Второй урок волшебства

Наталья Рак
Идея произведения или  что я хочу сказать? В творческую копилку.

Прежде  чем продолжить урок волшебства надо вспомнить, а что нам уже известно из первого урока:

Откуда приходят сказки?
Где они живут?
Как расшевелить воображение?
На какой вопрос отвечает тема?
И волшебное слово ЕСЛИ БЫ.

Зная  ответы на эти вопросы, думаю,  что вы легко справились с домашним заданием.

Но и я времени даром не теряла, а искала темы будущих сказок. И вот что у меня получилось.

Задание 1
Темы будущих сказок.

- Как плюшевые игрушки путешествовали.
- Потерянная варежка.
- Имя Клада.
- Особенный день.
- Зачем шнурки ботинку?
- Крокодиловы слезы.
- Веселые лекарства.
- Солнечный лучик плюс Котенок равняется дружба.

Задание 2
Используя волшебное слово,   ЕСЛИ БЫ написать начало сказки.

Если бы плюшевые игрушки отправились путешествовать то, какие бы события и приключения могли с ними произойти? 
Начало сказки.
Однажды плюшевые игрушки решили, что хватит им дома сидеть да в окошко глядеть. Захотели они сами отправиться  в путешествие. Но сначала надо было купить билеты…

Если бы  я была девочкой Машей и однажды потеряла варежку, то, что произошло бы с потерянной варежкой?

Начало сказки.
Девочка Маша была большой растеряшей и однажды потеряла варежку. Но обнаружила это только дома. Жалко стало Маше пропавшей варежки: « И где  теперь искать мою варежку? – огорчилась девочка…

Если бы   вы отгадали Имя Клада, то чтобы сделали  с найденным Кладом?
Начало сказки.
Давным-давно под старым дубом закопали  Клад. И Имя ему дали. Да только прошло целых сто лет, а за Кладом, так ни кто и не пришел. Надоело ждать Кладу, и пошел он искать того, кто имя его отгадает тому он и откроется.

Если бы у Лягушонка был особенный день, то каким бы он был?
Начало сказки
Однажды Лягушонок весело шагал по лесу и напевал любимую песенку
- Ква…ква.. ква…
- Ты чего расшумелся? - остановился вдруг Муравей,  который  перекатывал зернышко пшеничного колоска.
- Я пою  потому, что у меня сегодня особенный день, - весело отозвался Лягушонок.
- И что же в нем особенного? – спросил Муравей и покатил свое зерно дальше…

Если бы Ботинки решили  что  обойдутся без Шнурков?
Начало сказки.
Решили Ботинки, что могут прожить и без Шнурков. Обиделись Шнурки, и ушли из дома. Проснулся рано утром Миша, обул Ботинки, а Шнурков нигде нет. Что делать Мише? Где искать Шнурки?

Если бы Крокодил заплакал…
Начало сказки.
Жил-был на свете Крокодил Гоша. Он очень хотел найти друзей, но все его очень боялись,  и никто не хотел дружить с ним. Но однажды звери решили…

Если бы на свете были веселые лекарства, то кого бы они вылечили?
Начало сказки.
Однажды в зоопарке заболели животные. Врач долго не мог понять, что с ними случилось. Но скоро он догадался, что звери загрустили. Как лечить грусть? Надо срочно изготовить веселые лекарства, - подумал он…


Если бы Солнечный Лучик подружился с Котенком,
Начало сказки.
Рано утром проснулся Котенок и тихо позвал Кошку – Маму. Но ее нигде не было видно. В этот момент Солнечный Лучик искал место, где бы ему  приземлиться. Вдали он заметил что кто - то сидит около  песочницы и горько плачет. Лучик пощекотал его нос, пробежался от макушки до хвоста и приземлился на желтый песок.
        - Ай, горячо, - засмеялся Котенок, вытирая лапкой, усы мокрые от слез.
        - Ты кто?
        - Я Лучик - Непоседа.
       - А я - Котенок, - грустно вздохнул он. - Ищу свою маму. - А что такое Непоседа?

Задание 3
На прогулке вам надо было обратить внимание на что-то необычное и записать наблюдения в волшебную тетрадь.

Вот записи моих наблюдений.

« Маршрутное такси трудится целый день. Оно перевозит много людей и к вечеру устает. У машины есть свой дом. Он называется гараж. Тема сказки: «Усталая маршрутка».

«Экскурсия в музее. В витринах выставлено много кукол. А интересно, откуда эти куклы? Кто их принес в музей? Кто подарил? Тема сказки: « Как куклы попадают в музей?»

«Раннее утро. Лучи солнца пробиваются сквозь тучи. А если лучик окажется волшебным? Кому он сможет помочь? Тема сказки: «Волшебный лучик».

«Ворона очень осторожная птица. Ходит важно и внимательно наблюдает за всем,  что происходит вокруг. Заметила кусочки печенья. Подлетела и жадно подобрала все кусочки прямо из-под носа воробьев и голубей. Тема сказки: «Жадная Ворона».


Итак, мы вспомнили прошлый урок, проверили домашнее задание, а теперь новая тема: «Идея произведения».

