А. Максимов. Так было... 79. Жак и... 1

Виктор Сорокин
Анатолий Максимов. ТАК БЫЛО... 79. Книга вторая. Франция-Венесуэла-Египет. Часть 13


Жак и … (1)

Не успел я окончить все формальности с покупкой дома, как Жак пригласил меня провести несколько дней на юге Франции, в провинции Люберон. Я был удивлен таким внезапным приглашением – тем более, что между нами, им и мной, пробежала «темно-серая» кошка.

Жак, инженер-химик по специальности, был немного старше меня – на год, на два. Он приехал на выставку в Познань в качестве представителя французской фирмы. Каждая фирма, как правило, имела свой стенд и для его обслуживания прибегала к услугам местного населения. На мой стенд пришла женщина в простеньком, но скроенном со вкусом платье и с накидкой на плечах.

– Меня зовут Мария, – сказала она. – Что я должна буду делать?

Мария закупала необходимые продукты и готовила нам обед. На кухоньке всегда было чисто и прибрано. Мария работала молча, участия в наших разговорах не принимала. На стенде нас было четверо. «Столовые» расходы (Мария обедала с нами в качестве приглашенной) мы покрывали вчетвером.

Но вскоре на нашем стенде появился Жак. Сначала он заходил по нескольку раз в день – «что-нибудь выпить», а потом начал регулярно приходить к обеду и садиться с нами за стол. В итоге я ему предложил принять участие в расходах. Это Жака задело:

– Неужели такая солидная фирма, как твоя, не может оплатить наш обед?

Допускаю, что Жак не знал, что каждый из нас получал суточные на текущие расходы. Жак обиделся и ушел не пообедав. Через день он вернулся с бутылкой шампанского и радостно воскликнул:

– Я подписал контракт на выгодных условиях!

Он объявил это таким тоном, что можно было подумать, что остальные фирмы подписывают контракты на невыгодных для них условиях! Мария принесла бокалы и присела бочком к столу. Жак поднял бокал и произнес непристойный тост – как по содержанию, так и по форме: «Все польки-потаскухи при виде немецкой марки ложатся на спину – где попало и с кем попало»! Мария, оскорбленная такой выходкой, поставила бокал и ушла на кухню.

– Жак!..
– В чем дело?
– Отдаешь ли ты себе отчет в том, что ты сказал?
– А я ничего плохого не сказал! Так многие говорят!
– Спорить с тобой я не буду. Разыгрывать роль застенчивой «монастырской девицы, которая ничего не знает», я тоже не буду. Раз ты не умеешь себя вести подобающим образом, возьми свою бутылку и больше не приходи на наш стенд!

Жак ушел, и с тех пор я его не встречал. Были моменты, когда мы появлялись в одном и том же месте и в одно и тоже время, но мы молча расходились – как незнакомые.

А теперь этот самый Жак приглашает меня в свой дом, с предложением побыть некоторое время на юге Франции! В чем дело? Что произошло? Что происходит?

Признаюсь, что в тот период я был сам не свой: в состоянии сильной депрессии, безвольный, готовый следовать за тем, кто обращался ко мне последним. Меня не тянуло к еде, меня не тянуло ко сну – мне все было безразлично! Я не был в состоянии оценить обстановку и принять решение (сегодня, вспоминая этот период, не могу себе поверить, что такое могло случиться!). Я поехал на юг Франции.

...Доминик

Жак и его молодая жена встретили меня «как своего». Через день приехала подруга жены, Доминик, и было решено «это дело отпраздновать».

О каком «деле» шла речь? Почему мы что-то должны отпраздновать?

«Но я, как приглашенный, не могу же огорчать гостеприимных хозяев и их гостью, отказываясь от предлагаемой программы», – подумал я! Смутно, но помню, что я что-то клал в рот, чем-то запивал, потом я почувствовал себя нехорошо, и меня положили на кровать. Потом гостья мне шепнула, что создавшаяся в этом доме атмосфера может плохо отразиться на моем здоровье и если я согласен, она снимет комнату в отеле, в соседней деревне.

– Ну, а как Жак...
– Это мое дело!

Она меня перевезла и на следующий день въехала с вещами в мою комнату. Я посмотрел на нее с удивлением – ожидая объяснений. Она отмахнулась рукой, что должно было означать «не задавай пустых вопросов», и кудо-то уехала. Вернулась в отель лишь на следующий день к обеду и сказала, что была в конторе, занимающейся куплей и продажей недвижимого имущества, и что «откопала» исключительно интересное дело: гектар земли на склоне холма, с панорамой на километры и на километры...

– И все это почти даром! – сказала Доминик. – Кроме того, земля прилегает одной стороной к черте города... Ты понимаешь? На верхушке этого участка можно будет выстроить небольшой дом, в котором мы сможем жить без особых забот...

