Падения

Элам Харниш
Когда человек падает?...

Частенько людям случается терять равновесие от толчка или удара, иногда из-за невнимательности... - не посмотрел под ноги и готово... - собирай кости...

Наоборот тоже бывает... - осознаём и опасность, и риск, но нет никакой возможности дотянуться до спасительной ветки, верёвки или протянутой руки... - мы балансируем на скользком, или тонком, но шансов не упасть очень мало... - их практически нет...
 
Ну и по-другому... - знаем, проходили... Ты уверен, что максимально надёжно стоишь на ногах, что тебе не только ничто не угрожает, а всё просто супер-пупер... - душа в состоянии эйфории...
Парадокс в том, что чем выше на крыльях успеха или счастья мы взлетаем, тем менее надёжной становится страховка, и тем больнее приходится падать...

В такие мгновения, далеко не каждый осознаёт уровень грозящей опасности... – так уж мы устроены... - кульбиты Михаэля Шумахера на горнолыжной трассе, чем не пример...
Падение после взлёта, суть есть наказание за неправильный расчёт при разбеге, за надежду на авось...

Часто нашим приземлениям находится множество свидетелей, и от стыда за неловкость или неудачливость, бывает ещё больней...

***

У меня, как у обычного человека свой список падений... - из совсем нежного возраста, конечно, в памяти ничего не сохранились... - костей не ломал, а значит ничего достойного внимания...  - если ребёнок не падает, то он либо инвалид-колясочник, либо ангел с крылышками...

Первое памятное падение произошло, когда мне было около пяти лет...
Я катался на трёхколёсном велосипеде и хорошо помню, что въезжал во двор...
У взрослых, гулявших со мной, было прекрасное настроение... – я слышал радостные голоса и смех, всё было так здорово... - разогнался и... - переднее колесо попало в водосток...

Летел я, наверное, тоже красиво... - через руль, и приземлился на свой собственный нос... - представляю какой ор стоял... Потом много недель ходил, отколупывая засохшую кровяную корку...

Болевые ощущения, конечно же, не запомнились, зато после обеими ноздрями чисто не дышал никогда... - женщины смеясь, говорили, что по ночам я всегда соплю...

Следующая потеря опоры случилась, когда мне было лет десять... - мой одноклассник Мишка толкнул меня с широкого бордюра подъездного крыльца в нашем дворе...   
Толчка я не ждал... - падая, ударился спиной о выступ стены...

Уверенно могу сказать, что не плакал...
Вернувшись домой, снял рубашку и порадовал бабушку... - она вынуждена была смывать кровь с моей поясницы и прижигать ссадины йодом...

На Мишку я зла не держал... – какое-то время спустя он получил от меня камнем по лбу, причём получилось смешно... – удирая, он бежал настолько быстро, что догнал летящий камень... – можно сказать, что они столкнулись... - удар пришёлся не в
затылок, а почти в лоб... - шишка была просто супер...

Падения во время детских драк и футбольно-хоккейных баталий не в счёт... - их  пропустим, хотя... - из песни слова не выкинешь...

Драться приходилось часто, и я считал, что прочно поставлен природой на ноги... – сбить меня было достаточно сложно...
Обычно отвесив пинков и тумаков и получив порцию в ответ, я валил противника подсечкой, дожимая борцовским захватом...

Моё детское самомнение было наказано старшим мальчишкой самым жестоким образом... - в тот момент, когда я пытался пнуть его, получил кулаком в нос и рухнул навзничь...

Запомнился ещё один полёт... Я занимался вольной борьбой и, естественно, первое, чему нас учили, это правильно падать... - делать это приходилось десятки раз за тренировку...

Однажды тренер поставил меня отрабатывать приёмы борьбы в партере с крупным и тяжёлым соперником...
Районский парень недолго терпел мои попытки провести приём... - улучив момент, так дёрнул за руку, что я, перелетев через него, всем телом звонко грохнулся об маты и несколько секунд лежал оглушённый, соображая что к чему...

