Русский язык за два часа

Владимир Шевченко
                Русский язык за   два часа

В далекой лейтенантской юности произошел один эпизод, который совсем недавно вспомнил и решил записать.
    Так получилось, что после очередного увольнения в запас, у меня во взводе осталось три человека – замкомвзвода сержант  и два водителя. Прибывшее молодое пополнение представляло настоящий интернационал. На 22 человека приходилось 18 национальностей, от узбека с таджиком, до гагауза и табасаранца с езидом. Кто такие езиды  спросите вы –  это горские евреи. По русски первое время не понимали и я ломал голову, как скорее их всех научить. Вот шел я в холостяцкую общагу, а мне навстречу командир минометной батареи Алескандр Романов, очень хороший и толковый командир, у него за отличные стрельбы была даже медаль за БЗ. Что мол голову повесил – рассказываю так мол и так. А ты проведи с ними бег по зараженной местности в ОЗК, сразу вспомнят.
    На следующий день я подсунул командиру роты конспект, тот не глядя подписал и я за пару часов до ужина вывел свой взвод на плац. Принесли туда и ОЗК с противогазами. На построении объявил, что те кто понимает по русски – пойдет  убирать плац, а остальные со мной побегут. Смотрю глазки забегали, человека три сознались, что немного понимают и я им поставил задачу подметать плац. На остальных с помощью сержантов и русских водителей  напялил средства защиты, одел и сам. После круга в два километра остановил взвод  и подал команду снять противогазы – сняли сразу все. Вновь объявил, что кто вдруг вспомнил, что по русски понимает – пойдет подметать плац, остальные на второй круг. Потянулись руки – я мал мал понимаю и я, набралось человек пять. Назначил старшего, смотрю подводит группу  к сержанту, руку к пилотке, что то докладывает. Побежал с остальными еще круг, двоих тащут на спине. Не призналось только двое азербайджанцев – они заговорили через год и в основном на русском-матерном. Прихожу на следующий день в расположение взвода, замкомвзвода докладывает, что во время вашего отсутствия без проишествий. Здороваюсь – в ответ слышу четко «Здравия желаем товарищ лейтенант» Идет мимо командир роты, останавливается – как, ведь вчера еще не говорили. Отвечаю – за ночь научились. И служба пошла нормально, это потом на перекурах, ночами на боевом дежурстве рассказывали – старшие братья и дяди говорили – включай тумбочку, то есть не понимаю и работу будут давать полегшее. Вызвал меня правда замполит батальона – что за издевательства с личным составом, а я ему в ответ. Вот если бы я рядом на велосипеде ехал, да в спортивном костюме – это было бы издевательством, а я вместе с ними круги в ОЗК бегал. Вот так и научились, а потом солдаты рассказывали про свою жизнь на гражданке все, я даже знал сколько надо дать калым за ту, что окончила 8 классов  или 10 и почему за девушку, окончившую институт просили меньше – мол больно грамотная, права качать будет.