8. Соколы Волха Велеса-цикл Светозарная Рось

Аверьянова Екатерина Викторовна
Певец: Верный Волхов, ясный сокол,
Что ж ты мечешься вдали?
Сердце вечно одиноко,
На чужбине, дома ли.
Волх: Было я расстался с вами,
Да сильней тоска гнетет.
О, исток моей печали,
Добрый день, родной народ!

Вот такую песню можно услышать от старых гусляров Княжества Рось. В словах ее не было бы ничего необычного, если бы Волх - Велес, герой песни, не был богом. "Чужбина", тоска по родине - это такие человеческие чувства; почему же они приписываются богу? Старые гусляры припоминают сказку, которая все объясняет, но русичи ей не верят.
***


Жил-был мальчик Звенидаль, славянин, но не русич (Роси тогда еще не было). Он и его товарищи любили птиц и в играх называли себя "соколами". Время то было сытое, мирное и веселое; властелин Кривды Чернобог мучил набегами нечисти древний народ* (* Эхуд - евреи), живший в пустыне, и зарождавшуюся страну славян не замечал. Его сыновья Черномор и Кощей еще не обрели своей мощи и тоже не мешали славянам жить и накапливать силы и знания.
- Звенидаль, пойдем играть в соколов! - позвал через щель в полуприкрытых от полуденного солнца створках окна Красимир, самый давний и близкий друг мальчика. Звенидаль вывалил оставшиеся в миске блины кошке в молоко, пробегая мимо светлицы, дернул старшую сестру за ленту кокошника и выскочил в окно, понимая, что до двери уже не добежать - сестра поймает.
Вместе с Красимиром примчался на луг, где очень удобно было играть в соколов среди высоких лопухов и полыни, которые они воображали березами и соснами и "летали" над "деревьями". Этот славянский край был богат лугами, и позднее здесь возникло государство Зелен Луг.
***

-- Вы еще не были там, - говорит старый гусляр, прерывая сказку. - Зелен Луг - страна одного из западных славянских народов, лужичан. Луг входит в Союз воеводств Западославия. - Когда-нибудь мы поедем туда, - обещает княгиня Радомира. - Ну, так что увидели мальчики на лугу?
***

Играя на лугу, мальчики иногда видели полевичков, как известно, детей полевика и полудницы. Эти крошечные существа напоминали домовых, но были более дикими, пугливыми и быстрыми. И внешне полевики мельче и тоньше сыто живущих домовых, меньше напоминают человека, скорее обезьянок. Похоже, и сегодня друзья встретили какое-то чудо-юдо, раз выбежали навстречу Звенидалю и Красимиру такие возбужденные.
- Стрыга* (* вампирша), стрыга! - кричал один из мальчишек.
- Какая тебе стрыга! Это водяная, - заявил другой.
- Нет, это не стрыга и не водяная. Она такая красавица, - возмутился третий.
-Ладно, схожу, посмотрю, - решился Звенидаль.
Действительно, женщина, сидевшая среди цветов на лугу, была красавица. Густые светло-русые волосы были заплетены в несколько косиц, две из которых образовывали вокруг головы обруч, остальные свободно падали на розовую накидку; простое белое платье украшали лишь кружевной розовый воротник и две нитки бусин из крупных красных ягод и дерева. Взгляд голубых глаз женщины был кроткий и ласковый.
- Кто вы? - восторженно спросил Звенидаль.
- Лада, - назвала себя женщина. Никогда бы Звенидаль не подумал, что перед ним богиня - такая тихая и простая была Лада, богиня семейного очага, женщин и любви.
- О, вы так красивы, - вот и все, что мог выжать из себя онемевший от восхищения Звенидаль.
- Ну, раз так, что же твои товарищи меня испугались? - засмеялась богиня Лада.
В те времена боги редко посещали славянские земли, ведь славяне были тогда как дети и не участвовали в борьбе Правды и Кривды. Но чуткая Лада знала, что скоро и славяне взвалят на себя тяжкий груз, и, может быть, от них будет зависеть судьба всех людей и сил Добра.
- Слушайте, дети! - обратилась Лада к собравшимся вокруг нее мальчишкам. - Ваша жизнь течет счастливо и спокойно, но на дне Черного озера-моря подрастают сыновья Чернобога - Черномор и Кощей. Ах, да мало ли иных порождений Кривды предвкушает поработить ваш славянский запад! Так клянитесь же, что в лихие годы не забудете верность к стране своего детства, не покинете Родину на радость врагу, не погубите ее равнодушием. Повторите за мной: "В жизни моей только два светила - Правда и Отечество".
Торжественно поклялся Красимир, проникновенно - Звенидаль, робко - другие мальчики. Обещание, данное богине, нарушить нельзя, значит, у славянской страны будут защитники. Теперь она спокойна за этот край - Лада, богиня любви к людям.
***

