The Expendables. Мужики!

Роман Макаров
       В случае с таким фильмом, как «The Expendables» («Пушечное мясо», говоря доступным и, очевидно, неродным для российских прокатчиков языком), совсем не нужно произносить долгие пафосные речи о его достоинствах и недостатках. Этот фильм прост, как брусок стали, и вердикт мой будет простым и бесхитростным:
      Я в восхищении.
      Это забытое чувство из детства. И какое же оно классное, черт! Мощнейший фан-фактор, заставлявший нас, мальчишек (да и не только) трепетать при виде широких грудных клеток и бицепсов Джона Матрикса, Кобры, Терминатора, Рэмбо; собирать наклейки, вкладыши от жвачки, вырезки из газет и браться за старые отцовские гантели.
      «The Expendables» унесли меня в то время – время настоящих киногероев, Мужиков с огромными ручищами и пушками, брутальных, Настоящих. Я всегда знал, что Сильвестр Сталлоне – великий человек, который может к тому же похвастаться вовсе уникальным достижением – фильмы с его участием лидируют в прокате вот уже почти пятьдесят (!) лет, но за этот экскурс в детство ему – отдельный поклон и аплодисменты.
      Сама по себе идея собрать давно полюбившихся и уже подзабытых героев жанра экшен в одной картине заслуживает как минимум уважения. Актеры (и какие актеры!), чего греха таить – вышедшие в тираж и утратившие актуальность, вместе образуют гранитной крепости костяк и начинают играть новыми, доселе неизведанными красками. Чего только стоит Гуннар, герой Дольфа Лундгрена! Без малейшего преувеличения могу сказать, что Ван Дамм, Сигал и Уэсли Снайпс упустили свой шанс на второе дыхание, отказавшись от участия в эпохальном проекте Сталлоне.
      «The Expendables» замешаны на вечных голливудских ценностях времен «Коммандо»: простой, как три рубля, сюжет; максимум зрелища – жестокого, брутального, кровавого; бешеная динамика; невероятно харизматичные персонажи; славная доля мужского юмора и немногочисленные, но уместные (и умелые!) драматические вкрапления.
      Обладая известной долей самоиронии, Сталлоне не жадничает и щедро делится лаврами с представителями новой школы – Стэтхемом, Кутюр и Крусом. Некоторые из персонажей, включая Тула «Инструмента» в блестящем исполнении Микки Рурка, участвуют лишь в эпизодических ролях, однако! Скажите, кто из нас не мечтал увидеть Железного Арни, Слая и Крепкого орешка Уиллиса в одном кадре? Кому как, а одна из мечт всей моей жизни сбылась, черт побери!
      Каждый, без исключения каждый из персонажей открылся для зрителя с новой стороны благодаря оригинальной режиссуре Сталлоне. Даже в прихрамывающей (а-ля Билл «Мясник» Каттинг) походке Эрика Робертса появилось что-то поистине дьявольское. Джет Ли, напротив, предстал в неожиданно забавном и милом амплуа страдающего комплексом Наполеона «мало зарабатывающего человека». Что, в общем-то, и неудивительно. В такой-то компании!
      Рождество – (Джейсон Стэтхем) – он Рождество и есть. Где бы он не появился, там будет праздник.
      Казалось бы, на таком феерическом фоне Рэнди Кутюр и Терри Крус должны были просто раствориться, ан нет! Гигант Крус, не расстающийся с изящно-гламурной опасной бритвой салатового цвета, не может не порадовать благодарного зрителя, а Кутюр с изуродованным ухом и кишащими в идеально круглой голове тараканами радует его вдвойне.
      В одном из интервью Сталлоне признался, что фильм дался ему большой кровью. Самой простой из проблем была постановка боевых и батальных сцен в стиле старой школы, - с минимумом использования компьютерной графики, что стоило некоторым из актеров, в частности самому Слаю, выбитых зубов и порванных связок.
      Несравненно более тяжелой задачей было собрать вместе такое количество самобытных актеров, в особенности Уиллиса и Шварценеггера, который отказался даже от эпизодического участия в «Терминаторе 4». Наконец, извечная проблема независимого кино в Голливуде – финансирование.
      Знаете, в чем отличие старой доброй школы от нынешних вездесущих компьютерных спецэффектов? Сдается мне, я понял.
      Современные картины с помощью спецэффектов ЗАСТАВЛЯЮТ вас верить в происходящее на экране.
      «The Expendables» не заставляют никого. Но в них ХОЧЕТСЯ верить.

Роман Макарoff                22.08.10г.