Болеро Равеля

Юрий Анников 2
Театр оперы и балета г. Екатеринбурга
(Правда, в 1963 году этот город назывался иначе. Но театр, надеюсь, остался неизменным и радует горожан по-прежнему).

Нас - солдат из местной воинской части - привели сюда строем. Да… неоднозначна ты - жизнь наша, матушка!

И вот начался какой-то там «одноактный балет»!

Свет гаснет. Сцена тоже не освещена. Таинственный мрак.
В этой тишине чуть слышно начинает звучать мелодия. Простая, тихая, вроде бы, - однообразная, но удивительно красивая.
Тай… Та-та-тая, та-та-тай. Та-та-тай! Музыка тайны, музыка сна.

Постепенно звучание мелодии усиливается, и вдруг узкий конус красного света выхватывает из середины сцены балерину. Её склонённая поза выражает забытьё сна.

Красный свет играет в складках атласного платьица. Цвета и оттенки - будто на картинах Брюллова!
Тихая мелодия становиться чуть оживлённее. Ударные инструменты пытаются заявить о себе, как о равноправном участнике мелодии жизни.
Сон покидает балерину: вначале плавные, просыпающиеся движения рук, потом оживает и вся склонённая фигурка. Наконец, она встаёт и начинается медленный танец!

В полутьме замечаешь, что на сцене (за конусом света, освещающего только балерину) замерли в сонном полузабытьи ещё несколько фигур, пары и группы.
Танцующая фигурка проснувшейся балерины выражает уже полное отречение от сна, ей уже недостаёт чего-то, она не хочет быть одной!
Трамм… Та-ра-ра, та-ра-ра-рам. Та-ра-рам! Та-рарима –та-ра рам!
Музыка будоражит, требует чего-то!

И вот, дотронувшись до одной из "дремлющих" пар, она – богия движения - "оживляет" их, включая в свой танец.
Конус света всё шире! В танец включается всё большее число пар! Сцена изображает местность, в которую приходит утренний рассвет. Уже различаешь картину горизонта и почему-то чувствуешь, что ты находишься в Альпах (хотя и никогда там не был)!

Танец всё оживлённее, танцоров всё больше, музыка всё громче, торжественнее, живее. Ударные уже превалируют, ведут за собой!
 
И вот кульминация - восход солнца!!

И что удивляет: в музыке почти та же мелодия, но, Боже, как она изменилась, как отличается от прежней, полусонной! Теперь и музыка, и танец всех участников это уже – будто страстное биение сердца, гимн рассвету, солнцу, жизни!

Удивительно выражено! И музыкой, и танцем, и меняющимся освещением, и декорациями. (Заслуга постановщиков!) И поэтому всё твоё существо подчиняется замыслу композитора. Который убеждает, что жизнь - это свет солнца, движение, радость, страсть!!!