Всего десять лет прошло, и страны славян не узнать: вместо довольного жизнью, по-детски мыслящего народа - сломленные бедами, постаревшие до недоверия люди. Засухи и наводнения, ложь и бессилие правителей - год за годом, десять лет. Что это - происки Кривды или собственные ошибки?
Рось моя, тебе это знакомо. Ты и сама не знаешь, что ответить на вопрос: как? Как люди, которых воспитывали честными и смелыми, активными и ответственными перед страной, вдруг начинают лгать и уклоняться от податей, становятся татями по мелочам, а то и к казне руку протягивают... И откуда в них появляется это заискивание перед боярами, боязнь даже слово вымолвить, боярам и князю не угодное? И - равнодушие, и - бездуховность? Откуда это берется, Рось, святая родина наша?
- Славяне, опомнитесь! - взывает Красимир, но над ним смеются. Ничего нельзя изменить, а молодые глупцы все чему-то учат, к чему-то стремятся, во что-то верят.
- Славяне, мы должны.., начинает Звенидаль. Это "должны" выводит толпу из терпения, в юношей летят камни и крики:
-- Что, ты князь, чтобы повелевать нами?
Крики ранят больнее камней; Звенидаль действительно не князь; до князя доходят слухи об этих юношах, он боится за свою власть; Звенидаль бежит из Отечества.
На юге он сражается с Кривдой на стороне того же древнего народа. Его имя раскрывает свою сущность: Звенидаль - звенящий вдали. На этот раз гадалка, выбравшая по просьбе родителей ребенку имя, не ошиблась.
***

На завалинке у небольшой вежи* (* шатра), в которой жил Звенидаль, сидела толстая кошка. Ее многоцветная шерсть и заносчивый вид придавали ей точное сходство с той самой Муркой, кормившейся блинами Звенидаля 14 лет назад. Но кошки не живут так долго, и, кроме того, как Мурка добралась сюда со славянского запада?
- Вижу, славянские кошки тоже тоскуют по родине, - сказал Звенидаль, проходя мимо Мурки. - У меня ведь не было завалинки. Ты ее натаскала, Мурка?
- Какая я тебе Мурка? - огрызнулась кошка. Испуганный Звенидаль пробормотал: "Морок!"
Кошка оглядела пески и сказала:
-- В пустыне, конечно, жарко, но другие люди как-то умудряются здесь соображать, поучился бы! Я овинница Каппа.
Только теперь Звенидаль вспомнил, что овинники похожи на кошек и собак. Может, и жившая у него Мурка была овинницей.
Кошка пригладила усы, смахнула лапкой песок с хвоста и затараторила:
-- Ой, беда, Звенидаль, на славянском западе! Ты вот тут за чужой народ воюешь, а там твоя родина погибает! Чернобог и за нас принялся! На славян сын его, Кощей, напал! Твои товарищи мечи вынули и народ за собой повели! Красимир поймал меня и говорит: "Вы, овинники, быстры на ногу. Беги к Звенидалю в пустыню, а уж я тебе в награду молока и блинов не пожалею". Ну, я не дура, сама не побежала, а обратилась к Ветрам: "Ветры, духи светлые, не дайте Кривде погубить славян. Несите меня на юг, в пустыню". Один Ветер послушался меня и подхватил вместе с завалинкой, что у твоей избы насыпана. Всю ночь летели. Если ты с нами - я позову Ветер!
Кошка уставилась голубым правым и зеленым левым глазом на Звенидаля, спешно надевавшего броню, шлем и меч, и заголосила:
- Ну зачем тебе туда, Звенидаль! Не одолеть вам Кощея. Половина воинов уж перебита, сгинут и все! Как ты им поможешь? Только умрешь со всеми.
Звенидаль расстроился:
- Как, половина перебита?! Что же ты, овинница, мне сразу не сказала... Но они ждут меня, мои соколы. "В жизни моей только два светила - Правда и Отечество". Зови Ветер, Каппа!
Закружился песок пустыни, закружилась земля завалинки, овинница и витязь полетели на славянский запад...
Как помолодел старый до неверия народ! Едва началась война, славяне перестали смеяться над "соколами" и объявили их своими защитниками. На мгновение растерявшись, "соколы" воспряли духом и созвали ополчение. Не все их поддержали, потому нелегко воинам отстаивать свои земли.
Возвращение Звенидаля благотворно повлияло на его товарищей - впервые за последние дни они нанесли серьезный урон Кощееву войску.
- Вот вам стрыги, соколы! - весело кричал Звенидаль, сражаясь с нечистью. - А вы Ладу за стрыгу приняли! И не совестно?
- Совестно! - так же шутливо отвечали воины. - Ну, теперь мы видим, что стрыги уродины!
В детстве они воображали, что именно так будут вести бой - весело, играючи. Если бы нечисть могла чувствовать, она бы испугалась этих людей, идущих на смерть с улыбкой...
На шестой день по возвращении Звенидаля вставшие поутру славяне обнаружили, что Кощеево войско исчезло, будто никогда не покидало Темного царства. Славяне вытащили наряды и яства, украсили дома и деревья и стали праздновать победу. Звенидаль с "соколами" решил все-таки проверить, далеко ли ушел Кощей.
- Чует мое сердце, не сдастся нечисть просто так, говорил Звенидаль Красимиру, продираясь сквозь лес. - Зачем им уходить, если самая хилая стрыга посильнее любого ополченца?
- Да, у нас не было воинского опыта, - подтвердил Красимир. - Славяне раньше не сражались с нечистью.
Вдруг Звенидаль остановился и дрожащим голосом произнес:
- Красимир, а что, если Кощей ждал, пока мы, "соколы", уйдем на разведку, чтобы напасть на славян?! Без нас им сложнее будет защититься.
Звенидаль и "соколы" повернули назад, к славянским поселениям. Но они не разгадали ловушки Кощея. Внезапно в спину им полетели стрелы, с деревьев попрыгали ставшие видимыми стрыги, Звенидалю преградил путь сам Кощей. Не на славян решила напасть нечисть, а на "соколов"!
***

