Ничто не дает нам полное представление о человеке, его происхождении и духовной природе, как Священное Писание - Библия:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26-27);
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7);
« И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18);
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:21-23);
« То, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его…» (Пс.8:5-7);
« Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все; от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию. Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его род» (Деян.17:24-28).
В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершенного в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божьем. Но тело с его органами составляет только внешнюю видимую сторону человеческого состава, невидимую, же и духовную сторону составляет душа и дух, существо, совершенное от тела, возвышающаяся над ним и над всею видимою природою своими особенными совершенствами и преимуществами.
Душа и дух созданы по образу и подобию Божьему, дух есть дыхание Божие, и отражает в себе Божественные совершенства. Сюда относятся в особенности совершенства и преимущества первобытного ее состояния: правота ума, чистота сердца, непорочность и святость воли и блаженное бессмертие «Только я и нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Екл.7:29),
« Больше всего хранимого храни сердце (воля, ум, совесть, чувства) твое: потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23).
Созданная по образу Божьему, душа есть существо невещественное, в котором есть дух в противоположность телу и всему вещественному. Будучи духовна, душа человека одарена различными способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: способность познавать, чувствовать, иметь рассудок и ум, по средством которых может ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать, воспроизводить представление, осознавать, понимать, исследовать, умозаключать и возноситься к высшим созерцаниям, к познанию сверхчувственного мира, людей и к познанию Самого Творца и Промыслителя мира.
Дух в душе человека имеет совесть, которая внушает нам что должно делать и чего избегать, производит над нашими делами суд и определение, одобряет наполняя радостью сердце или осуждает, поражая над стыдом , раскаянием и страхом «.. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую»(Рим.2:15),
«Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей…»(2Кор.1:12).
Душа человека имеет чувства или сердце – способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний, в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божьем, в нравственной жизни и деятельности человеческой. И сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец, возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага – Богу, в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство -
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой из злого сокровища своего сердца выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук.6:45).
Человек сотворен так, что душа его имеет желательную способность выбора – волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству «...Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли, если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас…» (Ис. 1:19-20),
«..Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19),
«…Иерусалим, Иерусалим, сколько раз хотел Я собрать детей своих…и вы не захотели!» (Мтф.23:37).
Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божьему, она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу - «…святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:2),
«Но, по примеру Призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках»(1Петр.1:15),
«…Отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины…»( Ефес. 4:22-24), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять Славу Божью -
« Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мтф.5:16),
«..Говорит ли кто, говори как Слова Божьи, служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа…» (1Петр.4:11) и наконец, в соединении с Богом, со своим Творцом и Создателем человеческая душа должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем Сам Господь молился Отцу Небесному пред Своими страданиями:
«…Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас Едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино; Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! Которых, Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче, Праведный! И мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и эти познали, что Ты послал Меня; И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которую Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. “( Иоан.17:21-22),
«Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их…»(Мтф.13:43).
С падением в Эдемском Саду, человек лишился первобытного своего совершенства и блаженного своего жилища; силы души его утратили первобытную чистоту и получили превратное направление.
Но следы Божьего образа в них остались: душа удержала свою духовность и часть своего свободного произволения «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божьему» (Быт.9:6),
« Ибо знаю, что не живет во мне, т.е. в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но что бы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7:18).
Остался ум и закон его – стремление к истине и желание добра « Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:20),
« Ибо язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим.2:14).
И осталась совесть, одобряющая закон « Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр» (Рим.7:16) и осуждающая за преступление его «…они (язычники) показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…»(Рим.2:15).
Но при всем при этом падение человека было так глубоко, что сам себе, он никогда бы не мог выйти из сего состояния, оставаясь чадом гнева и проклятия, если бы Господь по беспредельной Своей благости и милосердию не даровал нам высшего средства для нашего спасения в Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе.
Взысканные таким образом благостью Создателя, мы не оставлены в нашем падении, снова призваны к жизни, искуплены от греха, обновлены, возрождены, освящены «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу (вечной) смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…? (Иез.33:11),
«Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но за грехи всего мира» ( 1Иак.2:1-2),
«Так как Он (Бог) избрал нас в Нем (Иисусе) прежде создания мира, что бы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,… предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефес.1:4-5),
« …(Бог) Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:4-6),
« Но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честию Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами , дабы Ему по благодати Божьей вкусить смерть за всех» (Евр.2:9),
« Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева» (Рим.5:8-9),
« Ибо, если преступлением одного (Адама), смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющее обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного (Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (Иисуса) всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека (Адама) сделались многие грешниками, так и послушанием одного (Иисуса) сделаются праведными многие» (Рим.5:17-19).
Продолжение:
http://www.proza.ru/2010/08/26/998
Информация взята из Библейской Энциклопедии Архимандрита Никифора,Москва,1891год.