А вот ещё один эпизод из детства... В далёком семьдесят девятом году родители повезли нас с сестрой по Северному Кавказу, доехав до Ростова...
Во время поездки мне запомнился спуск к воде с крутого берега горной реки на собственной пятой точке, но, скорее всего, это нельзя считать падением... - наоборот, тогда я обрёл точку опоры, правда изрядно расцарапавшись...

На обратном пути, на каком-то привале отец поставил палатку...
Видно, на секунду расслабившись, я решил облокотиться на неё... Как результат... - пришлось оправдываться, заявив, что у меня закружилась голова, а мама вынуждена была зашивать прореху длинной сантиметров тридцать...
На этом история детских падений заканчивается...

Следующее, врезавшееся мне в память, произошло в студенческие годы, на военных сборах...
Я пребывал в подавленном настроении... – за день до схлопотал пару на экзамене, и естественно, лишился стипендии на предстоящий семестр...

На момент окончания 45-дневных мучений изрядно похудел и, наверное, ослабел... – дней через десять после их начала, побывав в кухонном наряде, увидел, как "моется" посуда, отказался питаться в солдатской столовой, а последние две недели, после того как кончились деньги, присланные из дома, питался хлебом и самой дешёвой, жидкой советской сметаной...

Поднимаясь по лестнице в чайную, расположенную на территории части, чтоб купить пачку печенья, потерял равновесие и полетел вниз, считая спиной ступени... – видно, тогда у меня, в самом деле, закружилась голова...
Ребята подняли меня, и я пару минут приходил в себя...

***

Два падения пришлись на первые годы супружеской жизни...

Зима... Возвращаюсь с рынка, в руках сумка с продуктами... - на мне жёлтая дутая куртка...
Улица, по которой я спускался, на подходе к Дворцу Республики при нашем Бакинском ветре из-за своего направления с севера на юг, превращается в аэродинамическую трубу...

Норд фигачил в спину, дутик сыграл роль паруса, заставив бежать... Да что там бежать... – почти лететь... Наверное, в тот момент я ощутил эйфорию...
Но законы физики быстро спустили меня с небес на грешную землю, причём в буквальном смысле слова...

Время вечернее и на улице, слава богу, почти никого нет... - надеюсь, никто не увидел моего позора... Ветер поднял меня, и шваркнул об асфальт, будто я не  восьмидесятикилограммовый малый, а пустая картонная коробка...

В тот раз всё обошлось... - куртка смягчила удар, было смешно и стыдно, а вот следующее падение было куда более болезненным...

В начале девяностых я работал в издательстве, занимаясь бизнесом под крышей газеты бесплатных объявлений... С работы выходил очень поздно...

Зимний вечер, на улице гололёд...
Останавливаю проезжающее такси... - оно юзом тормозит на противоположной стороне улицы, и тут я заторопился... - мне быстрее захотелось спрятаться в тепле салона авто...

Пластиковые подошвы сапог скользнули, ноги поехали, и в следующий момент я грохнулся на спину так, как не падал никогда в жизни... - бедная моя спина... – большинство приземлений пришлось на неё... – отсюда и теперешние проблемы с позвоночником...

Дипломат улетел под такси... - я лежал оглушённый и не мог пошевелиться...
Подняться помог водитель... - довёл до машины и усадив на переднее сиденье, достал мой кейс...
Дар речи вернулся минут через пять, когда отошёл болевой шок...

***

За последние годы запомнились ещё несколько падений...

В 2001-м году... - в драке во дворе, защищая честь своей семьи, был сбит с ног тремя или четырьмя налетевшими соседями...
Падая, выставил руку и сломал её... Что поделаешь... - драка, она и в Африке драка... 
Это падение с переломом, морально подняло меня в глазах многих, в том числе в глазах дочки, да и в своих собственных...

Без преувеличения, самая смешная потеря точки опоры случилась в 2005-м...
Тогда я только начал работать на рынке форекс... - карауля движения валют, иногда по ночам оставался в офисе... Спал, естественно, в кресле... 
Забыв, где нахожусь, решил сменить позу, повернулся и... - очнулся лёжа на полу, под выбросившим меня ложем...