В славянской стране выпал дождь кровавый. Люди в поселениях поняли, что "соколы" не вернутся домой... Вопреки ожиданиям Кощея, это не облегчило ему победу. Победы нечисти вообще не было: теперь уже все славяне вступили в ополчение и прогнали Кощея.
А в лес, где пали "соколы", спустилась с небес богиня Лада. Она увидела, что каждый из тех мальчиков, клявшихся на лугу в верности родине, не обманул ее. Ужасна их судьба, но, если бы не они, от славян сейчас не осталось бы никого. Лада поволховала над папоротником, вырастила красный цветок и сорвала его.
- Алый цветок, стань алой кровью! - пропела она, бросая измельченные лепестки на грудь Звенидалю. Она ждала, пока цветок растворится в охладевшем теле юноши и действительно превратится в кровь, заменив собой вытекшую и заставив биться сердце. Но этого не произошло: слишком много времени истекло, чтобы можно было обратить смерть.
Лада вздохнула и вернулась на Твердь, чтобы найти там души "соколов". На Твердь, в этот загробный край наслаждений и счастья, попадают лишь души избранных - людей честных, милосердных и добродетельных. Души лжецов и злодеев растворяются в пустоте, то есть исчезают навсегда.
Души юношей она нашла быстро, но Звенидаль и товарищи были грустны, их не радовал чудесный мир Тверди. Они не прикасались к блюдам на столах, к плодам на деревьях, не купались в ласковых водах небесной Ра, не утешали их золотой небосвод вокруг и парившие в воздухе яркие цветы. Они мечтали только об одном - вернуться на землю к славянам, и Твердь была для них не желанным приютом, а горькой тюрьмой.
Мне Родина дороже рая,
И человек - Творца Вселенной,
А Правда - мой свободный выбор, - слагал песнь старый боян из Эхуд, глядя на грустных славянских юношей.
Впервые Лада встретила людей, которым не нравилось в раю. Но ведь она вырастила их такими!
Ничего мне не надо,
Кроме этого ада...
Да, я адом считаю отчизну мою.
В том жестоком шеоле
Мы срослись с пьяной болью,
Мы воспитаны кровью,
Мы чужие в раю.
- Хорошо, - сказала Лада Звенидалю. - Я отправлю вас к людям. Вы построите свой город и будете помогать славянам. Вы уже не сможете стать людьми, так как ваши тела умерли. Поэтому вы будете называться "соколами" и принимать два облика: людей и соколов.
Соколы вернулись на землю и основали крепость Колыбель (впрочем, тогда ее имя было иное). Они избрали Звенидаля своим правителем - велесом*(* от слова "велеть"), а потом люди прозвали его Волхом.
***

- Бог Велес не мог быть человеком! - возмутилась княгиня Радомира.
- А почему бы и нет? - не сдался старый гусляр. - Разве любящий Отечество и Правду человек не достоин высокой чести?