Идея – это, что думает автор по поводу описанных им явлений. Разберем этот тезис подробнее.

Будущий автор выбирает тему. Она отвечает на вопрос: О чем? Но этого мало. Надо еще знать, а что же я как автор хочу сказать своим произведением: рассказом, сказкой, пьесой. В каждом из названных жанров заложена авторская мысль, ради которой пишется само произведение.

Идея отвечает на вопрос: «Что?»
Обычно автор «закладывает» в свое произведение (особенно для детей) морально – этические принципы. Перечислим некоторые их них. Это принципы: добра  и справедливости, сострадания и сопереживания, помощи слабым и беззащитным и т. д.

Вспомним темы своих сказок и попробуем определить идеи наших произведений.

Темы сказок.

Тема: Как плюшевые игрушки путешествовали.
Идея: Рассказать о дружбе и взаимовыручке друзей

Тема: Потерянная варежка.
Идея: Как плохо быть растеряшей и как важно заботиться о своих вещах.

Тема: Имя Клада.
Идея: Жадность – это плохое качество и очень важно уметь делиться с кем- либо.

Тема: Особенный день.
Идея: День рождения – это особенный день для каждого.

Тема: Зачем Шнурки Ботинку?
Идея: Как важно в дружбе уметь уступить.

Тема: Крокодиловы слезы.
Идея: Каждому нужен друг и забота.

Тема: Веселые лекарства.
Идея. Надо очень захотеть помочь, и средство обязательно найдется.

Тема: Солнечный лучик плюс Котенок равняется дружба.
Идея: Хорошо когда есть друзья, потому что дружба помогает решать любые проблемы.

Итак, запишем новое домашнее задание.

Сегодня оно будет очень коротким
1. Вспомнить темы ваших сказок, которые отвечают на вопрос: О чем?
2. Определить идеи сказок, которые отвечают на вопрос: Что?

В творческую копилку.
Чтобы творить самому, неплохо было бы узнать, а как  это делали до меня предшественники. Новая рубрика позволит вам познакомиться с «волшебными пособиями», которые оставили для нас Волшебники. Они очень надеялись на то, что кто-нибудь, когда-нибудь воспользуется их советами.

Знаменитая книга «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывание историй» написанная Джанни Родари стоит самой первой в серии «волшебных пособий».

Начало этой  книги было положено в 1948г. Главы «Учебного пособия по выдумыванию сказок» (первое название книги) были опубликованы в 1962г, в римской  прессе. На русском языке книга вышла в 1978 году.  Интерес к книге сохраняется и до сегодняшнего дня.

Итак, заглянем в лабораторию писательского мастерства.

Глава «Камень, брошенный в пруд»  (игра)
«Если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в свое движение, на разном расстоянии, с  различными последствиями, кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Предметы, существовавшие каждый сам по себе, пребывающие в состоянии покоя или дремоты, как бы оживают, они вынуждены реагировать, вступать во взаимодействие друг с другом. Камень, устремляясь вниз, расталкивает водоросли, распугивает рыб; достигая дна, он вздымает ил, натыкается на давно забытые предметы; некоторые из них оголяются, другие, напротив, покрываются слоем песка…
Так и слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты.

Возьмем, к примеру, слово sasso (сассо) (камень). Дойдя до сознания, оно либо застревает в нем, либо наталкивается на что-то, или обходит что-то, в общем, вступает в различные сочетания:

- со всеми словами, начинающимися с буквы «S», но после которой идет не «А», а какая-нибудь другая буква, например, semina (сев), (silenzio) (тишина), systole (ситечки);

- со всеми словами, которые начинаются со слога sa, например, santo (святой), salame (колбаса), salso (соленость), salsa (соус), sarabanda (сарабанда), sarto (портной), salamandra (саламандра);

- со всеми словами, рифмующимися с asso, например, basso (бассо) (бас), masso (массо) (глыба), contrabbasso (контрабассо) (контрабас), ananasso (ананассо( (ананас), tasso (тассо) (налог), grasso (грассо) (жир);

- со всеми словами, соседствующими с ними в лексической  кладовой по значению: камень, мрамор, кирпич, скала, туф, известняк, вулканический туф и т.д

Эти ассоциации «ленивые», приходящие в голову сразу. Одно слово сталкивается с другим по инерции. Маловероятно, чтобы это дало искру…

Продолжим исследование слова «sasso» (камень). Напишем буквы, из которых состоит это слово, одну под другой:

- S
- A
- S
- S
- O

Теперь возле каждой буквы можно написать первое пришедшее в голову слово, выстроив таким образом новый ряд, например:

Sardina      -  Сардина
Avvocado  -  Адвокат
Sigarette    -  Сигарета
Sifone        -  Сифон
Ortolano    -  Огородник

Или – так будет интереснее – напишем возле пяти букв пять слов, образующих законченное предложение:
 
Sulla          - На
alfalena     - качелях
saltano      - катаются
seffe          - семь
oche          - гусынь

                Семь гусынь на качелях
пообедать захотели

С игрой «Камень в пруду» можно придумать множество историй, начав с одного случайно выбранного слова.
                Желаю успехов. Наташа