От смешного до трагического один шаг...

С форексом связано самое тяжёлое моральное падение, из случавшихся в жизни... После трёх лет мучений, вылетев с этого рынка, думал, что уже не поднимусь...

Накрылись надежды подняться по социальной лестнице, иметь приличный достаток, стать благополучным... – тропиночка вверх сплошь заросла бурьяном... - за каждым поворотом судьба посылает испытания... - норовит сбить с ног... Расслабился, зазевался и пош-шёл вниз... – аж в ушах свистит, на зависть экстремалам... - по широкой, укатанной, словно мылом смазанной трассе...
 
И, тем не менее, какое беспокойное существо человек... – долетев до дна, потёр ушибленную душу, отряхнулся, потоптался, осмотрелся... - и вот опять цепляюсь, карабкаюсь, правда, не совсем чётко понимаю куда... А, собственно, какая разница...
Думаю, цель не столь важна... - сам процесс более актуален...

***

Процесс, путь, дорога... На ней всё... Успехи и потери, взлёты и падения...

Утреннее падение в офисе весной 2009-го года от потери сознания, случившегося из-за нехватки воздуха в помещении, вряд ли можно рассматривать, как падение по неосторожности или из-за эйфории... - хорошо ещё, что не успело загореться, а только слегка поджарилось сохнущее бельё, упавшее вместе с опрокинутым на обогреватель стулом... – холодный метлах на полу, вовремя привёл меня в чувство...

В 2011-м, во время праздника Новруз, споткнувшись в спешке, навернулся с лестницы у себя во дворе... – снова куртка смягчила падение, а рука, на которую приземлился, ныла две недели...

Осенью 2012-го, думая что наступаю на мокрый асфальт... - блестел, сука, как обычно, поскользнулся на жидкой грязи и растянулся в луже... Этого точно никто не видел... - был поздний вечер, оказавшись поблизости, я шёл смотреть очередную квартиру, от которой в барсетке лежали ключи...

Матерясь, на чём свет стоит, поднялся на хату и минут тридцать застирывал и очищал куртку, джинсы, сапоги, а потом мыл заляпанные полы в ванной и коридоре...
Кстати, объект мне так и не понадобился... - хозяйка той ещё сукой оказалась...

В 2014-м ночью в офисе снова потерял сознание... - очнулся сидя на холодном полу... Видимо давление упало...

Но это всё мелочи... – лишь бы бог миловал от дальнейших моральных потерь равновесия... 
Постараюсь не гневить его, чтоб не уронил ещё раз ненароком...

Да и вы, мои друзья, берегите себя...

***

Мог бы и не рассказывать про это... Всё равно никто не прочтёт... Сам не знаю, зачем описываю... От скуки, наверное...
Случилось, таки...

Наверное, бог за что-то наказал...

Может за то, что после того как помог подняться упавшей около станции метро "28 мая" девчонке, написал про это стихотворение "Эпизод сюжетный"...
Вот оно... - http://proza.ru/2024/01/06/1464

3 февраля 2024 года в пятом часу пополудни, шёл на бульвар и переходя на зелёный центральную улицу Узеира Гаджибекова, увидел как загорелся красный... Попытался ускорить шаг, чтоб опередить, начавшие двигаться автомобили, нога скользнула и на глазах у прохожих и водителей, потеряв равновесие, я рухнул, больно ударившись об асфальт левыми ладонью и коленом...

Поднялся сам, без посторонней помощи... Происшествие не изменило намеченного маршрута... - тем же вечером более часа гулял с внуком...
Ладонь после ныла неделю, а на колене красовался внушительный синяк...

Но это ерунда, по сравнению с состоянием души... Ведь после того, как не стало работы, от слова... - совсем, сказать, что она саднит и ноет, значит не сказать ничего...

Ну да ладно... На фоне горя, которое накрыло планету на Украине и Ближнем Востоке, это просто мелочь, о которой даже думать не стоит...

Такие вот пироги с котятами... - ты их ешь, а они пищат...