спуску. Занятый манёврами между деревьями и рытвинами, я только на открытом участке увидел, что рядом с летней столовой на обочине стоит «Москвич-407» и мотоцикл «Урал». Но нужно было ещё и осмыслить ситуацию, поскольку не сразу за времянкой нам открылся берег с вернувшимися после лова лодками и неожиданно большой толпой народа. Мы с машиной приткнулись чуть на отшибе, и пока я размышлял о замеченных особенностях, сознание отметило и полное отсутствие собак. Когда же в этой связи мы с коллегой перераспределили роли и приготовились выходить из салона,  откуда то сверху раздался негромкий свист.  Я только и успел заметить, что со смотровой площадки, т.е. высокого крыльца в открытые двери жилища устремился крепкий мужик с болтающимся у колена биноклем, который тот тащил за распущенный ремешок. Нетрудно было предположить, что свист был отнюдь не случайным, и нам пришлось остаться у машины, наблюдая за развитием событий.
       В толпе у лодок началось оживление. С небольшим интервалом друг за другом и без промедления  с импровизированной стоянки быстро отъехал  «Урал», а вслед за ним и единственный в своём роде «Москвич» с двумя ведущими мостами во внедорожном исполнении. Нет, они скрылись по прибрежной кольцевой дороге прочь от большака и в тех прибрежных зарослях, где без крайней необходимости и коров не гоняли. Но я, по прежнему оставаясь в неведении,  и заранее уверенный в благосклонном к себе отношении, не спеша поднялся на крыльцо и постарался  рассмотреть, вслед за исчезнувшим наблюдателем,  нечто,  явившееся причиной переполоха. Это был именно переполох, а не бессмысленная суета из опасения каких то неприятностей, ибо ни один из исчезнувших  водителей не взял с собой ничегошеньки. Хотел было спросить у наблюдателя, который так и не покидал времянки, о причинах происходящего, но стоило повернуться к входной двери как с высоты крыльца я увидел направляющегося в нашу сторону с берега незнакомца. Он тщетно пытался рассмотреть во мне уже кого то из своих знакомых. Однако прежде чем мы с ним смогли переговорить, со стороны большака из перелеска плавно выкатилась и без промедлений подкатила к нам бежевая  «Волга» с оленем на капоте. Так получилось, что у лестничного трапа встретились трое незнакомцев, ибо кроме нас двух сюда из дверей «Волги» вышел довольно пожилой  импозантный мужчина с седой шевелюрой и взял инициативу в свои руки.  Скромно, только что ни опустив глаза долу, он, привычным жестом  извлёк из кармашка  красную гербовую книжечку и, открывая её, представился полковником КГБ в отставке. Последнее было почти очевидно, поскольку не только его возраст, но и возраст спутницы, по всей видимости --- супруги, был много за пенсионный. Дальше, со всей возможной  учтивостью он обратился к старшему из нас по возрасту ---- «моему  визави», незнакомцу с просьбой.  Упоминался предстоящий праздник, ожидающаяся свадьба дочери, гости, разумеется и деньги, но в конце концов просьба то касалась свежей рыбки.
           Позже, сводя во едино все косвенные признаки, я пришёл к заключению, что «мой визави» был скорее всего директором рыбзавода, но его находчивости можно только позавидовать. Обращаясь к полковнику, он
заявил, что де беспокоиться не стоит, но такие вопросы здесь решает старший бригадир.  Когда же при этом он указал на меня, я чуть было не поперхнулся. И что же прикажите делать? Чувствуя, что вот вот лицо моё зальётся краской, осипшим вдруг голосом,  я милостливо  разрешил полковнику  наполнить подготовленную им немалую сумку, заметив, впрочем для отместки «визави», что деньги никчему,  добавив так же для полковника, что в принципе злоупотреблять своим положением стоит ли?
 На этом пункте «визови»  начал багроветь и чуть было ие поперхнулся в свою очередь. Но тут же нашёлся. Горячо заверив полковника, что всё будет исполнено «точь в точь» по сказанному, и крикнув какого то провожатого к лодкам, он внезапно «вспомнил», что по рации меня немедленно вызвали на завод. При этом всем своим видом он убедительно показывал мне, что пока полковника не увели ещё к лодкам за рыбой, наш автомобиль должен изчезнуть. Увы! Так мы под праздник остались без свежей рыбки, поскольку едва свернув на большак, мы встретили заводской грузовичок , направлявшийся за уловом.  Возвращаться было бесполезно.