Я что-то понял, а что-то и пропустил. Во всяком случае, основного-то я и не схватил!

На следующий день мы поехали к нотариусу и заключили купчую на мое имя (как я до этого додумался?). Через день гостья исчезла, оставив маленькую записочку, в которой пожелала скорейшего выздоровления. И больше ничего!

А через день после ее отъезда мне стало так плохо, что я позвонил врачу. Было восемь часов вечера. Врач мне ответил, что кабинет закрыт и что он меня ждет завтра. В наш разговор вмешалась его жена и попросила мужа немедленно меня принять:

– Если человек тебе звонит в такой поздний час, это значит, что он нуждается в твоей помощи в эту же минуту, а не завтра»!

Я с трудом сел за руль и через час был принят врачом.

– Расскажите мне как можно подробней, как вы живете, что вы чувствуете и что вы переживаете.

Я ему все рассказал – все, что произошло со мной с момента смерти жены и до настоящего вечера. Я ничего не утаил.

Врач «воткнул» несколько иголок в разных точках тела, попросил свою жену принести мне стакан теплой воды, которую я выпил маленькими глотками, и вынес приговор:
– Иголки вам помогут отдохнуть. Жду вас завтра в обеденный перерыв. Все поправимо, несмотря на серьезность положения, но при одном условии: вы должны будете срочно принять правильное решение.
– Какое, доктор?
– Это вам решать какое, а не мне!

На здании мэрии пробило двенадцать ночи, когда я вышел из кабинета врача.

На следующий день я переехал в отель, поближе к кабинету, а через неделю врач мне сказал, что я могу возвратиться домой – при условии, что через полгода я приеду к нему «с визитом».

По совету врача (но без его подсказки!) я принял «правильное решение», и ко мне вернулось мое прежнее состояние.

Просматривая нотариальный акт на купленный участок, я обнаружил, что повесил себе на шею камень: земля оказалась «крестьянской», на которой я ничего не могу построить – я не фермер. Неужели нет выхода?

Для выяснения своих прав и возможностей, я поехал в Люберон, в отдел «архитектурных требований и обязательств» для данной местности, директором которого оказалась «старая дева», которая перечислила казенным языком все то, что не соответствует архитектурному аспекту края и мои обязанности в данном случае.

– Мадам, я приехал с одним лишь желанием, а именно: вскоре наступит лето, и я хотел бы провести некоторое время на своей земле. Я знаю, и вы мне это потвердили, что на данном участке строительство невозможно. Поэтому я подумал об установке на этой земле маленького барака такого типа, в котором хранят огородный инструмент. Мой вопрос: можете ли вы мне указать допустимый тип такого барака?

Директриса замялась с ответом.
– Вопрос, конечно, непростой и требует серьезного обсуждения. Разрешите пригласить вас на ужин, когда вам это будет удобно, и мы поговорим на эту тему.

Мы сидели «на поплавке» и ждали обещанную свежевыловленную рыбу. Тем временем я показал собеседнице несколько фотографий «моей земли». На одной из них были видны полуразрушенные стены прежнего строения.

– Вам все ж таки везет с вашей землей. Посмотрите внимательно на эту фотографию: на ней не хватает балки, которая поддерживала крышу. Если вы мне принесете фотографию с балкой на стенах, лучше обгорелой, я вам дам разрешение на восстановление бывшего дома – при условии, что его размеры фундамента не будут изменены...

Я вспомнил Доминик, которая предлогала выстроить дом и... переехать туда жить!
«Неужели директриса тоже»... Теперь у меня появились другие проекты!

Я поблагодарил директриссу за ее любезность и отзывчивость и вернулся домой.

Нотариальный акт и фотографии положил на полку – наследники разберутся! Меня утешала мысль, что разрастающийся и расширяющийся город сможет включить мою землю в свой периметр и что мои дети (или внуки) окажутся обладателями небольшого капитала: десять тысяч квадратных метров незастроенного участка в городе будут расценены дороже, чем фунт изюма!

Почему Жак пригласил меня к себе? Кто такая Доминик и почему она оказалась в доме Жака именно в тот момент, когда я был там? Почему Доминик приняла такое «деятельное участие» в моей судьбе? Неужели Жак придумал такой сценарий, чтобы отомстить мне за прошлое, повесив мне на шею «мертвый участок земли»? Допустить нечто подобное со стороны Жака я мог бы, но у меня для этого не было никаких доказательств!

В эту долгую, долгую ночь,
Когда мысли кружатся, как осы,
Когда только одни лишь вопросы,
Кто мне смог бы помочь?

Продолжение следует.