Записки маримана. Кубинский карнавал

Владимир Мишурский
Необычный августовский зной, растопивший за последние несколько недель землю и воздух Восточной Украины, навевает на меня воспоминания о такой же точно жаре, но только в далеком 1982 году.

Тогда, в конце лета, теплоход «Эйжен Берг», где мы с Записецким проходили штурманскую плавпрактику, пришел в порт Сантьяго-де-Куба. Штурманская плавпрактика – это сказано сильно, ибо на учебу у нас просто не оставалось времени, так как мы с Олегом стояли в «штате». Записецкий был вахтенным матросом, а я дневальным в столовой команды.

Тропическая природа, благодаря влажному морскому климату, буйствовала зеленью и радовала глаз. Прямо в бухте резвились дельфины и хлопали крыльями огромные пеликаны. Но все это великолепие омрачала одна маленькая, но досадная деталь – на «Эйжен Берге» не работал «кондишн».

Кто бывал на Кубе, тот может представить состояние экипажа. Особенно тяжко было по ночам. Спасались тем, что укрывались мокрыми простынями. Так можно было поспать около часа, пока тонкая ткань не высохнет на теле. Потом приходилось вставать, мочить ее, и так несколько раз за ночь. Еще в нашей двухместной практикантской каюте был вентилятор, которым мы пользовались по очереди. Одну ночь я, другую Олег.

Тяготы такого существования скрашивало осознание того, что после Кубы будет обязательный заход в Европу, где на заработанные денежки можно отовариться. И еще одно событие яркой вспышкой маячило впереди – КАРНАВАЛ!!! В конце августа кубинцы заканчивали сафру (сбор сахарного тростника) и устраивали себе праздник.

Конечно, кубинское действо, ни в какое сравнение не могло пойти с тем, что происходит в Бразилии, но все же это должен был быть самый настоящий карнавал с масками, плясками и всяким прочим весельем. Все боялись только одного, чтобы нас не выгрузили раньше времени. Но так как кубинцы не самая трудолюбивая нация в мире, то наши опасения оказались напрасны.

Наконец долгожданный день настал, и мы с Записецким, в компании других счастливчиков, вечером отправились в город.

Так как танкерный причал находился от самого Сантьяго далековато, то наш «мастер»* договорился с кубинцами на счет автобуса.

Часиков в 18.00 весь экипаж, за исключением невезучих, которым по жребию выпало тянуть вахту, погрузился в обычный ПАЗик, и покатил на встречу приключениям. По приезду в город, нас ждал маленький конфуз. Оказалось, что карнавал начинается в 21.00 по местному времени. Автобус уехал, а мы в семь часов вечера оказались в центре города. По кубинскому времени было только шесть, и нам предстояло убить еще целых три часа до начала действа.

Солнце светило, словно днем, но жара уже немного спала. От нечего делать все разбрелись осматривать местные достопримечательности. Мы с Олегом оказались в разных тройках, но уговорили своих «старших»** держаться вместе, соблазнив их дармовой выпивкой.

Всем известно, что на Кубе никто не заказывает валюту, но мы с Записецким, узнав, что предстоит рейс на Кубу, по совету бывалых, затарились в Вентспилсе одеколоном «КАРМЕН» и «ШИПР», коий и сдали по пять песо за флакончик.

Имея по 25 песо в кармане, мы чувствовали себя богачами наподобие Креза, ибо пол литра местного пива стоили 50 центавос, а бутылка «ГАВАНА КЛАБ» около пяти песо.

Очень скоро выяснилось, что Сантьяго, по нашим меркам, небольшой городишко. В казармы МОНКАДО мы отправляться не захотели, а больше смотреть там особо и не на что. Поэтому мы решили заняться утолением жажды посредством пива.

Повсюду располагались небольшие торговые палатки, где белозубые негры и мулаты, в большой стакан из вощеной бумаги насыпали куски льда и заливали его янтарной жидкостью.

Так как мы с Олегом были на практике, то вынуждены были вести себя с оглядкой на помполита, который в конце практики должен был писать нам характеристики. По этой причине, крепче местного пива мы себе ничего позволить не могли. Наши же сотоварищи по группам, такими условностями связаны не были, поэтому уже через каких-то полчаса были, как говориться «навеселе»!

Народ потихонечку прибывал, и центральная площадь наполнялась отдыхающими. Мы вшестером перемещались от одного питейного заведения к другому, стараясь не терять друг друга из виду.

С каждой минутой это было все труднее и труднее, так как толпа густела, а градус все крепчал! Все усугублялось тем обстоятельством, что кубинцы безошибочно определив в нас СОВЕТИКО КОМПАНЬЕРО, старались угостить нас. Мы с Записецким отказывались, как могли, но отвертеться от любвеобильных жителей не всегда удавалось. Наши же согрупники были не столь непреклонны, поэтому вскоре могли передвигаться, только оперевшись на наши плечи.

До сих пор не могу вспомнить, как начался КАРНАВАЛ и во сколько он закончился. Помню только, что вдруг, мы оказались в разнаряженной орущей толпе, которая с воплями и плясками катилась куда-то! Все вокруг улыбались, хлопали нас по плечу, что-то кричали. Мы глупо улыбались им в ответ, крича ВИВА КУБА и ГРАЦИАС СЕНЬЙОРАС!

Все были в состоянии полнейшей прострации и эйфории, но время двигалось к часу ночи, и у меня в мозгу прочно пульсировала лишь одна мысль – нужно добираться в порт!
Там возле теплохода ЧМП*** «Роза Люксембург» нас должна была ждать шлюпка с «Эйжен Берга».

Мы с Олегом стали приставать к местному населению со словами: «ПУЭРТО, ПУЭРТО»? Те успокоили нас, показав, что процессия движется в нужную нам сторону. Но, оказалось, что из рядов карнавальщиков не так-то просто было выбраться. Они шествовали по улочкам, вдоль которых стояла плотная масса зевак. Точь в точь, как у нас на первомайских или ноябрьских демонстрациях.

Людской поток пронес нас мимо, и только благодаря местным полицейским, которые милостиво помогли нам прорваться сквозь плотное оцепление, мы смогли добраться в порт.

Мы с Олегом еле передвигали ноги, в прямом смысле слова волоча на своих плечах почти бессознательных сотоварищей.

Положив их на скамейки возле причала, мы принялись искать черноморский теплоход. Он возвышался невдалеке черной громадой, но нашей шлюпки нигде не было!

Было уже половина второго ночи, и первое, что пришло нам в голову – мы опоздали, и мотобот ушел без нас! Оставалась еще слабая надежда, что мы спутали место, поэтому мы решили подняться на борт одессита и расспросить вахтенного. Выслушав нас, парень заулыбался и показал вниз.

Там, недалеко от кормы теплохода, невидимая с причала, покачивалась наша шлюпка, в которой вповалку лежали тела остальных счастливых посетителей карнавала.

Мы с радостью перетащили туда и своих моряков. Часам к трем, удалось собраться всем, кто был отпущен в увольнение.

Единственным трезвым среди нас оказался моторист нашей шлюпки, который матерился во все горло!

Наутро никто не смог подняться. Маленько оклемались только к обеду!

Никогда не мог подумать, что одним пивом можно так упиться!!!
До сих пор жалею, что весь карнавал прошел, как в тумане. А жаль!

*Мастер – на флоте прозвище капитанов
**Старший – здесь старший группы. В то время увольнение на берег осуществлялось группами не менее трех человек, один из которых назначался старшим группы. Он нес ответственность за остальных. Старшими назначались моряки командного состава судна.
***ЧМП –Черноморское морское пароходство.